Найти в Дзене
Lizafil

Западный глянец ушел из России - сделаем свой! Но это не точно

Оглавление

Когда пошли новости о том, что журналы один за другим покидают российский рынок, я сразу начала обзванивать коллег узнать, как на самом деле обстоят дела. Заголовки были громкие, а вот разъяснения вполне приземленные. ELLE продолжает бороться за жизнь, Men's Health даже сделал новый выпуск и вроде есть надежда, что кое-какие издания удастся спасти. Но вчера пришла новость, которая подвела черту под тяжеловесным российским глянцем: Conde Nast расторг соглашения о франшизе. Так одним росчерком пера были закрыты редакции VOGUE, Tatler, GQ, Glamour и AD.

Кто-то под моим постом с этой новостью уже успел съехидничать, мол "и слава Богу! Валите, откуда пришли!" Но с глянцем все не так просто. Я уже поплакалась у себя в телеграме, но раскрою свою мысль тут более полно.

-2

В первую очередь в этой ситуации мне безумно больно за сотрудников этих журналов. Когда в 2008 году ИД Коммерсант решило избавить себя от неликвида, мне уже приходилось проходить через аналогичную процедуру. Одним летним днем я пришла в редакцию на очередную планерку и застала всех с постными лицами. На вопрос "кто умер?" меня подвели к доске объявлений. Там висела бумажка А4 с сообщением, что через 14 дней вся редакция будет распущена. Расчет можно получить в бухгалтерии. В тот день умер журнал "Молоток".

Кризис 2008 года от сегодняшнего отличался тем, что тогда огромные издательские дома устояли и приняли в свои журналы редакторов, дизайнеров, фотографов и стилистов, которые в моменте остались не у дел. Конечно, не всем повезло. Но индустрия не остановилась. Сейчас она на грани фола. Сотрудники, которых сократили сегодня в лучшем случае найдут себе применение в отечественных модных брендах, делая им капмейны и оформляя карточки товаров. Я конечно, утрирую. Но положа руку на сердце, дельных журналов осталось кот наплакал. И еще не факт, что они завтра тоже не разошлют всем "письма счастья".

Эть я с "историческим" выпуском Vogue UK авторства Меган Маркл
Эть я с "историческим" выпуском Vogue UK авторства Меган Маркл

Ничего! Сделаем свое и лучше!

Хорошая мысль. Правда! Но она моментально разбивается в дребезги о текущую реальность.

Вы когда-нибудь задумывались, как формируется бюджет глянца? Ну там на съемки, оплату работы редакции, печать и все такое. Если вы считали, что с денег, которые вы платите на кассе за покупку журнала, то вынуждена вас разочаровать. Этой суммы не хватит даже, чтобы покрыть половину затрат на печать тиража. Просто бумага, краска и прочая типография не окупается розничной продажей издания. А еще надо что-то в журнал написать, съемки организовать, другими словами - подготовить само наполнение журнала. Вы гляньте, сколько человек отмечено в "поминальнике" (редактора, фотографы, дизайнеры, стилисты, ассистенты) туда можно смело добавить еще 20% сверху людей, кого просто не прописывают. И всем надо заплатить. Стоимость производства одного номера улетает далеко за десять миллионов рублей. Так за чей счет банкет?

Реклама. Именно она финансирует глянец.

рекламная кампания Yves Saint Laurent
рекламная кампания Yves Saint Laurent

Чем жирнее бренды-партнеры, тем больше возможностей у журнала по реализации креативных проектов, приглашения именитых фотографов, организации мероприятий и прочих гламурных радостей. Там много нюансов, но в общих чертах это так. И сейчас мы оказались в необычной ситуации. Ряд брендов вроде не ушли из России и продолжают продаваться, но больше не вкладывают средства в рекламу. Таких хитреньких вагон и тележка. То есть какие-нибудь Шанели уже точно мы не увидим на рекламных разворотах в ближайшее время. А значит, у оставшихся на рынке журналов не будет их денег и как следствие - средств на производство качественного контента. У нас останутся только наши локальные бренды и те, кто не ускакал в закат сверкая пятками. У первых нет больших бюджетов на рекламу. У вторых - не факт, что есть желание сейчас вкладывать свои деньги в пиар на страницах отечественного глянца.

Поэтому я считаю идею "сами забабахаем" в определенном смысле утопической. Свой Vogue сделать с нуля технически почти невозможно.

Ну и пожалуйста! Ну и не нужно!

Сижу листаю свои архивы...
Сижу листаю свои архивы...

На этом можно было бы плюнуть и продолжить читать 7 Дней и Тещин Язык. Но тут есть загвоздка. Глянец - это одно из очень важных звеньев функционирования модной индустрии и в частности той ее части, которую принято относить к легкой промышленности. Отечественным дизайнерам кроме торговых площадей в ТЦ и представленности на маркет-плейсах нужна презентация в авторитетных изданиях. То же касается косметики, ювелирных брендов и даже лекарств. Одних социальных сетей (половина из которых запрещены) недостаточно.

Кроме того, глянец - это, пожалуй, единственное место, где уместно смотрятся вычурные гротескные артовые фэшн-съемки. Согласитесь, есть разница между красивой серией фоточек в соцсети или даже на сайте и Fashion story, напечатанной на страницах модного журнала. Это то, в чем хотят участвовать бренды одежды, но чего не будет, без ряда неприятных мелочей вроде денег.

Стивен Мейзел для File Magazine
Стивен Мейзел для File Magazine

И вот у нас получается замкнутый круг, в котором брендам нужны годные издания, но издания не могут работать без нормальных бюджетов, которых нет у наших брендов.

Очень надеюсь, что эти сложности мы преодолеем, как преодолевали всегда. Просто в этот раз нам потребуется немного больше воли, усилий и веры в себя.