16,2K подписчиков

Ужасы школьной формы-1953

78K прочитали
Открытка, 50-е годы. https://meshok.net/listing?related=Школьный+бал+Тальберг+ИЗОГИЗ+1956+открытка+чистая+школьник+дети+танец+маскарад+девочка+А
Открытка, 50-е годы. https://meshok.net/listing?related=Школьный+бал+Тальберг+ИЗОГИЗ+1956+открытка+чистая+школьник+дети+танец+маскарад+девочка+А

Часто, когда речь заходит о школьной форме прошлых лет, начинается восторженное закатывание глаз - "Ах, в СССР форма была такая красивая! И качественная! И натуральная! И по ГОСТу!"

Ну, платьица у девочек были красивыми разве что с белыми передниками. Такой привет гимназисткам, разве что подол укоротили.

Допустим, качественная и натуральная - форма была шерстяной.

Ну, ГОСТ есть ГОСТ, какой стандарт создали, такой и реализуют.

А вот в носке форма предъявляла сюрпризы.

И вот в журнале "Здоровье" 1957 года (издавался с 1955г.), врач З.С. Лапшина очень по-деловому, с точки зрения гигиены критикует форму, введенную широко по стране с 1953 года. Прежде всего - форму мальчиков.

Школьная форма ученика младших классов. https://vedsimvol.mybb.ru/viewtopic.php?id=12706
Школьная форма ученика младших классов. https://vedsimvol.mybb.ru/viewtopic.php?id=12706

До знаменитой синей формы курточка+брюки ещё далеко. Мальчишек засунули в колючие серые костюмы полувоенного образца. Фуражка прилагалась.

1954 год. Первоклассник. Фото из семейного архива автора.
1954 год. Первоклассник. Фото из семейного архива автора.

Не знаю уж, как там разрабатывались ГОСТы, но одежда была нефизиологична.

Во-первых, не было учтено очевидное для врачей: дети - это не маленькие взрослые! У них иные процессы кровообращения, повышенная теплоотдача. Дети быстрее переохлаждаются и быстрее перегреваются.

Вот почему детей надо одевать так, чтобы платье хорошо защищало их от холода и не обременяло в жару.
З.С. Лапшина, "Одежда школьника"//"Здоровье", 1957г.№2

(Между строк - это последнее десятилетие, когда к одежде в целом "не верхней" широко применяется понятие "платье". В 60-е уже в этом значении слово употребляется реже, и в 70-е платье - это уже женская одежда).

Эта форма вызывала дискомфорт. Весной и ранней осенью в ней было жарко, что отвлекало ребят, делало их раздражительными, рассеянными.

Всё, о чем писала автор статьи - не её личные соображения. Опирается Лапшина на исследования Института общей и коммунальной гигиены Академии медицинских наук СССР. Так вот эти исследования показали очень интересные вещи:

Проблема 1. Школьники носят форму на трусы и майку.

И что? А вот что: одежда соприкасается с телом. Выделения тела впитываются в ткань и раздражает кожу. Очевидно? Пока да. Что делать, чтобы решить проблему? Ну ясно же - стирать!

Ха. Сотрудники института опросили 600 учеников и выяснили:

Проблема 2. Абсолютное большинство стирает форму два-три раза в год.

Ну какие проблемы - разъяснить населению, пусть стирают форму чаще! Хорошо. Но тут вылезает другая сторона - чем стирали в то время? Хозяйственным мылом. В тазу. Только-только стали продаваться стиральные порошки. Кое-где, в крупных городах. Обычные, довольно агрессивные. А форма - натуральная шерсть! Ну вы поняли - чем больше стираешь, тем ткань хуже. Идёт усадка, волокна становятся грубыми, теплозащитные свойства нарушаются, ткань становится более жесткой, следовательно, трёт ещё сильнее.

Решение по рекомендации медиков:

Форму надо носить на бельё: для мальчиков подойдут кальсоны и нижние рубашки по образцу взрослого белья, для девочек - нижние рубашки с длинным рукавом.

Не знаю уж, носили ли в реальности такое бельё?

Поспрашивала маму - в её школьные годы (50-е) сорочки с длинным рукавом из девочек не носил никто. Не продавались, да и сами такое не шили.

