Найти тему

Морской транспорт времён Великой Отечественной войны: история затонувшего судна

Военный транспорт ВТ-519 прослужил более 40 лет и сменил за это время несколько названий.

Пароход «Сигулда». Архивный снимок
Пароход «Сигулда». Архивный снимок

Он был построен в Нидерландах в 1900–1901 гг. Тогда он получил свое первое имя — «Texel». Через 10 лет его приобрела рижская судоходная компания, где он стал «Генералом Скобелевым». Позже, уже в составе Балтийского флота, его использовали как «Транспорт № 58».

Гидроакустическое изображение останков парохода «Сигулда» на дне, полученное
с помощью гидролокатора бокового обзора. Фото: ЦПИ РГО
Гидроакустическое изображение останков парохода «Сигулда» на дне, полученное с помощью гидролокатора бокового обзора. Фото: ЦПИ РГО

В 1918 году судно вновь изменило название на «Интернационал». В это время на нем перевозили уголь из Петербурга в Данию, но в очередном рейсе его захватили англичане. Спустя два года британцы передали «Интернационал» властям Латвии, где впоследствии ему вновь дали новое имя — «Сигулда». Под этим названием судно и вошло в состав Латвийского государственного морского пароходства в 1940 году.

  • С началом Великой Отечественной войны судно вернулось в Ленинград, но с заменой вооружения и экипажа в последний раз сменило и имя. Военный транспорт ВТ-519 считается погибшим в ходе Таллинского перехода, хотя в эвакуации базы КБФ он фактически не участвовал.
Носовая оконечность парохода «Сигулда», торчащего из воды у берега острова Гогланд. Финское фото 1942 г.
Носовая оконечность парохода «Сигулда», торчащего из воды у берега острова Гогланд. Финское фото 1942 г.

25 августа 1941 года судно было отправлено в Таллин вместе с пароходом «Сауле» в сопровождении вспомогательных сторожевых кораблей и катеров МО. У острова Гогланд судно атаковала авиация противника. В ВТ-519 попала бомба и он начал тонуть. Капитан был вынужден посадить пароход на берег в скалистой бухте и приказал экипажу покинуть судно.

Трехмерное гидроакустическое изображение останков парохода «Сигулда» на дне, полученное с помощью многолучевого эхолота. Фото: ЦПИ РГО
Трехмерное гидроакустическое изображение останков парохода «Сигулда» на дне, полученное с помощью многолучевого эхолота. Фото: ЦПИ РГО
  • Корпус парохода обнаружили летом 1988 года эстонские аквалангисты, однако спустя несколько лет его местоположение было утеряно и забыто. В 2019 году, в ходе третьей экспедиции по обследованию акватории острова Гогланд, специалисты ЦПИ РГО вновь напали на след этого затонувшего объекта.
Трехмерные гидроакустические изображения корпуса парохода «Сигулда» на дне, полученные с помощью многолучевого эхолота. Фото: ЦПИ РГО
Трехмерные гидроакустические изображения корпуса парохода «Сигулда» на дне, полученные с помощью многолучевого эхолота. Фото: ЦПИ РГО
  • Судно обследовали, его идентификация не вызывает сомнений. Разрушенный корпус парохода лежит у юго-западной оконечности острова Гогланд. За последние десятилетия он полностью утратил свою целостность.
Пароход «Сигулда» на дне и его машинное отделение. Рисунки водолазов клуба «Ихтиандр», 1988 г.
Пароход «Сигулда» на дне и его машинное отделение. Рисунки водолазов клуба «Ихтиандр», 1988 г.

Сохранилась корма, но носовая часть развалилась на фрагменты. Вероятно, ВТ-519 уходил под воду, уткнувшись носом в скалистый берег. Уцелели руль и винты парохода. На мелководье за пределами корпуса лежат два паровых котла и якоря. Скорее всего, окончательное разрушение корпуса произойдет в ближайшие годы.

#цпирго #историязатонувшихкораблей