Когда-то давным-давно, в другом государстве, один из мудрых университетских преподавателей говорил нам – предела человеческой глупости не существует. Мы не то, чтобы с ним не соглашались, но по молодости, и местами наивности, считали, что все же есть. Жизнь подтвердила его слова. И что самое печальное, продолжает подтверждать до сих пор.
Я достаточно много пишу и выступаю на тему преподавания истории в школе, благо сам являюсь профессиональным историком и археологом, да и учу детей уже 34 года. Смею тешить себя иллюзией, что кое-что в этом вопросе я понимаю.
Сегодня в СМИ прошли две новости. Первая о том, что с 1 сентября в школах будут поднимать флаг и исполнять гимн. Вторая, что с нового учебного года историю будут преподавать с 1 класса. Не могу сказать, что данные новости меня повергли в шок – не повергли. Но недоумение вызвали и весьма серьезное. Причем больше всего меня заинтересовал вопрос – в каком мире живет наш министр и он точно ничего не употребляет из запрещенных законом препаратов?
Дети, до определенного возраста, твердо убеждены в том, что взрослые все знают, а учителя – просто ходячая энциклопедия. Потом, дети взрослеют и понимают, что это не совсем так. И взрослые не все знают, и учителя, бывает, энциклопедию только в библиотеке видели. Я, иногда, ловлю себя на мысли, что хочется быть как ребенок – уверенным в том, что нашим образованием руководят люди, которые хоть немножко в этом самом образовании понимают. Но, увы, я не ребенок и прекрасно понимаю кто и как руководит образованием, чью интересы отстаиваются и почему именно так, а не иначе это происходит.
Но давайте к сути вопроса. Заявление министра было сделано на Первом всероссийском школьном историческом форуме «Сила – в правде». Про сам форум сейчас говорить не буду, отмечу только, что это очередная внутренняя тусовка министерства и общества Знание. Кто и как туда попал и как это вообще готовилось оставлю за скобками. Обращусь к заявлению Кравцова: «С нового учебного года в школах по понедельникам будет исполняться Российский гимн». Почему именно по понедельникам? Начало недели? Но логичнее исполнять его каждый день перед началом уроков. А как будут действовать в школах, работающих в две или три смены? А, восприятие детей этой обязаловки? Нет, я не против того, чтобы в школах каждый день перед урокамм исполняли Гимн мой Страны и поднимали Флаг. Но делать все надо по-умному! Так, чтобы это шло, уж извините, снизу! Думаете такое невозможно? Ошибаетесь. Впрочем, наше министерство это делает, в смысле ошибается, регулярно. Таких дуболомов в руководстве образованием я не припомню, а помню я наших министров начиная с Сергея Георгиевича Щербакова.
Теперь про историю с первого класса. Когда эта новость только проскочила, я как учитель истории и замдиректора просто схватился за голову, понимая, что и как предстоит на нашем, школьном уровне сделать. Потом, когда появилась прямая речь и уточнения, я не выдохнул с облегчением, а просто долго и сочно ругался, благо в этот момент рядом никого не было. Оказывается, вводятся не обязательные уроки, а такие просветительские беседы. Честно скажу, первая ассоциация у меня была связана с фразой из замечательного фильма Данелии, «Сережа» – «Дядя Петя, ты дурак?». Я даже согласен на то, чтобы Кравцов подал на меня в суд, но – министр Сережа, ты дурак?
