Так называется живописное полотно голландского художника Жозефа Игнаса ван Хоя. Картина располагается в одном из залов здания Главного штаба Государственного музея Эрмитаж.
Об авторе этого произведения известно очень немного, только годы его жизни 1810 -1892, да время создания картины – 1845 год. Однако пройти мимо, не обратив внимания на полотно, вряд ли получится, а всё потому, что сюжет произведения вызывает у зрителей неоднозначные, а порой и диаметрально противоположные взгляды на тему морали в искусстве.
Но прежде несколько слов о Виллеме ван де Велде (1633 – 1707г.г.), главном персонаже картины. В отличие от своего соотечественника Жозефа ван Хоя, он был довольно известным и востребованным художником своего времени. В его семье живописцами были отец - де Велде Старший, а также братья, но только Виллема современники называли Рафаэлем морской живописи, так хорошо удавались ему работы на данную тему.
Вначале де Велде Младший изображал только морские пейзажи, затем перешёл к баталиям, где победу всегда одерживал голландский флот. В 1677 году по примеру своего отца он перебрался в Англию и поступил на службу к королю Карлу II. Здесь де Велде Младший получил свой первый крупный заказ по созданию ряда гобеленов во славу уже английского флота. Недавно закончилась Третья англо-голландская война, проходившая больше на море, а потому художественные произведения с этой тематикой очень ценились у знати.
После смерти Карла II де Велде Младший вернулся на родину в Голландию, но ненадолго. Уже новый король Англии Яков II, также нуждавшийся в услугах талантливого художника-мариниста, призывает того на службу, которая продлится 30 лет. Всё это время Виллем будет состоять при флоте Его Королевского Величества, запечатлевать на холсте и бумаге сражения, корабли и морские пейзажи. Приходилось художнику изображать и образы моряков, несших нелёгкую службу на парусных кораблях. Об одном из таких эпизодов и рассказывает полотно Игнаса ван Хоя «Виллем ван де Велде, рисующий морское сражение» (Willem van de Velde sketching a Sea Battle).
На переднем плане картины мы наблюдаем парусную лодку и её пассажиров. Прежде всего, это сам де Велде Младший, стоящий в полный рост и упирающийся ногой в лавку, на которой заметно оружие. Обхватив для устойчивости мачту рукой, удерживающей альбом, он делает зарисовки. Взгляд художника беспристрастен, его ничто не волнует. Главное для него – это успеть достоверно и точно передать посредством карандаша и бумаги происходящие события: бедствие людей, пока тех не поглотила пучина.
Его сопровождают двое гребцов и рулевой, вытащив из воды вёсла, они молча ожидают указаний. Один гребец, молодой юноша с крепкими руками, подперев подбородок рукой, всматривается в объект рисования и о чём-то думает. Терзают ли его муки совести или данное чувство ему незнакомо - этого определённо сказать нельзя. Его работа - грести, а всё остальное – не его дело. Его наняли, ему хорошо заплатили, почему он должен за кого-то переживать. Он сам мог оказаться на их месте.
Другой гребец, мужчина в годах, многое повидавший в жизни, но не утративший чувства сострадания к ближним, пронзительно всматривается в лицо художника, пытаясь там найти ответ на волнующий его вопрос – «Кому и зачем это нужно?»
Фигура третьего, рулевого, видна только со спины, а потому сказать уверенно, о чём он думает, не представляется возможным. Простым созерцателем мужчина также не предстаёт, во всём его облике чувствуется напряжение.
Теперь о тех, кого рисует художник Виллем ван де Велде.
В правой части картины позади лодки изображён обломок корабельной мачты и терпящие бедствие моряки. Несчастные пытаются зацепиться за обрывки такелажа. Одному удаётся, он в надежде протягивает руку в сторону лодки. Весь его облик просит о помощи. Двое других только на пути к спасению. Незавидна судьба одного из них, самого младшего, скорей всего он утонет. Руки юноши ещё сжимают часть мачты, но силы стремительно тают. К тому же его товарищ, почти вылезший из воды, для полного своего спасения должен будет правой ногой зацепиться за мачту, чем окончательно погубит молодого. Каждый выживает, как может. Иногда за счёт других.
На заднем плане картины отчётливо виден эпизод морского сражения. Два противоборствующих корабля, голландский и английский, выстроились друг против друга бортами и ведут непрерывный артиллерийский огонь всеми орудиями. На обоих кораблях снесены мачты, в клочья разорваны паруса, огонь бушует на палубах, люди спасаются, выпрыгивая за борт, их подбирают лодки, снующие рядом. Чёрный зловещий дым заволакивает небо, то горят пороховые погреба. Ещё мгновение и один из кораблей, по флагу – английский, взлетит на воздух.
То был момент морского сражения, произошедшего 14 июня 1666 года между флотами Нидерландов и Британии. Тогда Виллем ван де Велде был на стороне голландцев, впрочем, это не так важно, под каким флагом была его лодка, он всё равно остался бы художником, рисующим морское сражение и гибель людей. Спасать терпящих бедствие в его планы не входило.
Что до моральной стороны дела, здесь однозначного ответа нет, так аудиогид по Эрмитажу о картине Игнаса ван Хоя говорит следующее:
«Отголоском романтического переживания исторических событий прошлого служит картина Жозефа Игнаса ван Хоя. Исполненная в 1845 году, она представляет знаменитого мариниста XVII века Виллема ван де Велде, который, презрев опасность, делает зарисовки во время морского сражения. Однако глубина и содержательность гражданской тематики, присущие искусству начала столетия, уже уступили место эффектному костюмированному зрелищу и занимательному сюжету…»
Романтические переживания, костюмированное зрелище, занимательный сюжет и немного гражданской тематики, вот, пожалуй, и всё. И только?