Часто, когда речь заходит о школьной форме прошлых лет, начинается восторженное закатывание глаз - "Ах, в СССР форма была такая красивая! И качественная! И натуральная! И по ГОСТу!"
Ну, платьица у девочек были красивыми разве что с белыми передниками. Такой привет гимназисткам, разве что подол укоротили.
Допустим, качественная и натуральная - форма была шерстяной.
Ну, ГОСТ есть ГОСТ, какой стандарт создали, такой и реализуют.
А вот в носке форма предъявляла сюрпризы.
И вот в журнале "Здоровье" 1957 года (издавался с 1955г.), врач З.С. Лапшина очень по-деловому, с точки зрения гигиены критикует форму, введенную широко по стране с 1953 года. Прежде всего - форму мальчиков.
До знаменитой синей формы курточка+брюки ещё далеко. Мальчишек засунули в колючие серые костюмы полувоенного образца. Фуражка прилагалась.
Не знаю уж, как там разрабатывались ГОСТы, но одежда была нефизиологична.
Во-первых, не было учтено очевидное для врачей: дети - это не маленькие взрослые! У них иные процессы кровообращения, повышенная теплоотдача. Дети быстрее переохлаждаются и быстрее перегреваются.
Вот почему детей надо одевать так, чтобы платье хорошо защищало их от холода и не обременяло в жару.
З.С. Лапшина, "Одежда школьника"//"Здоровье", 1957г.№2
(Между строк - это последнее десятилетие, когда к одежде в целом "не верхней" широко применяется понятие "платье". В 60-е уже в этом значении слово употребляется реже, и в 70-е платье - это уже женская одежда).
Эта форма вызывала дискомфорт. Весной и ранней осенью в ней было жарко, что отвлекало ребят, делало их раздражительными, рассеянными.
Всё, о чем писала автор статьи - не её личные соображения. Опирается Лапшина на исследования Института общей и коммунальной гигиены Академии медицинских наук СССР. Так вот эти исследования показали очень интересные вещи:
Проблема 1. Школьники носят форму на трусы и майку.
И что? А вот что: одежда соприкасается с телом. Выделения тела впитываются в ткань и раздражает кожу. Очевидно? Пока да. Что делать, чтобы решить проблему? Ну ясно же - стирать!
Ха. Сотрудники института опросили 600 учеников и выяснили:
Проблема 2. Абсолютное большинство стирает форму два-три раза в год.
Ну какие проблемы - разъяснить населению, пусть стирают форму чаще! Хорошо. Но тут вылезает другая сторона - чем стирали в то время? Хозяйственным мылом. В тазу. Только-только стали продаваться стиральные порошки. Кое-где, в крупных городах. Обычные, довольно агрессивные. А форма - натуральная шерсть! Ну вы поняли - чем больше стираешь, тем ткань хуже. Идёт усадка, волокна становятся грубыми, теплозащитные свойства нарушаются, ткань становится более жесткой, следовательно, трёт ещё сильнее.
Решение по рекомендации медиков:
Форму надо носить на бельё: для мальчиков подойдут кальсоны и нижние рубашки по образцу взрослого белья, для девочек - нижние рубашки с длинным рукавом.
Не знаю уж, носили ли в реальности такое бельё?
Поспрашивала маму - в её школьные годы (50-е) сорочки с длинным рукавом из девочек не носил никто. Не продавались, да и сами такое не шили.
В общем, конечно, шерстяная ткань хороша - она дышит, гигроскопична, приспособлена для смены температур в течение дня, но - подходит, скорее, для школьников среднего и старшего возраста. Младшеклассникам - нет.
Проблема 3: Одежда должна соответствовать фигуре.
Школьная форма в 50-е не была дешёвой. Покупка её была значительной тратой для семейного бюджета. Ещё бы - шерстяные ткани никогда не стоили столько, сколько набивной ситчик. А если в семье несколько школьников? Вот и покупали родители форму "навырост". Только рост штука непредсказуемая. Кто-то вытягивался мгновенно, кто-то ходил малявкой до 9 класса, а потом за лето вымахивал так, что смотрел на одноклассников сверху вниз. Вот и встречались школьники карикатурного вида - кто-то болтался в гимнастёрке, как карандаш в стакане, кто-то щеголял голыми щиколотками по причине внезапно выросших ног.
Решение: родители должны понимать, что одежда очень важна для здоровья и благополучия ребенка. И покупать одежду по размеру.
