В современном литературоведении и по сей день, досконально изучаются произведения писателей-эмигрантов, написанные в период проживания за границами родной страны. Предметами долгих исследований являются основные вопросы поэтики художественных творений, авторского видения взаимоотношений человека с каким-либо конкретным обществом, взгляды писателей на происходящие события в родной стране, показанные в произведениях через призму характеров и душевных состояний персонажей.
Эрих Мария Ремарк – немецкий писатель, вынужденно покинувший в 1933 году родную Германию из-за воцарения там диктатуры нацистской партии Адольфа Гитлера.
Во всех романах эмигрантской тематики, Ремарк через своих героев выражает свое отношение к политическим проблемам, часто именно к тем, из-за которых он был вынужден покинуть дом, во всех произведениях проявляется ненависть к нацизму и милитаризму.
Несмотря на то, что герои писателя в большинстве своем представляют собой этаких циников-скептиков, они искренне верят в людей, подсознательно хотят любить человека в самых, что ни на есть светлых его проявлениях.
Ремарк считал, что успех книги заключается в ее автобиографичности, ведь лучшим учителем является никто иной как сама жизнь.
Смысловая линия произведений писателя сформирована в основном его личным эмигрантским опытом, во всех произведениях доминируют мотивы нескончаемой печали, преобладает атмосфера захлебывания в бескрайнем небе чужой страны.
Главные герои Ремарка похожи на него еще и тем, что даже бежав с отчизны не по собственной воле, в пучине изгнания, под гнетом нацистских захватчиков, они смогли не утратить своих лучших качеств, найти в себе силы верить в лучшее и противостоять гитлеровской идеологии.
Сорок лет Ремарк, гонимый нацистами, провел за пределами своей Родины – Германии. Он не смог принять новую власть и ее порядки. Сбежавший не от Отечества, а от власти, Ремарк до самой смерти боролся за свободу Германской республики, прославляя в своих романах человеколюбие и унижая гитлеровский тотальный контроль, выдворивший его с родной земли.
«Государство и родина - это и в самом деле далеко не одно и то же».
Э.М.Ремарк
(«На Западном фронте без перемен»)
Первым сигналом о разрушении Родины и первым звонком о грядущих переменах для Бунина стала февральская революция. Октябрьский переворот писатель воспринял с не меньшей болью, предчувствуя, что его пребывание на Родине подходит к концу. Агрессивно настроенный по отношению к новой власти и ее сторонникам, Бунин разрывает достаточно близкие приятельские отношения с Горьким, заявляя о том, «что им сейчас не о чем разговаривать».
Покидая Родину, Бунин не знал, насколько трагичным рубежом в его жизни станет эмиграция, не знал, как сильно будет скучать по родным просторам. Тоска по Родине будет съедать писателя на протяжении всей жизни, он будет пытаться находить родное в каждом образе, окружающем его в эмиграции.
Бунинские рассказы, написанные в период разлуки с Родиной, полностью отражают тогдашнее внутреннее состояние писателя и косвенно повествуют об его личной трагедии. Также, в своих произведениях двадцатых годов, Бунин преподносит читателю мысли о трагедии русской истории того времени, о безоговорочном одиночестве человека, привыкшего жить в соответствии со старыми устоями, которое лишь на миг может скрасить вторжение любовной страсти.
Перебравшись на Запад, Иван Алексеевич принял решение – строить все свои произведения на воспоминаниях о Родине. Это не составляло писателю большого труда, так как даже спустя большое количество времени, впечатления об отчизне оставались такими же яркими, в то время как почти все моменты, прожитые на Западе, становились все более серыми, казались бесконечной рутиной.
В своих произведениях, Бунин превозносит Россию над всем, что было у него на Западе, делает Родину своим персональным раем на Земле. Раем, которым впоследствии захочет поделиться со всем миром.
Эмиграция одновременно и ограничила творческий диапазон писателя, отбив у него желание писать о тех обстоятельствах, в которых он находился после отъезда с Родины, и придала ему трагическую силу, заставив сосредоточиться на таких темах, как память об Отечестве, вечное человеческое одиночество и любовь.
***
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо,
Как бьется сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
С своей уж ветхою котомкой!
И.А.Бунин