Сегодня, 21 апреля, 69-й День рождения капитана второго ранга Ерасова Сергея Васильевича, командира второй роты судоводителей 1989 года выпуска. От лица курсантского братства сердечно поздравляю нашего командира! Желаю ему ещё много-много лет оставаться таким же энергичным, жизнерадостным и молодым!
Представляю его автобиографичный рассказ.
Читая или слушая рассказы о курсантской юности, невольно обращаешь внимание на то, что в большинстве из них вольно или невольно упоминаются старшины, будь то старшина роты или старшина группы, которые вроде и держали всех в «ежовых рукавицах», накладывая на бедных курсантов различные взыскания: внеочередные наряды, неувольнения в город… -, но навсегда остались в их памяти, большей частью, с хорошим воспоминаниями о них.
Кто же эти старшины?
В системе обучения закрытых учебных заведений типа Мурманского высшего инженерного морского училища (МВИМУ) им. Ленинского комсомола Министерства рыбного хозяйства СССР, позднее – Мурманской государственной академии рыбопромыслового флота (МГАРФ), а ныне – Мурманского государственного технического университета (МГТУ) старшинами групп и рот назначались ребята, отслужившие в Вооружённых Силах страны 2-3 года, как правило, проучившиеся год на подготовительном отделении училища, имеющие уже определённый опыт и представление о жизни.
В их обязанности входил контроль за юношами, только что пришедшими со школьной скамьи, по вопросам дисциплины, порядка, посещаемости занятий, а также помощь командиру курса по этим и другим направлениям.
Я не буду перечислять всех старшин, лично мне с ними повезло, но и по прошествии более 30 лет после их выпуска часто слышу уважительное - «Наш старшина!», хотя иногда встречались на разных курсах и на других факультетах старшины, не оправдавшие доверия или превышавшие свои полномочия (как правило, их меняли).
Причём абсолютно не имеет значение в нынешних взаимоотношениях то, что бывший «салага» в бизнесе достиг значительных вершин.
Старшина навсегда остался для него старшиной!
Все понимают, что система старшин морских гражданских учебных заведений взята по аналогии с Высшими военно-морскими училищами, где она несколько жёстче.
Так, на 1-2 курсах старшинами классов (взводов) назначаются, как правило, однокурсники, отслужившие на флоте или выпускники Нахимовского училища, командирами отделений – курсанты 3 курса, заместителями командиров взводов (ЗКВ) и старшинами рот – курсанты 4 курса, а командирами взводов – пятикурсники, которые обычно не занимались «мелочёвкой», но к которым всегда можно было обратиться за советом и которые не позволяли старшинам «увлекаться».
Все эти старшекурсники круглосуточно находятся с подчинёнными младшего курса, только занятия посещают со своим потоком.
С 3-го курса старшинами назначаются уже свои однокурсники.
Оказалось, что такая система не была придумана при Советской власти, а была отработана ещё в 18 веке, когда, в частности, в Морском кадетском корпусе у кадетов младших курсов унтер-офицерами назначались гардемарины старших курсов, а фельдфебелями (старшинами рот) – гардемарины выпускных курсов, имеющие даже право посадить подчинённых за нарушение в карцер (про действовавшие ранее розги упущу).
Не минула и меня эта практика. В 15 лет в 9-м классе Ленинградского нахимовского военно-морского училища я был назначен командиром отделения в своём классе с присвоением звания «вице-старшина 2 статьи» (приставка «вице-» употребляется в системе довузовского военного образования), в моём подчинении было 7 одноклассников, за дисциплину и учёбу которых я нёс ответственность, что, как оказалось позже, сложнее, чем командовать младшими по возрасту или положению.
До сих пор с уважением отношусь к своему старшине класса, который ныне в Беларуси возглавляет одно из морских неправительственных объединений и с которым продолжаем регулярно общаться и встречаться на различных юбилеях училища и нашего выпуска.
Странно было услышать, когда лет через 40 после выпуска из Нахимовского один из моих одноклассников, отслуживший на атомоходах и вышедший в запас, вдруг поблагодарил меня за то, что я его в 10-м классе не пустил в увольнение (!!?). Я конечно такого не помнил, но оказалось, что он тогда увлёкся более старшей дамой (или она его завлекла), убегал к ней в «самоходы», был мною «застукан», но офицеру-воспитателю я не доложил, а сам его наказал, после чего мы убыли на практику, а потом в отпуск, где он встретил свою будущую жену, с которой и прожил всю жизнь (тема для романа).
В высшем военно-морском училище я оказался старше на 2 года своих однокурсников, т.к. они поступали после 10-летки, а я - после 11 классов плюс год пропустил в академотпуске из-за затяжной желтухи. Пришёл в свой класс (взвод) после того, как ребята прошли в лагере КМБ и уже имели назначенного старшину, отслужившего в СА, а в связи с тем, что после нашего выпуска Нахимовское училище перешло на 2-х годичную систему обучения, со мной в классе оказались нахимовцы, знавшие меня 11-классником, когда они были в 9-м, а это уже были совсем другие отношения, основанные на традиционно закладываемом в закрытых учебных заведениях уважении младших к старшим, что помогло мне сразу легко влиться в коллектив.
К сожалению, армейские порядки плохо вписывались во флотскую структуру, поэтому со 2 семестра меня назначили старшиной своего класса и одновременно командиром отделения с присвоением звания «старшина 2 статьи». А далее - вверх по карьерной лестнице: с 3 курса – старшиной классе – заместителем командира взвода («старшина 1 статьи»), в конце 3 курса – заместителем командира роты («главный старшина», это звание позволило первому на курсе перейти с бескозырки на фуражку, которую выдавали всем только на 4-м курсе), на 5-м –я стал «главным корабельным старшиной».
С нашего курса после выпуска 6 человек дослужились до адмиралов, один из них стал Главнокомандующим ВМФ России, а другой - Героем России. Хотя первым из выпуска я и стал командиром БЧ-1 корабля 2 ранга и через 6 лет уже планировался в старпомы своего корабля, проблема с желудком списала меня с плавсостава, но на всех наших встречах однокашники первое слово, как правило, предоставляют мне, именно как их старшине, хотя прошло уже 45 лет… Да и организационными вопросами встреч или скорбными обязанностями по-прежнему приходится заниматься, тут даже ни у кого не возникает вопроса, что кто-то иной должен это делать…
Повторюсь: СТАРШИНА НАВСЕГДА ОСТАЁТСЯ СТАРШИНОЙ!
Вот такие аналогии возникают у меня при упоминании про старшин.