Проблема 4: ремень-давитель
Форменный ремень был двух модификаций: широкий и узкий. Подобрать - не проблема. Беда в другом. Гимнастёрка подпоясывалась ремнём - логично? Да. А если штаны в поясе свободны? То-то же. Я не знаю, как это - но бедные школьники носили одновременно ДВА ремня. По факту- ремень на ремень. Можете попробовать, каково это. Очень неудобно. И опасно для здоровья:
Это абсолютно недопустимо, ибо стягивание живота двумя ремнями и давление пряжки резко нарушает работу органов брюшной полости.
З.С. Лапшина, "Одежда школьника"//"Здоровье", 1957г.№2
Решение: необходимо ввести в форму для младших классов подтяжки. Они будут опираться на плечевой пояс, что гораздо лучше.
Ввели? Нет.
Проблема 5: воротник-душитель.
У младшеклассников форма была с воротничком. Беленький воротничок пришивался на гимнастёрку. Ниже шли три пуговки - чтобы было легче справляться первоклассникам.
В средней и старшей школе гимнастёрка предполагала воротничок-стойку, к которой пришивался белый подворотничок. Но при одном размерном ряде объём шеи мог значительно различаться!
Эти воротники, как правило, бывают узки, часто жестки, грубы. При чтении и письме, когда ребенку приходится наклонять голову, стоячий воротник сдавливает шею, а значит, проходящие в ней крупные кровеносные сосуды, нарушая нормальное кровообращение. Вследствие недостаточного кровоснабжения мозга появляются головные боли, наступает утомление, снижается работоспособность.
Решение школьников: расстегивать воротнички.
Однако это было нарушением формы и дисциплины. На глазах учителей приходилось застёгиваться.
Кроме того, стоячие воротники сильно изнеживают кожу шеи, изолируя её от воздействия наружного воздуха и подавляя кожно-сосудистые реакции, а это предрасполагает к простудным заболеваниям.
Предполагалось, что белый подворотничок решит проблему чистоты ворота, приучит к дисциплине и аккуратности. Но в то время в галантерее можно было купить воротничок целлулоидный. Собственно, пластмассовый. Его было достаточно протереть влажной тряпочкой, и не нужно было бесконечно пришивать-отпарывать-стирать-пришивать. Жесткий пластик превращал ворот в ошейник.
Ну и вечная проблема доколготочной поры - дети носят круглые резинки! На таких резинках держались чулки у мальчиков-дошкольников и у девочек всех возрастов. Такие круглые резинки впивались в ногу и напрочь перекрывали кровоток.
В том самом 1957 году автор статьи пишет, что форма должна учитывать сезоны. Хорошо бы, конечно, было, если бы форма учитывала и регионы нашей необъятной. Но и в Средней Азии, и в Нечерноземье, и в Дагестане, и на Крайнем Севере форма была одна-единственная, без вариантов.
Форму эту, хоть и ввели в 1954 году как обязательную, носили далеко не все. Города перешли на неё довольно быстро, а вот в провинции, посёлках, колхозах часто продолжали в 50-х носить то, что было. Времена были небогатые, и учителя особо не придирались.
Вывод, конечно, логичный: одежда должна быть удобной, продуманной и носиться ребятами с удовольствием. Но до реализации дело так и не дошло...
Судя по фотографиям из семейных альбомов, форма мальчиков была больше парадной, чем повседневной:
Если посмотреть внимательно на фото - мальчики в основном не в гимнастёрках, а в вельветовых курточках на "молнии". Они не были форменными, но были доступными. А девочки уже в форме. Лямки в 50-е у фартуков широкие, крыльями, как у дореволюционных гимназисток.
Девочки тоже носили такие вельветовые курточки. если присмотреться, на курточке брошка-птичка на булавке. Увы, не сохранилась.
А вот старшеклассницы в форменном платье:
Вывод: форма, конечно, была. И, наверно, требовалась. Но всё же реальность тоже учитывалась. По воспоминаниям - многие девочки уже после введения формы ходили в школу в чем было. В простых платьях, часто ситцевых. И, как правило, это были девочки, отцы которых не вернулись с войны. Те, у кого осталась только мать, а то и тётка - приобретали форму по возможности.
А у вас сохранились семейные фотографии послевоенной жизни?
#школа #история образования #школьная форма #50-е годы #история ссср #история повседневности