Найти в Дзене
Советское кино

Когда деревья были большими

Советское кино мною любимо, во многом, благодаря фильмам с участием Юрия Никулина. И сегодня я хочу посвятить свою подборку одному из них. А ещё, - московскому цирку. Вы не ослышались. Ведь Юрий Владимирович был не только выдающимся киноактёром, но и талантливым клоуном, чьи антрепризы и юмор по сей день смешат публику.

Моя профессия – смешить людей, вызывать смех, во что бы то ни стало
Моя профессия – смешить людей, вызывать смех, во что бы то ни стало

Внимание, третий звонок!

Помню, как в детстве, мама водила меня в цирк. Мне нравились номера артистов с животными, а вот клоунов я побаивалась. Больше, чем зубастых тигров. Про сам цирк я, маленькая, ничего не знала, да и не узнала бы ни от кого столько интересного, сколько рассказал мне Юрий Владимирович Никулин. Не лично, конечно. А через автобиографию и свою любовь к цирку. Это случилось, когда я выросла и увлеклась советским кино, стала больше читать про актёров того времени.

Экскурс в историю

История цирка началась 12(20) октября 1880 года, когда зрителям показали первое цирковое представление в Москве. Идея, создать такое шоу на стационарной сцене, пришла в голову предпринимателю из Италии, Альберту Саламонскому, и им же была реализована на средства купца и золотопромышленника Александра Данилова. Будучи блестящим наездником и конным акробатом из актёрской династии, Альберт весьма успешно справлялся с ролью руководителя вплоть до 1913 года. Ареной для зрелищных выступлений послужило здание, построенное на месте бывшего цветочного рынка, где до новой постройки выступали уличные артисты. Зал имел пять рядов кресел для знати и стоячие площадки с деревянными лавками на галёрке для простых горожан. Билеты раскупались как горячие пирожки. Известно, что Лев Толстой и Александр Блок тоже были среди гостей. Тогда же впервые в истории цирка программу стали адаптировать под детей и по воскресеньям проводить для них "утренники". А на Рождество, - "ёлки".

Саламонский был прирождённым коммерсантом и первым понял, что дети - отличная публика для цирка.  До него цирковые представления показывали исключительно для взрослых
Саламонский был прирождённым коммерсантом и первым понял, что дети - отличная публика для цирка. До него цирковые представления показывали исключительно для взрослых

После смерти основателя цирк достался его супруге, пустившей всё на самотёк. Лишь в 1919 году дело перешло к Вильямсу Труцци из семьи наездников и дрессировщиков, который спас цирк от неминуемого разорения. Благодаря ему на гастроли в Россию стали приезжать именитые зарубежные артисты, и былая слава цирку вернулась. В этот период здание национализировали и переименовали в «Первый государственный». Манеж начали использовать для агитации населения. Политические тексты для клоуна помогал писать Владимир Маяковский. Но публика не приняла нововведения. И в итоге, цирк нужно было снова срочно спасать. Спасли!

С 1930 сменилось ни мало руководителей, среди которых был Михаил Румянцев под псевдонимом Карандаш. Про их заслуги перед цирком можно почитать самостоятельно в Википедии и других источниках. А мне уже не терпится перейти к эпохе Никулина.

На фото два ученика и партнёра по манежу самого Михаила Румянцева: Юрий Никулин и его товарищ на долгие годы,  Михаил Шуйдин
На фото два ученика и партнёра по манежу самого Михаила Румянцева: Юрий Никулин и его товарищ на долгие годы, Михаил Шуйдин

Кино и цирк

Я слышала много историй про известных, одарённых личностей, у которых в начале карьеры что-то долго не получалось. Так было и у Юрия Никулина. Не сразу приняли его в киноактёры. Да и в театре не ждали с распростёртыми руками, куда он мечтал попасть после Великой Отечественной Войны. А куда ещё податься? Без особых умений к ремеслу, но с предрасположенностью к художественной самодеятельности, - думали всей семьёй. Идея с цирком, как бы, подвернулась сама собой. Инициатором стал отец, который в одной из утренних газет вычитал объявление о наборе учеников в цирковую труппу. Более того, когда сын прошёл этот отбор, а параллельно, в театральное училище (куда попытки попасть он не оставлял), Владимир Андреевич Никулин поддержал выбор сына в пользу цирка, ссылаясь на то, что «здесь у Юры будет больше свободы для творчества, чем в театре». Он был прав. В своей книге «Почти серьёзно» Юрий Никулин иронично и добродушно вспоминает этот сложный этап своей жизни, который меня, как читателя, очень смешит. Я - то знаю, что всё будет хорошо.

