Найти тему
Писака

Каждой книге—свое время

Каждая книга предназначена определенному возрасту. Нет такого произведения, которое одинаково хорошо отозвалось бы и в 10, и в 18, и 50 лет. И дело даже не во вкусах и интересах, а в восприятии действительности. С возрастом человек начинает мыслить по другому и понимать многие вещи, которые раньше, в силу недостатка жизненного опыта были ему недоступны.

Одной из серьезнейших проблем современного образования является как раз то, что многие прекрасные произведения классической русской литературы дают детям слишком рано. В том возрасте, когда они еще не могут понять идею и задачу произведения.

Слишком рано:

К примеру, повесть “Муму” И. С. Тургенева проходят в пятом классе. Разумеется, все, что запоминает школьник после прочтения – “Собачку жалко”. При этом ребенок сталкивается с полнейшим непониманием того, зачем Герасим утопил несчастную собаку, если все равно собирался уходить в другую деревню! И почему не послал полоумную барыню куда подальше!

Пятиклассник еще не знает, что такое крепостное право (На уроках истории его еще не проходили) Не понимает мотивации героев, не знает, как устроена душа такого человека. Все, что ребенок выносит из прочтения – это боль.

В том же пятом классе в некоторых школах проходят сказы Бажова, написанные сложным языком, насыщенным южно-уральскими говорами. Попробуйте прочитать следующий отрывок:

“Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были. За Северушкой где-то.

День праздничный был, и жарко — страсть. Парун чистый. А оба в горе робили, на Гумёшках то есть. Малахит-руду добывали, лазоревку тоже. Ну, когда и королек с витком попадали и там протча, что подойдет.”

отрывок из сказа " Хозяйка медной горы"

Не каждый взрослый с первого раза поймет, о чем идет речь, а уж школьник тем более!

Вывод: –ребенок не понимает смысла произведений, следовательно, не любит их читать. А в более взрослом возрасте он вряд ли захочет перечитывать книги, которые не понравились в школе.

Именно в 5-6 классе у детей формируются интересы. В этом возрасте важно не давить на ребенка школьной программой, а разрешать ему самому выбирать себе книги по душе. Благо сейчас актуальной детской литературы предостаточно.

Только полюбив чтение как развлечение, а не как очередную школьную дисциплину, ребенок сможет в более старшем возрасте понять и осмыслить многие произведения классической литературы.

Пишите в комментариях, какие произведения школьной программы казались скучными вам?