Найти тему
Тишина в библиотеке

Как живой: книги о реальных событиях и людях, которые лучше всякого вымысла

Оглавление

Есть такой особый жанр литературы, как художественные книги, основанные на реальных событиях и о реальных людях, однако же не являющиеся биографиями или автобиографиями, то есть художественный вымысел в них тоже присутствует. Если вы думаете, что читать такие истории скучно, то вы очень ошибаетесь, ведь в жизни происходит иногда такое, что ни одному писателю не придумать, а если еще чуть-чуть и присочинить...

"Террор", Дэн Симмонс, 2007

-2
Первая строка: "Поднявшись на палубу, капитан Крозье видит свой корабль под натиском небесных фантомов. Над ним – над «Террором» – мерцающие складки света выстреливают вперед, но в следующий миг отпрядывают назад, точно разноцветные руки агрессивных, но все-таки нерешительных призраков".

В основе книги лежит абсолютно реальная история - в 1845 году экспедиция под командованием опытного полярного исследователя сэра Джона Франклина отправляется на судах «Террор» и «Эребус» к северному побережью Канады на поиск Северо-Западного прохода из Атлантического океана в Тихий – и бесследно исчезает, все 129 человек.  Почти 200 лет никто не просто ничего не знал о судьбе экспедиции, но даже и обломков кораблей найти не мог. "Эребус" нашли только в 2014 году, а "Террор" - в 2016 году, то есть уже после написания книги. Вот здесь можно узнать об экспедиции больше.

Взяв за основу эту трагическую историю, Дэн Симмонс сочинил свою версию происходящего и свою, надо сказать невероятную, концовку. Но автор не просто взял историю и переписал ее, он очень тщательно воссоздал события тех лет, которые известны из официальных документов - имена всех членов экипажа, биографии капитанов и офицеров, передвижение кораблей, их оснащенность - все эти факты абсолютно правдивы. В итоге триллер получился очень реалистичным и сказочным одновременно. Потрясающая история, которая не отпустит до самой последней страницы, и подстегнет узнать как можно больше о реальных прототипах ее героев и об истории освоения Арктики.

— Жизнь у человека одна, и она несчастна, убога, мерзка, жестока и коротка, — нараспев произнес он. — И похоже, всего короче она у тех, кто крадет еду у своих товарищей.

"Блондинка", Джойс Кэрол Уотс, 2000

-3
Первая строка: "В сумерках цвета сепии на бульвар явилась Смерть. Смерть была на невзрачном курьерском велосипеде. Тот скрипел, дребезжал, но колеса его крутились исправно, и Смерть неслась к своей цели, словно персонаж детского мультфильма".

Роман, рассказывающий о жизни самой известной американской блондинки - Мэрилин Монро. Лучшая книга из всех что я прочла в прошлом году, а прочитала я немало. К своему стыду до "Блондинки" я ничего не знала о Джойс Кэрол Оутс, а она написала более 50 романов. Правда, в России издано совсем немного, но теперь я готова читать даже инструкцию к газоноосилке, если ее напишет Оутс (она к счастью жива, но ей уже 83 года).

Вот что говорит сама автор о  романе: "«Блондинка» – это рафинированная выжимка из «жизни», поданная в форме художественного произведения. Несмотря на внушительный объем романа, образы его построены на синекдохе, по принципу обобщения. Так, к примеру, вместо многочисленных домов, где некогда жила и воспитывалась ребенком Норма Джин, в «Блондинке» описан лишь один, вымышленный. Вместо многочисленных любовников, проблем со здоровьем, абортов, попыток самоубийства, ролей в кино в «Блондинке» упоминаются лишь некоторые, самые знаменательные. Факты биографии Мэрилин Монро следует искать не в «Блондинке» (ибо эта книга не является историческим документом), но в соответствующих трудах биографов".

Вместо фактов автор предлагает нам окунуться в эмоциональный мир великой актрисы, посмотреть, кто и что скрывается за красивой и яркой афишей Мэрилин. А скрывается там робкая некрасивая девочка-сирота Норма Джин, которую никто не любит. Вся ее жизнь превращается в борьбу за любовь, только норма Джин хочет, чтобы любили ее, а все вокруг любят только Мэрилин.

"Блондинка" так меня поразила, что после прочтения романа мне захотелось узнать больше о смерти Мэрилин, и я нашла и прочитала очень интересную документальную книгу "Мэрилин Монро: тайны смерти" Уильяма Реймона. Интересно, что у него свой взгляд на причины смерти актрисы, отличный от общепринятого.

Этот фильм я смотрю всю жизнь. Но так ни разу не досмотрела до конца.

"Артур и Джордж", Джулиан Барнс, 2005

-4
Первая строка: "Ребенок хочет видеть. Так начинается всегда, началось так и на этот раз. Ребенок хотел видеть".

Сэр Артур Конан Дойл, литературный  отец величайшего сыщика всех времен и народов Шерлока Холмса, был настолько знаменит в Англии, что люди со всей страны присылали ему письма-просьбы о помощи. Его читатели так верили в детективный гений создателя Шерлока, что постоянно просили Конан Дойла помочь распутать то или иное преступление. Иногда великий писатель откликался и помогал как мог - такое у него было хобби.

Однако самое известное дело, которое удалось распутать сэру Артуру стало так называемое "Дело Эдалджи". Вот здесь можно почитать об этом деле.  Но я бы советовала сделать это после прочтения книги, так как история детективная и читать может быть просто неинтересно, зная развязку.