"У меня всего лишь два недостатка. Плохая память и ещё что-то". Юрий Никулин мог подшутить над коллегами, но его добрые шалости все любили и спускали с рук
"У меня всего лишь два недостатка. Плохая память и ещё что-то". Юрий Никулин мог подшутить над коллегами, но его добрые шалости все любили и спускали с рук

С этого решения началась новая эра цирка - Никулинская. Правда, не всё так быстро и просто. Сначала любимый артист окончил обучение в сфере клоунады под руководством строгого Карандаша. Потом на протяжении 30 лет выступал на манеже в популярном дуэте с Михаилом Шуйдиным, а уже в 1982 (1983 г.) году возглавил родной цирк. По его распоряжению, старое здание, где выступали цирковые артисты, было сломано и выстроено заново, в том виде, как мы видим его сейчас. Внутри появился вместительный зал и фойе, просторные помещения для дрессированных животных, новые гримёрные и костюмерные. В 1996 году цирку было присвоено имя «Московский цирк Никулина на Цветном бульваре». Где по сей день заполняемость зрительного зала достигает пару тысяч человек. На сцене выступают звёзды мировой величины - призёры самых престижных международных фестивалей и конкурсов. Вспомните-ка пять рядов Саламонского, с чего всё начиналось. Безусловно, с Юрием Никулиным цирк стал лучше, больше, по-своему смешнее. Атмосфернее, как пишут люди, которые застали его время.

Юрий Никулин о цирке: "Люди всегда смеются над розыгрышем, пока разыгрывают не их"
Юрий Никулин о цирке: "Люди всегда смеются над розыгрышем, пока разыгрывают не их"

В апреле этого года я увидела цирк под предводительством уже следующего поколения Никулиных, Максима Юрьевича. И надо сказать, ликовала душа моя, когда я посмотрела юбилейное цирковое представление в честь 100-летия со дня рождения Юрия Никулина. Программа выступлений выстроена по той самой книге «Почти серьёзно», и оказалась настолько яркой, праздничной и зрелищной, что я обрела надежду на то, что цирк по-прежнему в надёжных руках. В общем, сейчас в цирке тоже хорошо. Рекомендую сходить всей семьёй!

Билеты на цирковой спектакль "Почти серьёзно" можно приобрести на TicketLand.ru
Билеты на цирковой спектакль "Почти серьёзно" можно приобрести на TicketLand.ru

А мы вернёмся на манеж, где выступал сам Юрий Никулин. Несмотря на то, что он посвятил свою жизнь цирку и был очень занят репетициями сценок, в начале 60-х, он не упустил возможности впервые сняться в кино, которое потом покажут на больших экранах кинотеатра советским зрителям. Как говорится, случай подвернулся. Один из ассистентов режиссёра пригласил его попробовать себя в короткометражке Леонида Гайдая, «Пёс Барбос и необычный кросс». На этот раз, фортуна улыбнулась клоуну в шляпке - роль Балбеса за Никулиным утвердили сразу. И не зря! Харизматичный хулиган из знаменитой гайдаровской троицы зрителю полюбился.

Гайдай сказал: "Ну, Балбеса искать не надо. Никулин - то, что нужно"
Гайдай сказал: "Ну, Балбеса искать не надо. Никулин - то, что нужно"

После успешного кинодебюта, двери в мир комедий для Юрия Владимировича были открыты. Режиссёры охотно стали приглашать артиста цирка на кинопробы. И вновь, произошло судьбоносное стечение обстоятельств. Среди них оказался Лев Кулиджанов, который набирал команду для своей мелодрамы «Когда деревья были большими». Планировалось, что главную лирическую роль будет исполнять Василий Меркурьев. Но тот выдвинул требования, которые сподвигли режиссёра искать замену в срочном порядке. Тогда ему пришла мысль позвать на съёмки Никулина, который был у всех на слуху. Вместе с супругой автор рискованной затеи отправился смотреть цирковое выступление комика, а заодно, фото- и кинопробы, своего необычного кандидата. Чутьё и профессиональная интуиция режиссёра не подвели, Юрия Никулина утвердили без колебаний. И снова не зря! Мир узнал и полюбил нового киногероя. Успех повторился. Сейчас уже сложно представить в роли Кузьмы Иорданова кого – то другого, не правда ли?

Юрий Владимирович не переставал всех поражать своей многогранностью, -  играть драматических персонажей ему удавалось так же хорошо, как  смешить на манеже детей и взрослых
Юрий Владимирович не переставал всех поражать своей многогранностью, - играть драматических персонажей ему удавалось так же хорошо, как смешить на манеже детей и взрослых

А ещё, в обычной жизни, он был добрым, отзывчивым человеком, который не отказывал в помощи другим. Знал бесконечное количество анекдотов и никогда не терял надежду на лучшее в жизни и людях. Именно этими чувствами пропитан мой любимый фильм «Когда деревья были большими», о котором напоследок я хочу рассказать.

О чём фильм

В жизни Кузьмы Кузьмича Иорданова, после смерти жены, всё шло как-то не так. Не было у него ни родных, ни настоящих друзей. Он нигде не работал и пристрастился к выпивке. Всем, что с ним происходило, он делился за душевными беседами с товарищем «по буфету». Однажды, слоняясь по городу в поисках «непыльной» подработки, он приметил одну старушку с тяжёлой стиральной машиной, и предложил ей свою помощь. Но вместо денег он получил травму, т.к. грузчик из него оказался никудышный. Пожилая женщина навещала своего одинокого «горе-помощника» в больнице. Сжалившись над ним, она поведала ему историю о девушке из своей деревни, у которой тоже никого не было на всём белом свете. Наташа росла сиротой, но никогда не унывала и верила в чудо. Была труженицей. Сама того не ведая, женщина натолкнула опустившегося Кузьмича на бессовестный поступок. Несмотря на угрозу тюрьмы (а терять ему было нечего), мужчина решился ехать в деревню к девочке, в роли потерявшегося после войны отца. Для того, чтобы жить там припеваючи. Эта афера действительно изменила его судьбу к лучшему. Однако, иначе, чем он планировал.

Фильм снимался в 1961 году сначала в Москве, затем в Московской области - в деревне Мамонтово Ногинского района
Фильм снимался в 1961 году сначала в Москве, затем в Московской области - в деревне Мамонтово Ногинского района

Почему люблю и рекомендую посмотреть

Линия сюжета грустная, но мелодрама получилась отчасти очень даже смешной и воздушной, благодаря виртуозному исполнению своих ролей актёрами. Кузьма Иорданов, хоть лодырь и проныра, сразу расположил меня к себе. Да, он повёл себя гнусно, но уж очень чувствуется его внутренняя доброта и искренние терзания, в чём заслуга Юрия Никулина. Занятно, что вжиться в образ ему помогали уличные перевоплощения в бездомного пьяницу, отыгрываемые в свободное время. Редко, но такое бывало. И, конечно, пригодился опыт работы в цирке. Один раз его не сразу признал даже сам режиссёр и директор магазина, куда пытался прорваться «подвыпивший» и бородатый Юрий Владимирович. Кстати, реплики этого персонажа переписывались специального под него прямо в процессе съёмок. "Новый" Иорданов рождался на глазах с помощью сценариста Николая Фигуровского.

В этом фильме я открыла для себя и такую талантливую актрису, как Инна Гулая. Её Наташа - нежная, добрая девушка. Аленький цветочек. Я всегда сопереживаю ей. Никогда бы не подумала, что эта миловидная девочка за кадром могла показать упёртый характер и поспорить с режиссёром, т.к. у неё было своё тонкое виденье, как ей играть. Правда, фильму это пошло только на пользу. Рассмешило, что сцену, где она ела борщ, переснимали много раз. Когда при повторном дубле Инна от волнения съела очередную порцию, Никулин не сдержал своего удивления: «Как в вас столько влезает?».

Изначально сценарий фильма  имел название "Благоразумная ведьма"
Изначально сценарий фильма имел название "Благоразумная ведьма"

Мне очень импонирует молодой Леонид Куравлёв в роли жениха Наташеньки. Василия Шукшина я очень люблю, здесь он отчитывает незадачливого отца. Я хочу сказать, что в фильме задействованы многие известные фамилии - признанные звёзды советского кино. Предлагаю ознакомиться с моей подборкой.

Юрий Никулин – Кузьма Кузьмич Иорданов

"Не учёл паразит, что в таком положении совесть может проснуться"
"Не учёл паразит, что в таком положении совесть может проснуться"

Помним и любим по фильмам: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «Чучело», «Ко мне, Мухтар!», «Старики-разбойники», «Семь стариков и одна девушка», «Кавказская пленница» и др.

Инна Гулая – Наташа

"Да делай, что тебе хочется, лишь бы тебе у меня нравилось"
"Да делай, что тебе хочется, лишь бы тебе у меня нравилось"

Фильмография: «Долгая счастливая жизнь», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Хождение по мукам», «шумный день», и др.

Леонид Куравлёв – Лёнька

"Я очень тебя прошу, не уходи"
"Я очень тебя прошу, не уходи"

Фильмография: «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть!», «Афоня», «Когда деревья были большими», «Начало», «Ищите женщину», «Ёлки-палки», «Урок литературы» и др.

Екатерина Мазурова – тётя Настя

"Неухоженный ты какой-то. Я сразу увидела, что без семьи"
"Неухоженный ты какой-то. Я сразу увидела, что без семьи"

Фильмография: «Дело было в Пенькове», «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещён», «Джентльмены удачи», «Большая перемена» и др.

Василий Шукшин – председатель колхоза

 "Имей в виду, слушай, в обиду мы её не дадим, понял? Папаша выискался"
"Имей в виду, слушай, в обиду мы её не дадим, понял? Папаша выискался"

Фильмография: «Калина красная», «Живёт такой парень», «Печки-лавочки», «Два Фёдора», «Мужской разговор», «Алёнка», «Мы, двое мужчин», «Странные люди» и др.

Людмила Чурсина – Зоя

"А ну хватит там про любовь, давайте танцы!"
"А ну хватит там про любовь, давайте танцы!"

Фильмография: «И это всё о нём», «Приваловские миллионы», «Угрюм-река», «Два билета на дневной сеанс», «Журавушка» и др.

  • p.s. Все фото взяты из "Яндекс картинки"
  • Автор статьи: Тюсова Юлия