Эта статья о выдающихся психиатрах, которым собственные психические трудности не помешали стать блестящими специалистами и даже помогли разработать известные на весь мир техники и теории.
Карл Густав Юнг. В его истории болезни написали бы: "наследственность отягощена" - его дед и мать страдали психическими заболеваниями.
Он рос замкнутым, предпочитая мир собственных мыслей и фантазий. В автобиографии он опишет, как начинает слышать неведомые голоса и бродит по саду с воображаемым собеседником - «стариком с рогами быка».
Юнг пишет: "по иронии судьбы я, психиатр, на каждом шагу встречал тот самый материал... с которым можно столкнуться разве что в сумасшедшем доме».
Знаменитая теория "коллективного бессознательного" основана на психотических переживаниях автора.
Известнейший отечественный психиатр - Василий Хрисанфович Кандинский (фото ниже) еще в 1880 г. в своей первой работе о галлюцинациях дал подробное описание этого феномена на основе самонаблюдения и последующего искусственного его вызывания. А синдром психического автоматизма (ощущение пациента, что на него воздействуют, читают мысли с помощью специального аппарата) был описан учёным в том числе на собственном примере и назван в его честь. Эти данные являются ценнейшими для понимания патогенеза шизофрении.
Основатель когнитивно-поведенческой терапии Аарон Бек собственную биографию называл наиболее ярким показателем того, что психотерапия действительно работает. Из бедного и пугливого мальчишки из гиперопекающей эмигрантской семьи он превратился в одного из самых влиятельных психотерапевтов в мире.
Однажды Аарон сломал руку, и у него развился сепсис. Он выжил, но тревоги родителей, разговоры с врачами – все это породило в нем фобии.
Именно детские страхи помогли ему стать тем, кем он стал. Чтобы их победить, он поступил в медицинский колледж. Бек вспоминал: «заходить в операционную было мучением, но раз за разом я преодолевал это чувство. Сначала трясся, шатался, испытывал слабость во всем теле. Но со временем шаг мой стал тверже: я научился спокойно наблюдать за операциями».
Это метод экспозиции - постепенного столкновения с объектом страха. Сегодня он повсеместно используется когнитивно-поведенческими психотерапевтами.
Ученик и соратник Бека Роберт Лихи в юности страдал паническим расстройством и испытал техники когнитивной психотерапии на себе. Он стал ведущим специалистом по терапии эмоциональных нарушений с колоссальным опытом лечения именно тревожно-фобических пациентов.
Из приведенных примеров мы можем сделать вывод, что психические трудности - вовсе не приговор и они могут стать ресурсом для чего-то значимого. И как говорил Уильям Шекспир: "Нет ничего ни плохого, ни хорошего в этом мире. Есть только наше отношение к чему либо".
Автор статьи - Елизавета Казьмина, клинический психолог медико-психологического центра Белтико.