Найти тему

Почему самое интересное всегда происходит в лесу?

Оглавление
Фотография сделана автором статьи в долине реки Двина на территории Белоруссии
Фотография сделана автором статьи в долине реки Двина на территории Белоруссии

Здравствуй добрый человек!

Этот текст я решил точно также посвятить одной детали, которая, быть может незаметна, но в фольклоре так цинично пробравшимся в советское диафильмостроение - крайне распространена, а именно тема леса.

Лес это не просто участок земли, где растут деревья и живут звери, лес это иной мир, где человек не званный гость, которому там не рады. Таинство леса кроется прежде всего в его самобытности и лишь избранный способен в нём существовать.

На примере диафильмов я попробую разобрать как воспринимался лес в народном мировоззрении и от чего он считался достаточно опасным местом.

Диафильм - Про Перу-богатыря

Начнём с моего последнего диафильма, в данном случае используется эпос народа коми, находящегося в самом восточном русском княжестве. Территория северная, много лесов, землепашество идёт трудно. Охотник Перу изначально указан, как особый человек, богатырь. Не сильнее всех своих соплеменников (способен вытащить телегу с брёвнами, которую и лошадь не вывезет), он храбрее всех (его испугался леший) и главным делом его жизни становится лес. Диафильм, несмотря на простоту повествования в конце всё равно приводит главного героя к мысли, что жить в мире людей не для него, его чертог выстроен из дикорастущих елей и сосен.

По сути Перу является неким промежуточным видом, он уже человек, но ещё сохраняет в себе элементы нечистой силы, древних божков и духов, в которых верили наши предки. Такие люди в лесу себя чувствуют предельно хорошо, спокойно, им всё известно.

Диафильм - Легенда о вожде карлике

Тут можно вернуться к ранее опубликованному диафильму уже по индейским легендам. Там, тоже говорится о легенде, в которой старуха-колдунья занимавшаяся травничеством по ночам (особое время!) познакомилась в лесу с волшебниками-горбунами, которые ей и подарили яйцо из которого вылупился карлик вынудивший вождя племени Майя покорится ему.

Старуха не является сама по себе волшебным существом, но, её образ жизни безусловно говорит о некоей отстранённости от всего мира. Лес точно также представляет собой чужой мир, с таинственными холмами на которых живут существа, которых можно встретить лишь лунной ночью. Кто они - бог весть, только безумная старая колдунья знает о них, но пока они там живут людям в лесу делать нечего.

Диафильм - Роланд Оруженосец

В это уже западноевропейская легенда, но и в ней лес является иным царством. Но, если Перу-богатырь сам был не вполне человеком, а старуха-колдунья всё свою жизнь положила, чтобы стать для лесных обитателей своей, то в этой истории в лес попадают уже люди, пусть и благородные рыцари.

Юный Роланд прибывший по просьбе Короля Карла Великого в лес, чтобы сразиться с великаном Оргиусом для этого места чужой. Он не может спокойно спать, ему нужно сторожить отца, так как последний боится попасть врасплох. Впрочем, в самый критический момент, Роланд защищает глаза веткой дуба, вспоминая, что когда-то, отдыхал в его тени ещё ребёнком, то есть, заклиная его формулой выведенной Киплингом "мы с тобой одной крови — ты и я!". Метафизически, чтобы получить силы для борьбы с великаном, молодой рыцарь буквально сливается с лесным миром становясь его частью.

Диафильм - Медведь с золотой секирой

Однако описаны и случаи, когда благородный рыцарь или князь побеждал лесных духов. Так, легенда о становлении Ярославля гласит, что князь Ярослав узнав, что на территории современного Ярославля в "медвежьем угле" живут язычники, которые грабят купцов, пошёл к ним порядок устраивать.

Старейшины племени меря сообщили князю, что они ту живут под властью лесного хозяина, Медведя, которому и поклоняются, пояснив что "лесной заступник" и князя и дружину его задерёт. После чего князю Ярославу пришлось сразится с Медведем, в котором, впрочем, без труда считываются хтонические ассоциации с древним богом. Само название медведь, это лишь отсылка, не истинное имя, а прозвище "знающий где мёд", реальное название Бер (у нас сохранилось слово Берлога, дословно означающие "логовище бера"). Страшный хищник, которого даже в поздние времена называли "лесной хозяин". Но во многих русских легендах Медведь прежде это даже больше, это древнее существо, как "старший брат людей" оставшийся в старом лесу.

Более того, есть даже предположения о тождестве Медведя и древнего бога Велеса, которое, впрочем, носит весьма умозрительный характер. Объективных источников, которые бы подтвердили это гипотезу учёными пока не зафиксировано.

Диафильм - Славный охотник Лаурикадж

И закончим этот короткий экскурс диафильмом посвящённого саамскому эпосу. Как я писал в другой статье про этот диафильм, случилось тут то, что лесные существа прикинувшиеся старичками-лесовичками убили одного из охотников мотивировав это тем, что он дескать, нехороший человек.

Тут как и во всех остальных диафильмах лес играет всю туже роль потустороннего мира, куда человек приходит как вор, важно понимать, что это так трактуется в восприятии самих авторов мифа. Волшебное поселение, которое встретил Лаурикадж в лесу, есть ни что иное как параллельный мир, в котором живут те, кто хоть и похож на людей, но таковыми не являются.

Отметим, что лес и его обитатели не испытывают никаких сантиментов перед убитым, просто констатирует факт - он был плохой человек, вот он и умер. В свою очередь это вынуждает и оставшегося в живых охотника разделить награбленное поровну и всё что насобирал второй отнести его семье, чтобы после не оказаться на его месте.

Так почему всё самое интересное в лесу?

Как видно, лес это другой мир, с другими правилами и другими не обыденными движениями. Всё что происходит в лесу, происходит иначе, как слагал поэт "там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит". Это другой мир, который настолько отличается от повседневного мира обычного человека, что последнему остаётся лишь удивляться.

Средневековье или более ранние исторические времена были скупы на путешествия или научные объяснения природы. Люди жили половину жизни в кромешной темноте (в буквальном смысле слова), ели впроголодь и интересного было весьма немного. Миропонимание рождавшееся в умах этих людей, во многом компенсировало то, что происходило у них каждый день. Сказка это и кинофильм и компьютерная игра, смысл который всего-то отвлечь человека от муторной и бренной жизни. Ну а где можно было было бы повстречать иных существ? Только в лесу, ну или... под землёй, впрочем, это уже другая история.