Делюсь тем, что работает и у меня лично, если мне нужно что-то запомнить, и помогает моим ученикам. Работая учителем, я чего только ни перепробовала. В этой статье опишу только главное, простыми словами. Секреты, может, и не секретные, но действенные. Обещаю, что если будете применять, ваша эффективность вырастет в разы!
#саморазвитие #развитие памяти #как запомнить #образование
Конспекты
А знаете, зачем мы пишем конспекты? Не только потому что в большом учебнике найти ничего невозможно. Составляя конспект, мы:
Структурируем информацию
А значит, раскладываем по «нужным полочкам» в голове, где до нее легче будет дотянуться. В знакомом мне сообществе полиглотов приветствуются красивые тетрадочки. Они там широко используют всевозможные стикеры, тейпы, скрепки и разные другие штучки. Хотя текстовыделителя, другого цвета ручки и линейки вполне достаточно; главное - структурировать.
"Присваиваем" информацию
То, что мы прочли в другом источнике, принадлежит ему; то, что мы записали сами — принадлежит нам. Если мы пишем осознанно, у нас образуются нейронные связи, которые потом обеспечат доступ к этой информации.
Задействуем механическую и зрительную память
Связь между мелкой моторикой и запоминанием материала давно доказана. С появлением цифровой техники, к сожалению, мы все меньше пользуемся ручкой и тетрадкой, а зря. В этом, кстати, магическая сила шпаргалок: студенты знают, что только написать их — гораздо важнее, чем иметь при себе.
Облегчаем себе процесс повторения
Достаточно скользнуть взглядом по своему конспекту, и ход мысли восстановится. Про повторения подробнее — в конце статьи.
Задействование разных каналов восприятия
Про письмо я уже сказала. Если это новое слово, которое нужно запомнить, гораздо больше толку будет, если вы его 5 раз напишете и посмотрите на него, чем 100 раз прочитаете.
У кого-то хорошо работает аудиальный канал — эти люди лучше воспринимают информацию на слух. Но таких немного, поэтому будьте осторожны с аудиолекциями. Иначе результат будет примерно как у героя Леонова из "Большой перемены", помните?
Если вам действительно нужно запомнить информацию, стоит останавливаться после каждого смыслового куска и пытаться воспроизвести, что вы услышали. Вы увидите, что для большинства это не так-то просто, это история про «в одно ухо влетает, в другое вылетает».
Зато если вы одновременно слушаете и записывает — эффект будет лучше во много раз.
Еще больше каналов восприятия вы задействуете, если будете представлять ситуацию. Допустим, мы учим иностранное слово «персик». Мысленно проговаривая про себя новое слово, представьте себе, какой он на вкус, на запах, на ощупь, ворсинки на его шкурке, как вы кусаете, и из него течет сладкий сок…
В русском языке мы, допустим, учим ударение слова «принудить» (Оно на У, вы знали?). Скажите «Меня принудили это сделать». И представьте себе конкретную ситуацию, настоящую или гипотетическую. Кто принудил? Как принудил? Что он выглядел? Что вы чувствовали? Что было вокруг вас?
Яркое представление образов работает при запоминаниистихов или других литературных произведений. Не позволяйте им оставаться буквами на бумаге, пропустите образ через себя.
Яркое представление образов работает при запоминании стихов или других литературных произведений. Не позволяйте им оставаться буквами на бумаге, пропустите образ через себя.
Повторения
Тут немножечко теории, потому что знать, что «Повторенье — мать ученья», - недостаточно. Важно понимать, как повторять. Представьте себе, что мы бы помнили все, что услышали и увидели. Интересно, на сколько нам бы хватило «оперативной памяти» нашего мозга? И как бы мы искали нужную информацию в обилии ненужной?
Забывание — простой механизм, позволяющий мозгу «вычеркивать» ненужные сведения. А ненужные — это какие? Те, которыми мы не пользуемся.
На картинке— кривая забывания Эббингаузa. Подождите пугаться, вам не нужно это все запоминать, я вам объясню в двух словах.
Мы видим, что львиная доля информации забывается сразу после ее поступления. Через 20 минут остается всего 60%. Мозг считает ее не нужной.
Представьте себе, что вам продиктовали адрес, и вам нужно его запомнить. Если город знакомый, вы представите себе дом или район, и задача будет проще. Вы связали информацию с чем-то, уже имеющимся в вашей памяти, и теперь просто так мозг ее не выбросит.
А если город незнакомый? Вероятность того, что вы назовете этот адрес через 20 минут — 60%. Если только вы не повторите ее сразу. Сразу после того, как узнали.
Поэтому и конспект, и все пройденное и прослушанное, нужно попытаться воспроизвести сразу же; чем скорее, тем лучше. Например, после урока. Или после прочитанной главы. Или после первых 5-7 выученных слов.
То есть, основной принцип — не натужно вспоминать, а не успеть забыть.
Дальше повторения регулируйте по возможностям; схема с картинки не всегда применима и скорее нужна для серьезного запоминания надолго.
Но если экзамен через три дня, то схема может быть такой:
в этот же день вечером
через день
перед экзаменом.
- Главное — не пропускать этот этап СРАЗУ.
Сможете сейчас повторить, какие три способа запоминания я вам назвала?
Успехов вам в изучении чего бы то ни было! А я буду стараться давать вам пищу для запоминания. Напишите в комментариях, какими способами пользуетесь вы?