Найти в Дзене

2.3. Адам Смит. Как появилось "Богатство народов".


ПОЯВЛЕНИЕ СПОНСОРА. КОМАНДИРОВКА В ПАРИЖ.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ТУСОВКА.
ИСТОЧНИКИ «ИССЛЕДОВАНИЯ О ПРИРОДЕ И ПРИЧИНАХ БОГАТСТВА НАРОДОВ».

«Нравственные чувства» разлетались как горячие пирожки. Адам Смит становится известен далеко за пределами Шотландии.
Экземпляр книги получил и будущий канцлер казначейства Великобритании, выдающийся политик того времени, Чарльз Тауншенд. Работа произвела на него большое впечатление.

Тауншенд как раз искал «умнейшего человека» в Соединённом Королевстве, чтобы пригласить его в качестве наставника для своего 17-летнего пасынка, герцога Баклю (для друзей – просто Генри), в жизни которого он принимал живое участие. Тауншенд позаботился, чтобы Генри получил достойное образование в знаменитом Итонском колледже, а теперь собирался отправить парня в Европу, чтобы тот набрался опыта; его готовили для будущей активной общественной и политической жизни.

Один из близких друзей Адама Смита, известный философ Дэвид Юм, хорошо знавший Тауншенда, помог убедить Адама стать тьютором юного герцога.

Дэвид Юм (1711 - 1776) – философ, историк, экономист эпохи Шотландского Просвещения. 
Близкий друг Адама Смита.
Дэвид Юм (1711 - 1776) – философ, историк, экономист эпохи Шотландского Просвещения. Близкий друг Адама Смита.

Адам Смит – идеальный кандидат в качестве наставника для поездки. Действительно «умнейший человек», добрый характер, безупречная репутация. И при этом – ни жены, ни детей, к дому не привязан. Биографы Смита говорят, что он дважды чуть не женился, но оба раза как-то всё расстраивалось.

Тауншенд приехал в Шотландию, лично встретился со Смитом и уговорил его стать наставником (коучем, как сейчас бы сказали) для молодого герцога и сопровождать того в путешествии на континент. Смит помог бы ввести юношу в круг умнейших людей Франции: Париж тогда был центром интеллектуальной жизни Европы. У Смита в свою очередь появлялась возможность лично познакомится с великими мыслителями того времени, обменяться идеями по многим волнующим вопросам – как её не использовать?
Плюс к этому Тауншенд сделал предложение, от которого нельзя отказаться: 500 фунтов в год во время поездки (неплохие командировочные), и по 300 в год после возвращения – пожизненная стипендия.

Вообще неплохо! 500 фунтов в год – это порядка 80 000 евро по нашим временам.
И – в Париж!

Смит покидает родной университет, и в 1764 г он отправляется с Генри Скоттом, герцогом Баклю, во Францию. Через полгода к ним присоединился младший брат Генри, Хью Кэмпбелл Скотт.

В те времена во Франции очень немногие понимают по-английски. Языком международного общения тогда был французский. Перевод «Нравственных чувств» на него только готовился. По ту сторону Ла Манша о Смите ещё мало кто знает. Но находятся общие знакомые, дают рекомендации, и постепенно Смит с двумя молодыми людьми входят в лучшие парижские салоны, где знакомятся
с учёными-энциклопедистами Дидро, д’Аламбером, Гельвецием, Гольбахом,
литераторами – аббатом Морелле и философом-моралистом Ларошфуко,
и, главное, с родоначальниками французской политэкономии – Кенэ и Тюрго.

Молодые братья как представители древнейшего шотландского рода Баклю были даже представлены королю Людовику XVI.
Обширные знакомства с ведущими умами того времени, дискуссии, новые книги дали пытливому Смиту обширный материал для его будущих исследований.

В октябре 1766 г младший герцога брат трагически погиб – убит на улицах Парижа. Возможно, это была дуэль. По другим сведениям – он тяжело заболел и умер. История тёмная. Как бы то ни было, это несчастье прервало поездку, Смит и Генри возвращаются в Лондон.

Вернувшись в Шотландию, Адам Смит засел за работу, наброски которой он начал ещё во Франции – исследованием «как государства богатеют». Юный герцог уже подрос и не нуждался в опекуне (он женился год спустя после возвращения с континента). Генри со своим коучем оставались теперь уже просто друзьями, нет, большими друзьями, до самых последних дней. Смит продолжал получать стипендию от его отчима, как тот и обещал. Это позволило ему спокойно трудиться над новой книгой в течение многих лет не отвлекаясь по пустякам.

