Сейчас все знают, что такое спам – это навязчивая реклама в виде рассылки либо простой почтовой, когда всякие рекламные листовки суют целыми пачками в наши почтовые ящики, либо электронной, когда рекламные тексты отправляют нам по электронной почте (откуда только узнают адреса?).
Я не буду вдаваться, какие бывают виды спама, хотя это тоже интересно. В нашей стране спам официально запрещен. Лучше расскажу, откуда появилось слово спам.
Веерная рассылка рекламных сообщений была придумана в США давно – в мае 1864 года, когда была произведена первая массовая рассылка рекламы стоматологических услуг при помощи телеграфа компании Western Union. Но пока эта рекламная технология не имела специального названия.
Само слово «SPAM» появилось в Америке в 1937 году. Так назывался бренд, под которым выпускались мясные консервы. Слово представляло собой сокращение от «Spiced ham» («острая ветчина») или «Shoulder of pork and ham» («свиные лопатки и окорока»).
Во время Второй мировой войны эти консервы поставлялись и в американскую армию, и в армии союзников по ленд-лизу. Когда война кончилась, остались нереализованными огромные запасы этих консервов, а срок годности у них уже истекал. Тогда компания-производитель Hormel Foods провела массированную рекламную кампанию: слово spam можно было встретить везде – по радио, в газетах, в витринах магазинов, на стенах автобусов, на фасадах домов.
Реклама назойливая, конечно, поневоле запоминается, но слово, может, и не стало бы нарицательным, если бы через несколько лет после этого оно не появилось на телевидении. В британском популярном юмористическом телешоу «Летающий цирк Монти Пайтона» в 1969 году прозвучала сценка про «Спам».
Сюжет был таким: мужчина с женой приходят в ресторан и видят в меню, что все блюда содержат консервы «Спам»: «Спам, спам и яичница со спамом». Мужчина просит принести ему блюдо без спама, но ему предлагают блюдо с «небольшим количеством спама». Посетитель выражает недовольство. Его диалог с официанткой прерывается хором других посетителей, сидящих за соседним столиком: «Спам, спам, спам! Любимый спам! Чудесный спам!» В завершение жена героя произносит: «Я не люблю спам!» Слово спам было добавлено даже в титры: «Спам Терри Джонс», «Майкл Спам Палин» и пр. Слово спам в этой короткой сценке использовалось сто восемь раз.
Окончательно оно оторвалось от своего носителя (мясных консервов), когда его применили по отношению к интернет-рассылке, которую чересчур активно вел в 1986 году Дэйв Родес, рекламируя созданную им финансовую пирамиду.
Сейчас слово спам не нужно писать ни с большой буквы, ни в кавычках (если вы не о мясных консервах определенной марки говорите).
У слова спам даже появились производные: спамер – человек, который создает и рассылает спам, спамить – рассылать (чаще всего по электронной почте или в виде СМС) нерелевантные сообщения (так дано в словаре: нерелевантные значит неуместные, не соответствующие своим целям).
Что интересно, спам сейчас стал использоваться не только как реклама, но и как антиреклама, когда нужно дискредитировать какого-либо политического лидера, например, или товар, потому что спам часто вызывает у людей очень уж негативную реакцию. Но, судя по всему, он все равно очень эффективен и выгоден, потому что существует, несмотря даже на официальные запреты.
Названия торговых марок, что они значат?
Почему хот-дог переводится как «горячая собака»?