Осталось всего ничего
Эта рецензия написана в Беларуси в 2019 году. На мультфильм, который был снят в Узбекистане в 1984 году. На рассказ, который был написан в США в 1950 году. На стихотворение, написанное в 1920 все в той же Америке. Прогрессия, развивающая через три десятилетия с хвостиком, вероятно, оборвется, пустив ростки в других местах по другим поводам. Человечеству в целом, и человеку в частности, присуща грусть по глобальным проблемам, и, возможно, эта способность помогает избежать поворотов не туда на бесконечных развилках ещё не очень богатой истории.
Пройдет семь лет с момента написания этих электронных строчек, и в радиоактивном рассвете среди непонятно как уцелевшего «умного дома» будет звучать монотонный голос домашней автоматической системы, согласно установленному распорядку жарящей яичницу и наставляющей на день грядущий семейство. А остывший детский пепел буднично лежит у кровати, покрывая мягкие игрушки. На соседней стенке видны белые выгоревшие силуэты, напоминающие абрисами человеческие. А за окном все также шевелится на ветру трава, вздыхает прозрачное небо и подлетает к полуприкрытым ставням одинокая птица.
Так же, как и дому в спятившем этом городе, удалось зацепиться за память мультфильму из Узбекистана. Нет, правда, много ли мы, даже рожденные в СССР, смотрели узбекские мультики. Порывшись на чердаке своего сознания и применив допинг поисковых систем, мне удалось вспомнить ещё одну короткометражку – «Девочка со спичками» (1992). И все – остальное надежно укрыто пеплом забвения. А ведь неплохие, наверное, были работы, уж точно лучше теперешнего шлака, выплавленного с помощью нехитрых компьютерных программ. В принципе, авторам нужно было всего лишь не испортить замысел Брэдбери. Всего лишь. И подготовленный арсеналом прочитанного зритель признает – это удалось.
Конечно, собственная фантазия сильнее анимированной. И брэдбериевскую собаку, наверное, зря не ввели в кадр, и автоматы излишне эмоциональны, и стихотворение, и так небольшое, почему-то усечено пополам. Но атмосфера легкой печали осталась. В принципе, постапокалипсис привычно вызывает несколько другой, смещенный в сторону возмущения спектр эмоций. Да как же так, кто виноват, что делать, люди, будьте бдительны! А здесь – просто напоминание, что эра человечества не больше полета пожелтевшего листочка. И все изобретения, философии и страсти смоет ласковый дождь, и весна встретит новый рассвет, не заметив, что нас уже нет. Грустно, но заслуженно.
И даже не потому, что то с запада, то с востока теряющие рейтинг лидеры ядерных стран бубнят, что могут повторить. Просто мы с маниакальным упорством все больше и больше заменяем свою жизнь автоматикой да электроникой. Часы напролет день ото дня мы проводим, уставившись в экран гаджета, а общение с природой ограничиваем получением информации о температуре в мегаполисе. Пока еще мы выбираемся иногда в парк, лесок, а то и балуем себя заслуженным отдыхом категории «все включено» на берегу чего-то теплого. Но постепенно убеждаем себя, что нам это не особо и надо. И рано или поздно Вселенная решит, что данная биологическая формация ей тоже не особо и сдалась. А там кто-то что-то нажмет, и ни птица, ни ива слезы не прольёт, если сгинет с Земли человеческий род. Такие дела.