Когда-то в далеком уже 2020 году я писал о своей любимой бабушке заметку. О том как она воевала в Великую Войну, о том как ей это далось. Этот пост не теряет своей актуальности, но хотелось кое-что добавить к нему.
Моя бабушка очень переживает за события на Украине. С Украиной, с Харьковом связан переломный момент в ее жизни.
И вот она села за тетрадь и написала письмо Неизвестному солдату Российской Армии, который защищает Родину.
Привожу полностью это письмо тут.
«О, УКРАИНА!
Боль моя на всю жизнь.
Мы с папой воевали в Кубанской дивизии с 1941 по 1943 – он на одном конце дивизии освобождал наши города, а я на другом конце участвовала в партизанском движении. Я была связной у наших партизан, мы 9-летние носили продукты и донесения с 1942 по июнь 1943 года. Не могу сейчас представить, как это было страшно, но НАДО было! Так сказала мне моя учительница, руководитель нашего отряда.
В 1943 году году, 25 августа, мой папа погиб под Харьковом…
Эта дата осталась у нас с братом шрамом на сердце на всю нашу жизнь… Мы СИРОТЫ, у нас никогда больше не будет папы.
Но это была Великая Отечественная Война, на нашу страну и на народы всех республик напал враг, и народ поднялся, от мала до велика на защиту своей Родины!
А что сейчас? Внутри страны свои убивают своих, не щадя ни детей, ни стариков. Молодые люди гибнут!
Мой призыв: НЕ УБИВАЙТЕ людей, ведь жизнь человеку дана один раз и ею надо дорожить!
А нашим военным, которые помогают, желаю: «Сыночки, главное остаться живыми!»
Вас ждут родители, жены, невесты. А Ваши матери плачут и день и ночь о своих сыновьях.
Желаю вам бодрости духа, смелости и главное вернуться живыми в свои воинские части.
Самое дорогое в мире- это жизнь! Остановитесь те, которые этого не понимают!
Мы все дети Войны будем ждать вас домой.
С уважением, Бродягина Евгения Павловна, всесоюзный ветеран, 30 лет проработавшая в Совете ветеранов.
13.04.2022»
На, а здесь я приведу ту заметку о своей любимой Бабушке.
«Она хранит память о своем отце - участнике Великой войны - без привязки к датам. Вот просто она захотела, чтобы на радио озвучили историю ее семьи, поломанной в той Великой битве за Жизнь! И написала туда письмо. Хочу поделиться с Вами этой историей.
Спасибо наших дедам за то, что они сделали для Нас! Мы помним!
Добрый день Уважаемые редакторы Областного радио!
Спасибо Вам за передачу о Войне, о наших погибших отцах!
Мой папа, Дубровин Павел Прокофьевич, родился 29 июня 1909 года, проживал на Кубани, тогда был Ордженикидзовский край (теперь Ставропольский) Либкнехтовский р-н село Васильевское.
Жена, Дубровина Ефросиня Нестеровна, мама Ксения Максимовна и нас 2-ое детей, Евгения и Николай 5 с половиной лет и 3 года.
Детей воспитывала бабушка, а папа с мамой работали в колхозе «Заветы Ильича». Папа еще и учился в Пятигорске на ветеринара, он очень любил животных. Мама была передовой звеньевой, за свой труд во время Войны была награждена медалью 1941-45 год.
Семья Дубровиных была примерной, хозяин дома был добрым, веселым, любил свою маму, жену и нас своих деток. Но счастье было недолгим. В 1940 г началась Война с финнами, но к счастью пока эшелон шел с солдатами наступил мир, все вернулись домой.
А тут наступил 1941 г. 22 июня, сразу 10 молодых мужчин провожали всем селом. Крики, плач, пока повозки не скрылись за горкой мы дети бежали следом и плакали.
Последний раз мы с братиком видели своего папу, его он нес на руке, а меня вел за руку, мама шла рядом, а бедная наша бабушка шла следом пока не упала без чувств от горя. Папа так нежно нас обнимал при расставании, и тоже слезы на глазах, как будто чувствовал, что видит нас последний раз.
С тех пор началась наша полусиротская жизнь.
Мама работала с раннего утра до поздней ночи. Да еще их послали копать противотанковые рвы, чтобы задержать немецкие танки. Я их видела эти страшные фердинанды с крестами.
