Иногда хочется, чтобы на совещаниях высоких руководителей присутствовал практик из сферы туризма, который мог бы дать предлагаемым идеям свою экспертизу.
Так, на днях руководство Горьковской железной дороги и ЦКБ имени Алексеева обсуждали возможность запуска интермодальных маршрутов с использованием поездов дальнего следования, курсирующих в сообщении с Нижним Новгородом, и пассажирских судов «Валдай 45Р».
Проект нельзя назвать инновационным, так как он не предполагает создание новых технических продуктов, а является формальным объединением нескольких имеющихся ресурсов. На совещании предлагалось согласовать время прибытия и отправления поездов с графиком следования судов до Городца и поселка Макарьев в Нижегородской области.
ГЖД и Конструкторское бюро не учитывают, что главным источником дохода региона при развитии туризма является размещение туриста в гостинице. Именно точки проживания - гостиницы, хостелы, загородные базы отдыха – а не площадные концерты, шоу дронов или цветовые композиции на клумбах – пополняют налоговую базу регионов. Поспешить увезти туриста из города, то есть не дать ему возможности разместиться в гостинице, буквально означает не пополнить областную казну.
На практике предложение сразу с поезда пересесть на речное судно подойдет не каждому туристу. Логика местного отдыха предполагает, что турист, преодолев дорогу, размещается в гостинице, принимает душ, завтракает и только потом отправляется на организованные экскурсии или самостоятельные прогулки. Пренебречь душем и завтраком готовы не все. А если речь идёт о посещении Макарьевского монастыря, турист может остаться в буквальном смысле голодным до возвращения в город: ни на борту «Валдая», ни в Макарьеве нет буфетов и кафе. Трапезную в монастыре можно посетить только по предварительным договоренностям и то, отмечу из опыта, не всегда. Когда к стенам монастыря одновременно швартуются и несколько теплоходов, и «Валдай», монастырским сестрам не хватает ресурсов для обеспечения сервиса.
Не учесть бытовые моменты при организации интермодальных перевозок, значит получить от туристов отрицательные отзывы о пребывании в нижегородском регионе.
В Городце точки питания есть, однако нет речного вокзала или павильона, где туристы могли бы ожидать «Валдай» в обратный путь. Все мы помним печальный опыт прошлого лета, когда в дождливую погоду сто прибывших в Городец водным путем туристов не смогли укрыться от непогоды, их отдых был испорчен и закончился жалобами и скандалом в СМИ.
На совещании ГЖД и ЦКБ как практический пример приводилась схема движения, которая связывает остров Валаам с Санкт-Петербургом и Петрозаводском. В частности, когда из Москвы можно по железной дороге приехать в Санкт-Петербург или Петрозаводск и там сесть на «Метеор» или «Ракету». Действительно, суда, которые нижегородцы стали уже забывать, бегают сейчас на северо-западе.
Замечу, к острову Валаам на Ладожском озере нет другого пути, кроме водного. Валаамский мужской монастырь – совершенно отдельный объект, далекий от большой земли паломнический и экскурсионный проект. А к Макарьеву и Городцу легко добраться на автомобиле или экскурсионном автобусе. И при этом посетить несколько достопримечательностей Нижегородского края по пути. Так, по дороге в Макарьев экскурсанты заезжают к памятнику Горькому и Шаляпину, на современную смотровую площадку в Природном парке «Моховые горы» на Волге, в церковь в селе Рожново, которая является памятником архитектуры регионального значения, в эко-аул «Джайляу» в Останкине, состоящий из казахских юрт, на оленью ферму в Ивановском.
Пролетая мимо этих экскурсионных объектов по воде на высокой скорости, турист теряет массу информации и возможных впечатлений о Нижегородской области.
Анна Вингурт, журналист, организатор путешествий