Что такое цвет? Нам кажется, что мы все знаем о величии золотого, чистоте белого, агрессивности красного, царственности пурпура. На самом деле эти эпитеты цвета просто эпитеты (как у дедушки Фрейда - просто "бананы"). Потому что цвет - это свет. Источником света во Вселенной являются звезды. Или взорвавшиеся реакторы. Или лампочки. В любом случае источник света не создает его смыслы. Смыслы создает человек. И за всю свою историю человек придумал немало значений для цвета. Теперь, забыв причины возниковения, мы пользуемся этими значениями: покупаем красные платья, черные авто, красим стены и проч.
В культуре есть закрепившиеся шаблоны значений цвета, берущие свои истоки в древности. Важно понимать, что смыслы, однажды возникнув, менялись, исчезали, появлялись вновь в искаженном виде. Но они, все равно, узнаваемы. И, взглянув смыслам цвета "в лицо", мы лучше поймем себя, примем и свои изменения.
История цвета очень интересна. Ее начало тут. Черный. Красный. Желтый. Зеленый.
Зеленый Египет
Египетская традиция цветовидения, так же как и традиции других культур, отражает картину мира (представления о мире).
Специфическим для египетской палитры выступает ее участие в «прорисовке» идеи о дифференциации мира на «мир мертвых» (дуат) и «мир живых».
Зеленый (уадж) пользовался у древних египтян особым уважением, так как символизировал все, связанное с Осирисом – богом мира мертвых, победившим зло и смерть: зеленокожий Осирис противопоставлялся красноглазому рыжему Сету.
На фресках встречаются множественные изображения зеленого Осириса – сидящего на троне, плывущего на зеленоватой ладье в сопровождении зеленокрылой птицы Бену (части сердца Ра), вершащего суд и пр.
В Текстах пирамид загробный мир назывался малахитовыми полями.
Осириса, возродившегося (как потом и его преемники – фараоны) в присутствии Хатхор, владычицы зеленых минералов, именовали «зеленым»: «О ты, шагающая широко…, рассыпающая малахит и бирюзу небесную, если ты зелена, то и царь – зеленый, как живой зеленый тростник».
Подобным образом в 77-й главе Книги мертвых покойный хочет стать соколом «чьи крылья из зеленого камня».
Сцены, изображающие посмертное бытие, писали в гамме черного, голубого и зеленого цветов – в цветах земли, неба и возрождения. Вечно шумящие тростники Полей Иалу, иероглифы Книги мертвых и фресок пирамид, покрывающие стены погребальных камер пирамид, были зелеными.
Но не только идея посмертия, но и идея вечного возрождения нашла себя в этом цвете – его весенние, земледельческие значения выступали в качестве календарной символики. Земля представлялась египтянам черной в значении плодородия и зеленой – весной.
Эти цвета, сходные в символическом контексте, могли и противостоять друг другу в лице противоборствующих стихий – черной земли и коварного моря.
Ритуальная атрибутика (декор и бутафория мистерий - специальных "театральных" представлений жрецов), соответствующая этим религиозным сюжетам, окрашивалась в зеленый цвет: жрецы, служащие Осирису и Исиде, носили зеленый в определенные периоды года, этим цветом окрашивали глаза фараоны, символизируя восстановление целостности Ока Гора и обретение новой жизни.
В повседневной жизни египтяне также с удовольствием использовали зеленый – в орнаментах и окраске тканей, макияже и ювелирных украшениях.
Зеленые подарки считались подаренными во благо; зеленый папирус полагали символом мира.
Также этот цвет маркировал сословную принадлежность: он был вторым по значению цветом после желто-золотого.
В следующий раз арабо-мусульманский зеленый.