Найти тему

Природа успеха ресторана

Проблема поиска формулы успеха терзает многих на протяжении всей истории цивилизации. Какой набор действий или принципиальный подход определяет успех? Держится ли он на эзотерике или на логике? Кто-то говорит, что ответа нет и никогда не будет, а если вы и постигли успех и превратили это в метод, то вам всего лишь кажется, а Ваши мысли являются прямой проекцией вселенной и вам не принадлежат. Другие же продают этот метод окружающим, утверждая, что линию успеха можно простроить и пройти по ней, достигнув предсказуемого результата.

Успех в идее или же в ее реализации?

Ясно одно, успех — конструкция многоуровневая, в структуре которой есть такие факторы, как «нужное время», «нужное место», актуальность идеи, качество проработки, правильно поставленные процессы, отношения внутри и снаружи коллектива, качество сервиса, удача в конце концов. Для собственника любой идеи сверхважно уметь ориентироваться в структуре успеха, важной частью которого является то пространство, в котором идея будет воплощаться в жизнь.

Давайте попробуем вместе с вами посмотреть на успех с точки зрения архитектора, ведь именно архитектор является как свидетелем, так и соучастником становления хорошей или же плохой концепции ресторана.

Исходя из десятилетнего опыта работы над созданием ресторанов, мы понимаем, что главной целью архитектора является не только и не столько создание альбома чертежей, которые будут переданы на стройку, сколько воплощение комплексного видения собственника через физическое пространство объекта. Иными словами, нужно осуществить перевод с языка ценностей, которыми мыслит ресторатор на язык дизайна.

«Зрить в корень»

Комплексность видения или, как говорят, «зрить в корень», присуще собственникам и не дано остальным. Видение, как понимание процесса и конечного результата, либо существует в сознании ресторатора, либо нет, третьего не дано. В первом случае архитектор, как некоторая призматическая субстанция, раскладывает луч видения ресторатора на спектр из различных архитектурно-дизайнерских решений, организуя их в единую композицию.

Во втором же случае происходит как бы обратное действие, спектр собирается в этот самый луч. Видение на будущий ресторан формируется в процессе работы ресторатора и архитектора и роль архитектуры заключается в подпитке этого процесса различными идеями, которые лежат в плоскости визуальных образов, ведь визуальные образы способны дать возможность, оттолкнувшись от них, создать концепцию ресторана и определить формат заведения.

Обстоятельства задают тон

Иногда решающую роль играют внешние обстоятельства, которые задают тон дальнейшим действиям. Пример: появилось помещение в удачном месте с высокой проходимостью, и помещение это само по себе является городской витриной, имеет хороший обзор, «распахнуто» в город.

Оценив помещение с точки зрения пространства, архитектор даёт заключение о том, что большого количества посадочных мест не будет, однако можно завысить уровень посадки до полубарной, расположить места относительно тесно и в голове ресторатора и архитектора начинает рисоваться картинка условного fast casual «винного бара», в котором не бронируют cтолы, посадки без подушек, акцент сделан на линию выдачи бара, а кухня, хоть и открытая, но спрятана за бар как бы вторым слоем.

Тональность заведения достаточно темная, уровень среднего чека, винная карта ограничена определенными параметрами, меню на одной странице а4 формата... и так далее, все начинает выстраиваться в стройный концептуальный ряд, о котором пойдет речь далее.

Работа с ожиданиями

Ожидания – это то, что сложнее всего сформулировать в ТЗ. Сложно ухватить параметры этого ожидания, так как правильно сформулированное ожидание и есть виденье. Архитектурно-дизайнерский продукт, а речь сейчас идет не о реализации, а о проекте на бумаге, является проекцией ожидания 1 уровня.

Он должен быть убедителен, каждый элемент должен иметь обоснование, каждая идея не должна быть беспочвенна, а должна занимать своё место в концептуальном ряду. А построенный объект – это проекция ожидания 2 уровня. 3 уровень – это воплощение ожиданий в жизнь, когда по пространству ресторану начинают перемещаться люди, когда появляются довольные гости, которые становятся постоянными, это хайп от полного зала и хорошие чаевые.

Так что там с постановкой задачи?

Заказчик должен выдавать ТЗ архитектору не на уровне образов, а на уровне ценностей, ожидания должны быть не проекцией образов, а проекцией ценностей.

Ценности — это то, за что готов платить покупатель. Ценности — это то, что он купит снова. Момент посещения ресторана – это момент, когда деньги меняются не только на материальные ценности, но и на нематериальные, а именно: качество сервиса, атмосфера, которая задает определенное настроение и формат поведения и погружает зрителя в себя или же НЕ погружает.

Нематериальная составляющая является весьма существенной частью всего процесса, ведь ресторан или же кафе, или же бар является социокультурным объектом, попадая в который жители города превращаются в гостей и начинают процесс самовыражения, у них вырабатываются новые социальные навыки, они получают новую информацию и воспринимать ее (информацию) гости начинают по-новому, что безусловно влияет на личность каждого.

Это и должно ложиться в основу задания на проектирование заведения, такой вопрос: а каким образом мы в результате строительства и постановки процессов ресторана должны «повлиять» на гостя, что мы должны передать ему как ценность? Может быть это будет частичка культуры какой-то страны или местности с ее индивидуальными особенностями, а может это будет ощущение отпуска, праздника, ощущение быстрого и легкого выхода из привычных (повседневных) обстоятельств, так сказать, освежить рецепторы от монотонности жизни. Понимание этого — есть фундамент успешной концепции.

Тысяча способов, верный — один

Работая над концепцией заведения, важно помнить о том, что для любого помещения может быть разработано тысяча и одно решение. Когда мы говорим об оформлении помещения с нуля, то подразумеваем, что нам известны только контур помещения, высота потолков и проемов, некоторые технические ограничения, локация.

Поэтому главной функцией архитектуры является организация пространства. Работа над ней начинается с планировки, определения положения основных функциональных зон: кухни, бара, санузлов, гардероба, отдельных зон для компаний, а также основной части зала, объединяющей все пространство.