Найти тему
Александр Долгих

Как римляне делали лишнюю работу, потому что не знали физику

Современные римляне до сих пор пользуются остатками водопровода, построенного ещё до нашей эры. В солидности, монументальности и долговечности древних акведуков сомневаться не приходится, а вот знаний древним инженерам было явно недостаточно.

С одной стороны они, конечно, молодцы, рассчитали всё так, чтобы сооружения простояли даже не сотни, а тысячи лет. С другой — им явно не хватало знаний физики. В частности представлений о том, как работают сообщающиеся сосуды.

Акведуки (римский водопровод) строились над землей, почти всегда на огромных каменных столбах и мостах таким образом, чтобы вода на всем протяжении текла самотеком. Некоторые акведуки имели длину более сотни километров и на всём протяжении приходилось делать равномерный уклон вниз. Из-за этого порой приходилось вести воду либо в обход, увеличивая расстояние от источника иногда вдвое, либо строить высокие арочные подпоры. Всё это требовало огромных финансовых вложений, времени и ещё больших трудозатрат.

Труд был рабским, так что с оплатой труда и человеко-часами никто особо не заморачивался, но всё равно куда проще и быстрее было бы вести воду не над землей, а под землей, по трубам, как это делают сейчас. Но римские инженеры боялись, что вода не потечет вверх на холм, если водопровод будет тупо повторять форму рельефа.

Закон сообщающихся сосудов открыл голландский ученый Симон Стевин — о котором я уже писал, и которому несправедливо мало внимания уделено в учебниках — только на рубеже XVI-XVII веков. И уже после него к тому же выводу пришел Паскаль, о котором все, безусловно, помнят со школьной скамьи.

Закон сообщающихся сосудов.
Закон сообщающихся сосудов.

Это бы открытие да на 1700 лет пораньше, вот тогда бы римляне развернулись совсем в других масштабах.

Впрочем, акведуки строили и после открытия закона сообщающихся сосудов. Самый известный и единственный из сохранившихся в России — Ростокинский акведук, который был частью мытищинского водопровода.

Его начали строить ещё при Екатерине Великой, а в эксплуатацию сдали только в 1804 году при Александре I.

Если было интересно, не скупитесь на лайк и коммент, вот мой резервный Телеграм-канал, а ниже несколько статей, которые должны вам понравиться: