РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ - СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Я берусь за раскрытие данной темы, так как считаю себя в ней достаточно компетентной. Во - первых, я - дипломированный педагог, который постоянно читает и изучает новую информацию. Во - вторых, я - мама двух говорливых дошколят. Так что это тот случай, когда теория уверенно подкрепляется практикой.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ МАЛЫШЕЙ:
🧩Все дети развиваются в своём темпе. Даже если Ваш первенец рассказывал стихи в два года, младший ребёнок совсем не обязан ему соответствовать.
🧩Некоторые ребята начинают говорить постепенно и понемногу, другие - подолгу отмалчиваются, а потом сразу начинают "выдавать" фразы. Так было у наших кумовьев и ряда других знакомых.
🧩Хотите, чтобы Ваш малыш сформировал словарный запас и освоил речь? Просто разговаривайте с ним, как бы банально это не звучало. И не тогда, когда он уже "большой и самостоятельный", а с самого его рождения.
Переодеваете дитя - подробно освещайте ему весь процесс: " Сейчас мы надеваем с тобой красивую, удобную рубашечку. Она такая мягкая, голубого цвета, с зайчиками. Ты в ней будешь очень нарядный!"..
Вспоминаю случай, как везла полугодовалого сына в коляске и беседовала с ним. Рассказывала о бабушке, которая придёт к нам в обед. А проходящая мимо тётенька ехидно так прокомментировала: "И что, Вы думаете он всё понимает?"
🧩Очень важно читать детям вслух. Опять же с самого рождения, а ещё лучше с внутриутробного периода. Прекрасно подойдут народные сказки, маленькие стишки, потешки. А вот аудиосказки и модные интерактивные игрушки здесь помогут мало.
🧩Малышу важно видеть говорящего человека, следить за движением его губ. Здесь в помощь маме будет красная помада.
🧩При разговоре с ребёночком, важно чётко проговаривать все слова, говорить эмоционально и ярко, подкрепляя речь мимикой.
🧩Развитие мелкой моторики также сохраняет свою актуалтность.
Говорите шутки - прибаутки,
Разминайте пальчики малютки.
🧩В случае если у вашего двух - трехлетки признаки речи так и не появляются, малыш не произносит даже отдельных слов, требуется обратиться за помощью к специалистам.
Когда ребёнок освоил первые азы речи и говорит всё активнее, перед мамой встают новые задачи:
- формирование богатого словарного запаса и его постоянное расширение;
- помощь в правильном построении фраз и предложений;
- контроль за чёткостью произношения звуков;
-выработка у малыша умения чётко высказывать мысли, составлять связный рассказ;
- развитие творческих способностей, связанных с речью.
СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСТАРШЕ:
🧩Продолжаем разговаривать с ребёнком, тем более, что сейчас это становится всё более интересно. Активно интересуемся его мнением по самым разным вопросам.
🧩 сохраняем ритуал совместного чтения. Мы с детьми любим делать это перед сном. И когда я читаю деткам, то по праву ощущаю себя актрисой малого театра, вживаясь в каждый образ и проигрывая его голосом. При этом мальчишки всегда останавливают меня, когда слышат незнакомые слова и выражения, и я максимально стараюсь объяснить им их значение.
🧩Весьма полезно обсудить с детьми прочитанное:
- Что больше всего понравилось в произведении?
- Какой герой произвёл на тебя особое впечатление? - - Хотелось бы быть на него похожим?
- Одобряешь ли ты действия героя?
- А ты бы как поступил в такой ситуации?..
🧩 Продолжаем делать с подросшими детками пальчиковую гимнастику, постепенно добавляем к ней артикуляционные упражнения.
Наши любимые упражнения:
🧩 "футбол" или "укольчики" - направляем кончик языка то в одну щеку, то в другую;
🧩 "чистка зубов" - опять же задействуем язычок;
🧩"хобот - улыбка" - вытягиваем губы в трубочку, затем растягиваем их в улыбке.
🧩 Играем в слова. Здесь игры подбираем в соответствие с возрастом и интересами ребёнка.
Наша подборка:
- Перечислить по очереди, что бывает круглым (красным, мокрым, интересным и т.п.)
- Продолжить фразу:
"У меня хорошее настроение потому что…"
"Мой любимый вкус это… "
"Девочка горько плачет от того, что…"
И самая главная рекомендация - учим детей своим примером. Хотим, чтобы детки читали книги - читаем сами и всей семьёй. Хотим, чтобы они говорили красиво и грамотно - следим за своей речью и развиваем её.