Смит был далеко не одинок в своих экономических изысканиях. Меняющийся мир требовал объяснения и понимания – что же происходит вокруг. Многие умы Европы пытались в этом разобраться, дать свои трактовки и рекомендации: как жить в этом новом мире, откуда берутся деньги, для чего они нужны, почему их всегда не хватает, как сделать так, чтоб их было много, и что нужно, чтоб денег стало ещё больше?


Смит скрупулёзно изучал работы своих предшественников и современников, заимствовал и развивал их мысли, анализировал статистические данные.

И в конце концов на рынке учёных-экономистов «взлетел» именно Смит.


Для особо любознательных – ниже см. список некоторых экономистов (далеко не всех) и некоторые их идеи (далеко не все), послужившие основой для «Исследования о природе и причинах богатства народов».

Уильям Петти (1623 – 1687)
ещё за 100 лет до Смита вывел, что ценность предметов определяется количеством затраченного на их изготовление труда. Это как раз Петти рассуждая об экономике государства объяснил «почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет». Производством нужно заниматься!

Пьер Баугильбер (1646 – 1714)
первым указал на взаимозависимость рыночных цен и производства. Равновесное состояние экономики будет тогда, когда количество произведённых товаров соответствует спросу, а цены на товары покрывают все издержки. По Баугильберу – это и есть состояние изобилия. Достичь его можно только при свободной конкуренции.

Ричард Кантильон (1680 – 1734)
разграничил рыночную цену и «внутреннюю ценность» товара (себестоимость), предложил деление общества на классы (
а я-то раньше считал, что это всё Маркс придумал – антагонизм классов, классовая борьба и т.д.)

Гурнэ (1712 – 1759)
– автор знаменитой фразы
laissez faier (переводится – «позвольте делать»; звучит примерно как «’ле’се’фер») – лозунга свободной конкуренции и невмешательства государства. Эту фразу много, очень много раз использует Смит в своём трактате. Впоследствии laissez faier стало международным непереводимым экономическим термином, означающим отсутствие всяких ограничений в коммерции – «не мешайте работать, не мешайте торговать».
Гурнэ был ярым противником монополий и пошлин.

Тюрго (1727 – 1781)
– друг Гурнэ, основоположник экономического либерализма; ратовал за конкуренцию, свободную торговлю, которая приведёт к установлению самых выгодных для покупателей цен. В этом они со Смитом сходились. Но Тюрго был физиократ (долго объяснять, что это такое – пропустим), а Смит критиковал физиократов за узость взглядов.

Кенэ (1694 – 1774)
– основоположник школы физиократов (
опять! Ладно, эти ребята, физиократы, считали, что основа всего – земля-кормилица, только она «родит», именно она создаёт добавочный продукт, из неё вырастает пшеница, лес, луговая трава, а всё остальное – уже производные от произведённого матерью-природой. Ну, считали они так, и считали. Понятно почему. Жили бы эти ребята на скалистых островах, решили бы, что основа всего – море, только оно рыбу «родит».)
Кенэ также поддерживал идею о том, что только труд, только производство – настоящее богатство народов.
Но Пушкин ни Петти, ни Кенэ не читал, а Смита читал, поэтому в «Онегине» упоминается именно Адам Смит – раскрученный бренд.

Изменения в экономическом устройстве общества подталкивали десятки умнейших людей Европы к тому, чтобы понять, как это общество устроено, как организовать взаимодействие людей ко всеобщему благу.
Практически все идеи, изложенные в «Исследовании...» Смита, были высказаны до и даже задолго до него.

Как бы то ни было, это ничуть не умаляет заслуг самого Адама Смита, которому удалось уложить всё это в более-менее стройную систему и уже во второй раз создать бестселлер.

Итак, познакомившись поближе с тем, кто такой Адам Смит и с его эпохой, снова возвратимся к «Исследованию о природе и причинах богатства народов».

Наша цель – разобраться, каким образом, за счёт чего «невидимая рука» должна приводить корыстные интересы отдельных людей ко всеобщему благу.

<<Ранее | Далее>>

Оглавление

#адам смит #история экономики #жуков николай #отчуждённость