Вчера в Царском Селе презентовали результат года сложнейшей работы — VR-версию Янтарной комнаты. При поддержке «Газпрома» специалисты «Царского Села» и виртуальные «реставраторы» из команды «Стереоформа» трудились над созданием максимально точной виртуальной модели знаменитого интерьера. Получилось не зря: по оценкам, подобной детализации нет ни у одного VR-музея мира.
«Самым сложным было 3D сканирование прозрачного янтаря. Необходимо поймать правильное освещение, ведь янтарь — материал прозрачный и отражает лучи; кроме того, в зависимости от времени суток и освещения он меняет цвет и его интенсивность. Поэтому съёмки мы проводили только в определённое время суток, примерно по два часа в день, — говорит Дмитрий Мачача, автор VR-версии Янтарной комнаты и управляющий партнер московской студии «Стереоформа» на представлении проекта «Янтарная комната. VR-версия» в Екатерининском дворце. — За год были сделаны несколько сотен тысяч снимков, затем они были обработаны так, будто по ним прошелся мастер-резчик в специальной программе, и затем их собрали в VR-модель. Теперь у зрителя из любой точки мира есть возможность посетить Янтарную комнату, не выходя из дома. Для этого нужно иметь VR-очки и, пользуясь триггером, можно самостоятельно совершить экскурсию по Янтарной комнате, приближаясь к любому предмету, и в подробностях разглядеть каждую деталь памятника истории и культуры. Вся справочная информация собрана в видеоформате. У виртуального посетителя, кстати, гораздо больше доступных ракурсов, чем у обычного посетителя дворца, который видит сокровище только с уровня собственных глаз».
VR-версия Янтарной комнаты стала вполне самостоятельным цифровым произведением и третьим по счету изводом «восьмого чуда света», как называет Янтарную комнату Ольга Таратынова, директор музея «Царское село»:
«Все гости Екатерининского дворца, откуда бы они ни приехали, первым делом желают осмотреть Янтарную комнату, это мировой бренд. Теперь он станет еще доступнее, и не только в нашей стране, но и во всем мире, особенно для молодежи, которая живет в VR-среде. Например, в Китае в дополненной реальности ежедневно пребывают до полумиллиона человек».
Первая Янтарная комната была дипломатическим подарком Петру I от Фридриха Вильгельма, во время Второй мировой немцы ее вывезли в Кенигсберг, там она исчезла и не дает покоя искателям сокровищ. Вторую версию — научную реконструкцию — создавали больше 20 лет начиная с 1981 года под руководством легендарного мастера Александра Журавлева. В год 300-летия Санкт-Петербурга она была торжественно открыта. Как замечает Борис Игдалов, директор Царскосельской янтарной мастерской, когда в нулевые годы была найдена одна из подлинных флорентийских мозаик и ее сравнили с реконструкцией, то сравнение оказалось не в пользу оригинала.
Теперь есть третья, высокотехнологичная версия Янтарной комнаты, выполненная в формате VR. Первыми ее увидят в Калининграде в Музее Мирового океана в рамках выставки «Пётр I. Начало янтарного пути» в честь 350-летия императора.
Высокие технологии VR стали сегодня практикой музейного дела. Так, во Франции фотограф Рафаэль Даллапорта создал с помощью 3D-сканирования точную копию пещеры Шове — одного из сакральных мест человечества с наскальными доисторическими рисунками — в специально сконструированном для этого пространстве неподалеку от города Валлон-Пон-д’Арк, открытом в 2015 году. А компания Ubisoft выпустила бесплатный исследовательский проект «Нотр-Дам: путешествие во времени», который показывает собор до пожара и позволяет осуществить по нему VR-путешествие. Этот проект теперь используют реставраторы в ходе восстановительных работ.
Кстати, в мае после выставки в Калининграде Янтарная комната отправится в Воронеж и Псков, а затем и в другие города, увидеть ее в неотличимом от реальности виде сможет любой.