Найти тему
Истории Алексея Боярского

"Не пиши чеху, что ты политинформатор - примет за стукача": как до советских школьников доводили политическую повестку

Оглавление

Советская школа всегда была формально политизирована. Например, в 1980-х сохранился ещё такой атавизм, как политинформация. Начиналась она с третьего класса, когда все вступали пионеры и подписывались на "Пионерскую правду". Выглядело это так. Кто-то (дежурный) выходил к доске и пересказывал заметки из Пионерки, которые большинство уже и сами прочитали. Как я понял, это было и приучение читать газеты (кажется, мы даже приносили квитки - подтверждение подписки на "Пионерскую правду"). И прививание навыков делать ту самую политинформацию.

В четветом классе политиформация должна бы продолжиться, но не помню. У нас менялись классные руководители - не до такой фигни было. А вот в пятом классе мы попали к правильной учительнице. Марьивановне. Её на самом деле так и звали: Мария Ивановна. Русский-литература. И с ней мы оптичивали (ставили галочки) все опции, которые формально значились в школьном плане. В том числе, и еженедельную политинформацию. Помню это очень хорошо, так как я и оказался тем самым политинформатором. Это было явно лучше, чем последующая должность члена школьного учкома (отдельная история). Но если учкома напрягали раз в четверть, то политинформцию нужно было делать каждую неделю. По четвергам.

И в пятом классе это уже не пересказ "Пионерской правды". Нужно было читать взрослые газеты. Мы выписывали "Известия". И вот утром, за завтраком я судорожно листал газету, в которой нифига не понимал. Марьиванна требовала за 15 минут до первого урока проводить политинформацию, но не удосужилась объяснить, а нафига это нужно и, главное, о чём рассказывать. О чём именно информировать 11-летних детей.

А потому я открывал третью, кажется, страницу "Известий", где была международная часть. Выбирал заметку покороче. И кое как запоминал.

А потом рассказывал спящим и зевающим одноклассникам что-то типа, "Правые оппортунисты разгромили штаб-квартиру левых сепаратистов на другом берегу реки Иордан". Однажды понёс такую пургу, что даже Марьиванна попыталась вернуть меня к реальности вопросом: "Ну, хорошо, а сам ты к этому как относишься?". Да как я могу относиться, если я вооще не понимаю, кто это...

В шестом классе газеты стали значительно внятнее. Горбачёв договаривался с Рейганом о разоружении. Публиковались его доклады. И на этом этапе, видимо, пришла разнорядка объяснить ситуацию школьникам. Марьивановна и присланный из комитета комсомола 10-классник мне объяснили, как выделять из текста доклада генсека главное, как подчеркивать тезисы и т.д. Несколько раз по этим докладам я делал выступления. А в седьмом классе политинформацию, кажется, закрыли. И я стал членом школьного учкома...

Помню, в шестом классе знакомый родителей вернулся из Чехословакии. И дал мне адрес сына какого-то чешского коллеги, который учил русский язык. Мол, переписывайтесь. И я тогда этому Мартину в рамках представления хотел написать, что моя школьная общественная работа - политиформатор. Но мне сказали, что лучше такого не писать - может решить, что это значит стукач...

И были общие, общешкольные политинформации. Раза три. Две уже при Перестройке. Когда всех собирали в актовом зале и рассказывали о разоружении и т.п.

А первая была в 1985 году. Ещё как раз до объявления Перестройки и разрядки. Нас вдруг собрали в актовом зале. Пятые, шестые, седьмые классы. На сцену вышел военрук Степан Матвеевич. Ветеран войны. Политрук. И почему-то стал рассказывать о своей личной обиде на США за позднее открытие второго фронта и т.п. вещи. Потом кто-то ещё упомянул Хиросиму. Дальше вылез биолог, работавший раньше педагогом в интернате для психически больных сирот. Рассказал о встрече с бывшим учеником, который мечтает о начале войны для реализации своих садистских фантазий. Потом нас отпустили на уроки. Что это было, к чему, нам не объяснили. А сам я тогда не задумывался.

Сейчас на фоне топорных попыток довести до школьников текущую повестку, вспомнил. Сопоставив время и мировые события, догадался. Школам дали задание поработать с детьми в ответ на объявленную Рейганом доктрину поддержки движений по свержению свержение просоветских и прокоммунистических режимов в странах третьего мира. После объявления СССР "империей зла" это было самое сильное. Ну, как смогли, так и поработали.

Подписаться на мой тг-канал: https://t.me/alexboyr1

Если дочитали, и вам понравилось, не забудьте поставить лайк. И будет просто здорово, если напишите коммент.

Отблагодарить автора твердой монетой можно тут:

Читать ещё: "Будем оформлять в колонию!": о директорах советских школ

И ещё: 50 тыс. выпускников медвузов ежегодно, а лечить некому: куда исчезают врачи

#СССР #советское детство #пионеры #юмор #школа #история #подростки #США #политика #советское время