В России более сорока тысяч школ, в первый класс пойдут почти два миллиона первоклассников. Другими словами, нужно будет примерно такое количество учебников или книг для чтения, которые, как мы понимаем, еще нужно написать и издать. То есть издательства, и в первую очередь Просвещение уже радостно потирают руки. Я так же охотно верю в то, что минпрос легко найдет авторов для написания этого пособия – деньги думаю на это хорошие заложат. Но вот, что вызывает удивление, так это то, а кто будет преподавать этот предмет? Учителя истории? Учителя начальных классов? Кто? Или вот вопрос – если новый предмет и новое пособие, то надо, как минимум, провести обучение тех, кто это будет преподавать. Ну элементарная логика этого требует. Хотя, судя по всему, Кравцова и ко, эти вопросы совершенно не волнуют, больше того, я даже не сомневаюсь в том, что, когда он принимал это решение данная проблема даже не обсуждалась. А с кем ее ему обсуждать, если людей работавших в школе там нет! Конечно, хочется думать, что это не спонтанное решение, принятое впопыхах, что тема была обсуждена заранее, учебные пособия уже готовы, а педагогов пригласят на курсы в июне или конце августа. Хочется думать, но, увы, зная наше министерство не получается. К тому же, если что-то подобное и обсуждалось, пусть даже кулуарно, информация так или иначе просочилась бы наружу. Но нет. Все, с кем я успел сегодня обсудить эту тему только удивленно разводили руками – не слышали. То есть, как обычно, министерство решила испохабить хорошую идею.
В этой ситуации, я для себя, вижу несколько моментов вызывающих беспокойство. Первый и глобальный, это ответ нам со стороны пятой колонный – мол хотели патриотизма – получите! Враг, а по-другому этих деятелей я назвать не могу, решил действовать своими привычными методами. Школа к ведению этих уроков не готова, учителя не готовы, никаких материалов нет. То есть неплохая, в глобальном смысле, идея уже сейчас получила естественное отторжение. А если предположить, что министерство по своей привычке все сбросит на регионы, а они на школы, то отторжение будет еще более стойким. Это как с ОРКСЭ. Не самый нужный предмет в школе, но который можно было бы сделать очень интересным, сейчас как пятое колесо в телеге или чемодан без ручки. Вот что-то подобное, боюсь, ожидает и этот предмет. Особенно если его отдадут на откуп учителям начальных классов.
Второй момент, это необходимость вводить данный предмет именно с первого класса и куда именно его планирую вставлять? Во внеурочку, в допобразование? Как будет выглядеть освоение данного предмета? Когда будут внесены изменения во ФГОС? И что более важно, насколько ребенок в 6-7 лет готов работать с этим предметом? Читать/писать еще толком не умеет, а уже должен осваивать достаточно сложные вещи. Я бы мог еще понять, если бы министерство заявило, что с 1 сентября будет пересмотрена программа Литературного чтения, будут изменены программы по Изобразительному искусству, Музыке, да даже по Окружающему миру в сторону большего патриотического аспекта. По крайней мере это было бы понятно и объяснимо. Но вводить в любой форме с нового учебного года предмет, по которому на данный момент нет НИЧЕГО! Это за гранью.
Третий момент, это то, что любой учебник, учебное пособие, книга для чтения предназначенные для школы должны проходить апробацию. Когда именно чинуши планируют это делать?
Из книги известно, что Чебурашка это – неизвестный науке зверь. Вот наш министр такой своеобразный Чебурашка, только в отличии от него не вызывающий никаких положительный эмоций! Последнее время у меня формируется стойкое убеждение в том, что самый главный враг нашей страны – это не США или пресловутый Запад, а Министр просвещения и его команда. Что не сделают – как по заказу противников! Ни секунды не сомневаюсь, что просушивание гимна и изучение истории с первого класса приведет к прямо противоположному эффекту! И, кстати, не понимать это Кравцов с компанией не могут, а значит в очередной раз показывают себя как откровенные враги нашей страны! Помните, как в старом анекдоте «Штирлиц шел по коридору и что-то выдавало в нем русского разведчика. То ли красная звезда на кокарде, то ли стропы парашюта, волочившиеся сзади!». Что еще должен сделать этот Чебурашка в образовании чтобы люди принимающие решения уже поняли, что с таким «другом» – врагов не надо!
Не забываем подписываться и лайкать.
А о Кравцове его предшественниках и о том, что творится в образовании у меня вышла книжка, и она уже в продаже.
P.S. Уже утром перечитал прямую речь Кравцова. Оказывается все еще проще – просветительская деятельность будет вестись через уроки «Окружающего мира». Бывшего Природоведения, Карл! Сцена. Занавес.