Есть мнение, что людей неправильно называют «Homo sapiens». Лучше подошло бы название «Homo narrans» или даже «Pan narrans» — «Обезьяна-рассказчик». По сути, мы передаём друг другу знания и познаём мир, рассказывая истории. То, что вы сейчас читаете, является тому ярким примером.
Причина в том, что наш мозг вовсе не так уж и хорош в обработке абстрактных понятий. Он развился из машины для выживания, с ограниченными возможностями абстрагирования и прогнозирования. Постепенно мы разработали методы для улучшения существующих способностей, но они не заменяют ту основу, из которой развился наш мозг.
Создаёт сложности и то, что человеческий язык по своей сути линейный: это поток звуков, кодирующий смысл от начала к концу. Чтобы понять что-либо, мы должны создать этот поток звуков (букв, строк, если уж на то пошло), и при этом создать его в правильном порядке. Итак, мы начинаем всякую свою историю с её начала, а затем продолжаем, пока не дойдём до её конца.
С упомянутыми двумя ограничениями мы часто склонны к антропоморфизации. Мы придаём «смысл» вещам, которые не имеют никакой реальной цели. И делаем это только для того, чтобы имела смысл наша собственная история, которую мы сейчас рассказываем.
По сути, эволюция касается только одного: выживания вида. Черты, которые мы «развиваем», следует рассматривать только в этом ключе. Это означает, что вопрос, который мы задаём о собственных чертах, должен быть не «какова их цель», а скорее «каким образом каждая наша черта делает наш вид успешнее в плане выживания». Саму цель мы прекрасно знаем — это выживание, и это метафора. Эволюция не имеет воли, как разумное существо, соответственно, она не имеет и «целей». Цели эволюции — это метафора!
Итак, в дело вступают несколько ограниченные возможности абстрактного мышления, а также линейные свойства языка. Язык позволяет нам решать свои проблемы заранее, а затем сообщать найденные решения своим соплеменникам. Именно это помогло нам успешнее выживать, а не изобретение абстрактной математики или занятия наукой. Так что, по сути, всё дело в том, чтобы быть обезьянами-рассказчиками. Есть ещё термин «Homo loquax» (человек болтливый).
Само понятие выживания является частью некоей «ложной» истории, то есть человеческого рассказа. Эволюция тавтологична. То, что выживает, просто выживает. Это ни о чём, и у этого нет никакой «цели». Организмы не «развивают» в себе черты для какой-либо полезности, а вместо этого некоторые из черт просто оказываются полезными сами по себе. Бесполезные черты постепенно исчезают, и тоже сами по себе.
Эволюция — это случайный процесс, и существует множество эволюционных тупиков. Это виды, которые эволюционировали, чтобы стать наиболее приспособленными только в очень специфических условиях. Эти условия могут быть очень ограниченными или могут измениться даже из-за самого этого вида. У нас есть все шансы стать тупиком эволюции, загадив Землю и уничтожив самих себя.