Когда они шли через село, мы сидели в погребах, земля осыпалась и мы не знали вылезем обратно или нет.
Конечно, очень радовались, когда через день-два мчались наши легкие Т-34 и все старики и малые дети выходили и несли им ведра попить «Узвар» - это компот из сухофруктов. Они пили и говорили: не плачьте скоро догоним, разобьем фашистов и вернемся домой. А нас детей брали на руки и плакали, ведь у них тоже дома дети остались.
А еще такой случай бабушка рассказала: предатель-староста с немцем вызвал маму в 2 часа ночи и требовал ключи от зерна. Зерно было спрятано для посева после окончания Войны, но мама своей жизнью защитила, не отдала ключи и ей 25 розг по спине и голове, бабушка выскочила и закричала: что ты делаешь, Родион, ведь ты друг моего сына, у нее малые дети, и бабушке тоже досталось 5 розг. После этого моя мама уже никогда не была здорова, болели ноги, сердце, нервы.
Кубанская дивизия, в которой служил мой папа, направилась через Армавир – Ростов - Новочеркасск на Сталинград, но резко все изменилось, В связи с нашими победами под Сталинградом, поменяли название дивизии, она теперь стала зваться «Степная дивизия» и направили ее на Украину, на Харьков. Там в это время было танковое сражение, город переходил то к немцам, то к нашим. Вот там и погибло много наших дорогих отцов. В одном из ожесточенных боев на подступах к Харькову, недалеко от села Казачка, погиб и мой папа. Случилось это 25 августа 1943 г.
Когда мы с бабушкой получили эту страшную бумагу, я ее взяла и побежала за несколько верст в сельский Совет. Так быстро бежала, что волосы растрепались. Я прибежала и сказала: «Возьмите эту бумагу, отдайте моего папу!» И упала без чувств. В больнице пролежала месяц, пока немного восстановили мои детские силы.
И мне довелось внести вклад в Победу над фашизмом. Через год полсе того, как папа призвали и я пошла служить Родине. Стала я связной в партизанском отряде. Мне было 8 с половиной лет, 2 мальчикам из школы по 9; наша учительница, Раиса Степановна Полянская, пригласила наших родителей и сказала: «Я ваших детей буду готовить, они будут связными с нашими местными партизанами, будут носить продукты, которых почти ни у кого не было (чеснок, лук, сухари и чуть-чуть иногда сала). А оттуда дети будут мне приносить донесения в воротнике. А если поднимется стрельба надо падать и эту бумажку съесть.»
Тяжело это было. Иногда шли 2 км, а иногда ползли, а одежда была старенькая, коленки до крови стирали, плакали, но долг свой перед Родиной выполняли. И так мы трое ходили с июня по декабрь 1942 год.
Моей маме сказали: «У тебя муж воюет впереди, а дочь позади.»
Но партизан кто-то предал, и они погибли 23 человека, только одного председателя Сельского Совета нашли засыпанного глиной, но живого.
Ночью на 3-ьи сутки древние старики притащили его на плащ-палатке, он с нами встретился, а учительнице сказал: «Заполни на детей наградные листы, пока я жив. Будут они детьми полка.»
Но кто-то, наверное, не разрешил, не знаю почему, она не сделала. А через полгода последний свидетель наших походов к партизанам умер. Так и остались мы ни с чем. Один из моих товарищей в 14 лет умер от туберкулеза. А вот второй мальчик из моей школы долго прожил на Кубани, занимался разведением племенных быков.
Я, Бродягина Евгения Павловна, дитя Войны. Мне уже за 88 лет, но я 33 года отработала на общественной работе в Городском Совете Ветеранов в городе Снежинске и у в Организации детей Войны «Память сердца». За трудовые достижение награждена медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством II степени». Имею трудовые медали.
5 раз прошла с дочерью, внуками и правнуками в «Бессмертном полку». Каждый год возлагаем цветы на Площади Победы. Вся моя семья чтит память о тех, кто защищал нашу Родину от фашизма. Отмечаем все ратные даты своих родных.
С моим материалом о той страшной Войне есть статьи в:
1. «На службе Отечеству». В.И. Востриков, Челябинск.
2. «Судьбою не обласканные дети.» Челябинск «Память сердца»