Джордж Эдалджи - англичанин индийского происхождения - был несправедливо обвинен в убийстве домашнего скота у своих соседей. Несмотря на то, что не было ни одной улики, указывающей на Джорджа, полиция была уверена в его виновности просто потому что он - индиец. Кто ж еще мог резать скот? Не добропорядочный англичанин же будет заниматься такими мерзкими вещами. Отчаявшись, Джордж написал Конан Дойлу, который поверил юноше и решил ему помочь. Благодаря вмешательству знаменитого писателя дело получило широкий общественный резонанс. Считается, что именно после этого случая в Англии был создан Апелляционный суд.

Барнс переписал "Дело Эдалджи" в виде художественного романа. Читать было очень интересно не только с точки зрения развязки детективной истории, но и потому, что жизнь великого создателя Шерлока Холмса сама по себе тянет на отдельный роман. Одна только любовная линия чего стоит! В общем, рекомендую.

Женщина, заявляя о своем намерении кое-что обсудить, редко выбирает такую тему, которая будет приятна и выгодна мужчине.

"Мисс Черити", Мари-Од Мюрай, 2008

-5
Первая строка: "В детстве дни уныло сменяли друг друга и быстро забывались. Разве что один зимний воскресный день 1875 года отличался от остальных – видно, потому он и застрял в моей памяти. Мне скоро пять. Утро, как всегда, началось с маминого допроса".

Про великого английского писателя книга была, настало время великой английской писательницы. В книге рассказывается о взрослении маленькой Черити Тиддлер, за которой легко угадывается прототип — всемирно известная английская художница Беатрис Поттер. Девочка испытывает серьёзный интерес к природе и мечтает стать художницей, делая комические зарисовки с гостей, родных, и рисуя животных, которые с разрешения родителей или без него живут в её комнате. Так появляются миссис Мыштон, Клара Кряквуд, Ухти-Тухти, Кролик Питер и другие герои будущих сказок, которые в будущем принесут своей создательнице и славу, и деньги. Но это в будущем, а пока маленькая Черити как может пробивает себе место под солнцем.

Девочке, конечно, повезло, что родители если и не поддерживают ее, то хотя бы не мешают, а вот общество к юной писательнице и художнице относится с подозрением - в те времена женщине быть самостоятельной неприлично. Роман хоть и написан как детский и подростковый, но взрослым тоже не помешает хоть ненадолго вернуться в детство и вспомнить о своих мечтах.

Истории Табиты были не просто страшны- хуже всего, что в них торжествовали злодеи. Она была твердо убеждена: на грешной земле зло всегда побеждает. "Не беспокойтесь,- говорила мне Табита,- у вас непременно все сложится хорошо, вы ведь - скверный ребенок".

"Замок из стекла", Джаннетт Уоллс, 2005

-6
Первая строка: "Я сидела в такси и думала о том, не слишком ли сильно разоделась для этого вечера. Подняла глаза и увидела свою маму – она копалась в помойке. Это было вечером и уже стемнело. Я застряла в пробке в двух кварталах от места проведения вечеринки".

Всего за несколько недель эта книга превратила молодую журналистку в одного из самых популярных авторов Америки. Книга о том, что некоторым людям противопоказано заводить детей. Но есть один парадокс: почему-то именно такие люди заводят очень много детей.

Дженниффер достаточно бесстрастным тоном, практически без эмоций рассказывает нам историю своего детства в семье, состоящей из папы, мамы, старшей сестры Лори, самой Дженниффер, брата Брайана и младшей сестры Морин. На первый взгляд все просто здорово - полная многодетная семья, брат и сестры. Но когда мы начинаем знакомиться с родителями Дженниффер поближе, то начинаем понимать весь ужас положения детей в этой семье. Уоллсы ведут бродяжнический образ жизни, нигде надолго не задерживаясь - к 9 годам Дженниффер сменила более 11 мест проживания (это только те, которые она смогла вспомнить). Их папа нигде не работал более 3 месяцев, зато регулярно пил спиртное и мечтал о том, как разбогатеет. Их мама, непризнанный художник, тоже в основном не работала, а если и работала, то недолго, поэтому в семье практически всегда было нечего есть.

Но возможно родители, имея такую кучу свободного времени, хотя бы проводили его, занимаясь со своими детьми? Ничего подобного. Дети были предоставлены самим себе - на их болячки никто не обращал внимания, они несколько раз чуть не сгорели заживо, их кусали скорпионы и змеи, они падали с высоты. Однако, их мать считала, что не стоит обращать внимания на такие пустяки. Выживание - личное дело каждого.

Удивительно, что Дженниффер, став взрослой и рассказывая нам эту историю, совершенно не испытывает злости к своим родителям. Она ни в чем их не обвиняет, не разоблачает, просто говорит, как было: нам негде было жить, нам было холодно, нам нечего было есть, над нами смеялись в школе, потому что мы были одеты в грязные обноски, мы воровали еду из мусорных баков. И все - ни гнева, ни злости. Невольно вспоминаются многие избалованные дети, которые став взрослыми любят ходить к психотерапевтам и обвинять в своей несложившейся жизни своих родителей, которые их якобы не долюбили, потому что все время были заняты на работе. Скорее, перелюбили.

Став взрослыми и успешными каждый в своей профессии, дети Уоллсы не возненавидели родителей, продолжали общаться с отцом до самой его смерти, и не бросили мать, помогая ей, чем могли, хотя позже вскрылись и другие неприятные факты, доказывающие всю глубину эгоизма их матери. И хотя Дженниффер ни разу не говорит о прощении родителей, наверное, потому что никто у нее этого прощения не просил, за всю книгу я также не смогла уловить и ни одного слова осуждения, Дженниффер упомянула родителей даже в благодарностях - такая сильная личность невольно вызывает уважение.

Мама сидела на софе и ела сэндвич с ветчиной. "Мам, в мясе завелись червяки", — сказала я ей. "Ой, перестань. Срежь верхний слой с червяками, внутри мясо отличное", — уверила меня она.