Найти в Дзене
О Москве нескучно

"Октябрьское поле": станция, которая намного интереснее, чем кажется на первый взгляд

Оглавление

Где станцию планировали строить изначально? Откуда взялось название "Октябрьское поле"? В чём заключались сложности во время строительства? Какие интересные украшения можно заметить на платформе, если присмотреться повнимательнее? Что изображено на металлических панно? А также - как с годами поменялись наземные вестибюли? Об этом и не только расскажу сегодня.

Где угодно, только не здесь

Станция "Октябрьское поле" открылась 30 декабря 1972 года и стала конечной для нового Краснопресненского радиуса на северо-западе Москвы. Сегодня он является частью фиолетовой линии. Но тогда это был отдельный самостоятельный отрезок от "Баррикадной" до "Октябрьского поля". Шестью годами ранее начал работать Ждановский радиус на юго-востоке. Соединили две небольшие линии в одну в 1975 году, когда построили станции "Кузнецкий мост" и "Пушкинская". Такова #история появления современной Таганско-Краснопресненской линии.

Так это выглядело на схеме Московского метро 1973 года. Обратите внимание, что хоть линии обозначали одинаковым цветом, они обе считались самостоятельными. Схема с сайта www.metro.ru.
Так это выглядело на схеме Московского метро 1973 года. Обратите внимание, что хоть линии обозначали одинаковым цветом, они обе считались самостоятельными. Схема с сайта www.metro.ru.

Интересно, что первоначально станцию на пересечении улиц Маршала Бирюзова и Народного ополчения строить не хотели. Проекты начала 1960-х годов предполагали, что радиус пройдёт по-другому. Если посмотреть на перспективный план развития Московского #метро в 1960-м (карта будет ниже), то вы увидите, что линию могли проложить вдоль Звенигородского шоссе и проспекта Маршала Жукова. Затем трасса поворачивала бы на Живописную улицу, по которой уже двигалась по более привычному маршруту в сторону станции "Планерная".

Схема развития Московского метрополитена в 1960-1965 годах. Схема выпущена в 1960-м. Здесь вы можете посмотреть на возможную трассу Краснопресненского радиуса. С сайта www.metro.ru.
Схема развития Московского метрополитена в 1960-1965 годах. Схема выпущена в 1960-м. Здесь вы можете посмотреть на возможную трассу Краснопресненского радиуса. С сайта www.metro.ru.

Ещё более интересный вариант предлагали в 1965 году. Чтобы Краснопресненский радиус начинался от станции "Киевская" и далее шёл через железнодорожную платформу "Тестовская", Магистральные улицы в Хорошёво-Мнёвники. Однако в итоге инженеры решили прокладывать участок будущей линии вдоль Хорошёвского шоссе и через территорию современного района Щукино. Также можно встретить информацию, что изначально станцию хотели назвать "Серебряный бор" и расположить на современной улице Берзарина. Однако эти схемы датируются 1938 годом. В то время до реального проектирования участка было ещё очень далеко. На карте ниже, например, и Краснопресненский радиус не шёл на юго-восток, а соединялся с линией в Новогиреево.

Откуда взялось "Октябрьское поле"

Название "Октябрьское поле" произошло от местности. Если точнее, это небольшой лес. Правда находится он южнее, чем сама станция, в районе Хорошёво-Мнёвники. Когда-то территория зелёного массива была частью Ходынского поля. В 1914 году здесь появилась одноимённая радиостанция, которая обеспечивала связь Российской Империи с союзниками из Антанты во время Первой Мировой войны. В 1922 году, в честь 5-й годовщины Революции, радиостанцию нарекли "Октябрьской". А сама местность стала именоваться "Октябрьским военным радиополем". Со временем название сократилось до "Октябрьского поля".

Несмотря на кажущуюся удалённость поля от метро, логика в названии станции была. Раньше здесь было несколько улиц Октябрьского поля. Просто потом их начали переименовывать. Например, 6-я улица Октябрьского поля стала называться в честь маршала Бирюзова. Строительство метро вели в основном открытым способом. На время работ пришлось изменить схему движения городского транспорта и перенести маршруты с улицы Маршала Бирюзова. Однако некоторые участки тоннелей проходили щитом из-за сложных геологических условий. Например, между "Полежаевской" и Окружной железной дорогой. На последней даже ограничили скорость движения составов по этому отрезку из-за строительства метро.

Строительство станции "Октябрьское поле" на улице Маршала Бирюзова. Из журнала "Метрострой", №3 за 1972 год. С сайта www.metro.ru.
Строительство станции "Октябрьское поле" на улице Маршала Бирюзова. Из журнала "Метрострой", №3 за 1972 год. С сайта www.metro.ru.

Саму станцию "Октябрьское поле" возводили открытым способом. Поэтому она неглубокого заложения. Всего лишь 9 метров. Поскольку платформа стала конечной, за ней соорудили оборотный тупик для поездов. Его иногда используют и в наше время. Причём не только по прямому назначению. Например, в качестве места ночной стоянки составов.

Оригинально, если присмотреться

Проект "Октябрьского поля" создали архитекторы Н.А. Алёшина и Л.Н Зайцева. Конструкция станции типовая, поэтому разгуляться фантазии было негде. Тем не менее, расстояние между колоннами здесь больше, чем в классических "сороконожках". То есть возможности хотя бы для минимальных украшений существовали. Зодчим удалось придать станции индивидуальность.

Открытие станции "Октябрьское поле", 1972. С сайта www.pastvu.com.
Открытие станции "Октябрьское поле", 1972. С сайта www.pastvu.com.

Главной особенностью стали круглые рельефные колонны. Они не облицованы мрамором, как обычно. В качестве материала отделки использовали анодированный алюминий. Где-то даже пишут, что его применили впервые в Московском метро. Для стен выбрали мрамор светлого оттенка. На некоторых фотографиях он выглядит серым, однако в реальности цвет больше похож на белый. В отличие от многих других типовых станций здесь камень складывается в интересный орнамент.

Станция "Октябрьское поле", 2018. Фото отсюда: https://www.clubdruzey.ru
Станция "Октябрьское поле", 2018. Фото отсюда: https://www.clubdruzey.ru

В качестве дополнительных украшений на путевых стенах разместили четыре металлических панно (по два одинаковых). На первом изображен серп и молот на фоне линий электропередачи, цирка и электростанций. На втором - советский флаг, за которым видно солнце. Пол на станции также сделан из мрамора бежево-серого и розового цвета.

Потолок - это привычные для таких платформ отштукатуренные балки. Но освещение более оригинальное, чем мы привыкли видеть на других типовых станциях. Короткие люминесцентные лампы соединили в некое подобие прямоугольных светильников.

Станция "Октябрьское поле", 1975-1977. С сайта www.pastvu.com.
Станция "Октябрьское поле", 1975-1977. С сайта www.pastvu.com.

Наземных вестибюлей как таковых у станции не было. Долгие годы они представляли собой обычные подземные переходы. В начале 2000-х сделали пластиковые навесы, которые смотрелись немного странно. А в 2017-м провели полноценную реконструкцию. Подземные переходы превратились в симпатичные крытые вестибюли. Сегодня станция является средней по загруженности. Ей пользуются чуть больше 70 тысяч пассажиров в сутки. Здесь ещё не очень тесно, однако не сказать, что народу мало. Как и многие другие станции Таганско-Краснопресненской линии, "Октябрьское поле" вышла оригинальной и даже симпатичной.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Помните, #Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!