Найти тему
Мытищинский Музей

Дачи в 17 столетии

-2

В преддверие дачного сезона мы публикуем очерк из газеты «Московский листок» за 1887 год «Дачи в 17 столетии»

Обычай на летнее время выезжать из Москвы в пригородные дома относится к глубокой древности. Пример тому подавали сами государи. Так известно, что царь Иван Васильевич Грозный в летнее время проживал на Воробьевых горах; царь Михаил Федорович – в селе Коломенском.

Еще большим любителем сельской жизни в летнее время был царь Алексей Михайлович. Он купил село Измайлово и развел здесь отличный хозяйственный хутор на новый немецкий образец. Тут у него были неоглядные пашни, очень старательно возделанные, на которых особенно много высевалось льна. Тут у него были и плодовые, и увеселительные цветочные сады, рыбные пруды, мельницы, риги, амбары и всевозможные хозяйственные постройки. Был и аптекарский огород; росло множество дорогих и редких в Москве цветов и кустов. В садах были устроены обширные пасеки для собирания меда. В иных садах разводился виноград, грецкие орехи, шелковичные деревья. В огородах росли арбузы и дыни. А о плодовых деревьях: яблонях, грушах, сливах и о ягодных кустах: малине, крыжовнике, барбарисе и говорить нечего: их были сотни и тысячи. Само собою разумеется, что при таком хозяйстве было множество всякого скота: лошадей, коров, быков, волов, овец и разных домашних птиц: индейских и русских кур, гусей уток и пр.

Каждой статьей хозяйства заведовали мастера своего дела, которых царь призывал из всех мест, где славилось хозяйство, русских и иностранцев, с востока и запада. Немцы, да и русские мастера устраивали разные машины: для молотьбы хлеба или для подъема воды на высоту поливки растений.

В рабочую пору в Измайловских полях работало одних только жнецов до 700 человек. Для ухода за полями в село Измайлово были переселены крестьяне из дворцовых волостей в количестве 664 семей. Царь очень часто сам присутствовал на работах, особенно во время ярового и ржаного сева, который происходил всегда с некоторым торжеством, яровой – в начале мая, а ржаной – с 1 августа. К этим дням государь посылал в Троицкий и Саввинский монастыри за освященным маслом и святой водой. На озимом или яровом поле раскидывался шатер, в котором устраивали молебен, святили воду и в кадках разносили для орошения пашни.

Если не таким хозяйством, то затейливостью постройки отличалось другое дачное помещение государей – село Коломенское. Царский дворец в Коломенском отличался таким великолепием, что его называли «осьмым чудом света».

В селе Коломенском также велось дворцовое хозяйство, но в несравненно меньшем объеме, так как Коломенское было собственно официальной резиденцией русских государей в летнее время, где они производили все государственные дела и принимали послов.

Выезд государя из Москвы в одно из дачных мест, Коломенское или Измайлово, походил на обыкновенные выезды, когда предпринимались походы на богомолье. Вместе с государем выезжал и весь придворный штат, за исключением тех, кому по наряду указано ведать дворец царский в Москве. Такой выезд в документах назывался «походом». Вместе с государем выезжали иногда и думные люди, получавшие помещение во дворце, но в большинстве они приглашались в известные дни в летнее помещение государя «сидеть у дел».

Выезд государя на дачу служил сигналом к разъезду служилых людей на свои «загородные дворы». Все служилые люди высших степеней, как бояре, окольничьи, думные дьяки, имели свои загородные дворы большей частью за Пречистенскими и Смоленскими воротами, а также на Пресне, в Сущеве, за Калужскими воротами, за Кожевнической слободой и вообще вокруг тогдашней Москвы. Дома эти отличались более легкой постройкой, обширностью и поместительностью. Выезжая на дачи, брали с собой часть имущества и прислуги; остальное имущество, особенно дорогое, отдавали на сбережение от воров и пожаров в монастыри и приходские церкви или сносили к знакомым и родным в каменные кладовые. Загородные дома обыкновенно были окружены тенистыми садами и огородами; в садах росли яблони, груши, вишни, сливы, смородина и крыжовник. В огородах сажали капусту, свеклу, горох, бобы, морковь, огурцы, тыквы и дыни. Для ранних огурцов и дынь были устроены парники. Тут же были пруды с разной рыбой.

Дачной жизнью наслаждалась вполне только женская часть семьи; мужчины то и дело были призываемы в Москву и в царскую резиденцию по разным делам; приказные судьи и дьяки должны были ежедневно являться в приказы, что, однако, исполнялось не очень строго.

Продолжительные отпуска на лето в дальние вотчины давались очень редко, и то в случае уважительной причины: по случаю пожара, бегства крепостных крестьян, размежевания с соседями, так что весьма часто случалось, что владелец во всю жизнь не побывает в какой-нибудь своей вотчине.

Нечего, конечно, и говорить, что купцы и посадские люди и не помышляли о загородных дворах, но гости, высшее купеческое сословие, имели свои подмосковные вотчины, где и проводили их семейства летнее время, впрочем, купцов, имевших звание гостей, в 17 веке было очень немного: в 1699 году в Москве их насчитывалось 25 человек, да в городах: Устюге, Архангельске, Ярославле, Брянске, Симбирске и Нижнем Новгороде -7 человек.

Подробнее читайте на сайте Мытищинского историко-художественного музея: https://mytyshimuseum.ru/

#Мытищи #Мытищинскиймузей #культураонлайн
#мытищилайф #нашеподмосковье #культураМО
#гоМытищи #Московскаяобласть #Мытищи2022 #нацпроекткультура