В общем, конечно, шерстяная ткань хороша - она дышит, гигроскопична, приспособлена для смены температур в течение дня, но - подходит, скорее, для школьников среднего и старшего возраста. Младшеклассникам - нет.

Проблема 3: Одежда должна соответствовать фигуре.

Школьная форма в 50-е не была дешёвой. Покупка её была значительной тратой для семейного бюджета. Ещё бы - шерстяные ткани никогда не стоили столько, сколько набивной ситчик. А если в семье несколько школьников? Вот и покупали родители форму "навырост". Только рост штука непредсказуемая. Кто-то вытягивался мгновенно, кто-то ходил малявкой до 9 класса, а потом за лето вымахивал так, что смотрел на одноклассников сверху вниз. Вот и встречались школьники карикатурного вида - кто-то болтался в гимнастёрке, как карандаш в стакане, кто-то щеголял голыми щиколотками по причине внезапно выросших ног.

Решение: родители должны понимать, что одежда очень важна для здоровья и благополучия ребенка. И покупать одежду по размеру.

Проблема 4: ремень-давитель

Форменный ремень был двух модификаций: широкий и узкий. Подобрать - не проблема. Беда в другом. Гимнастёрка подпоясывалась ремнём - логично? Да. А если штаны в поясе свободны? То-то же. Я не знаю, как это - но бедные школьники носили одновременно ДВА ремня. По факту- ремень на ремень. Можете попробовать, каково это. Очень неудобно. И опасно для здоровья:

Это абсолютно недопустимо, ибо стягивание живота двумя ремнями и давление пряжки резко нарушает работу органов брюшной полости.
З.С. Лапшина, "Одежда школьника"//"Здоровье", 1957г.№2

Решение: необходимо ввести в форму для младших классов подтяжки. Они будут опираться на плечевой пояс, что гораздо лучше.

Ввели? Нет.

Форма для средних и старших классов. https://vedsimvol.mybb.ru/viewtopic.php?id=12706
Форма для средних и старших классов. https://vedsimvol.mybb.ru/viewtopic.php?id=12706

Проблема 5: воротник-душитель.

У младшеклассников форма была с воротничком. Беленький воротничок пришивался на гимнастёрку. Ниже шли три пуговки - чтобы было легче справляться первоклассникам.

В средней и старшей школе гимнастёрка предполагала воротничок-стойку, к которой пришивался белый подворотничок. Но при одном размерном ряде объём шеи мог значительно различаться!

Эти воротники, как правило, бывают узки, часто жестки, грубы. При чтении и письме, когда ребенку приходится наклонять голову, стоячий воротник сдавливает шею, а значит, проходящие в ней крупные кровеносные сосуды, нарушая нормальное кровообращение. Вследствие недостаточного кровоснабжения мозга появляются головные боли, наступает утомление, снижается работоспособность.

Решение школьников: расстегивать воротнички.

Однако это было нарушением формы и дисциплины. На глазах учителей приходилось застёгиваться.

Кроме того, стоячие воротники сильно изнеживают кожу шеи, изолируя её от воздействия наружного воздуха и подавляя кожно-сосудистые реакции, а это предрасполагает к простудным заболеваниям.

Предполагалось, что белый подворотничок решит проблему чистоты ворота, приучит к дисциплине и аккуратности. Но в то время в галантерее можно было купить воротничок целлулоидный. Собственно, пластмассовый. Его было достаточно протереть влажной тряпочкой, и не нужно было бесконечно пришивать-отпарывать-стирать-пришивать. Жесткий пластик превращал ворот в ошейник.

Ну и вечная проблема доколготочной поры - дети носят круглые резинки! На таких резинках держались чулки у мальчиков-дошкольников и у девочек всех возрастов. Такие круглые резинки впивались в ногу и напрочь перекрывали кровоток.

В том самом 1957 году автор статьи пишет, что форма должна учитывать сезоны. Хорошо бы, конечно, было, если бы форма учитывала и регионы нашей необъятной. Но и в Средней Азии, и в Нечерноземье, и в Дагестане, и на Крайнем Севере форма была одна-единственная, без вариантов.

Форму эту, хоть и ввели в 1954 году как обязательную, носили далеко не все. Города перешли на неё довольно быстро, а вот в провинции, посёлках, колхозах часто продолжали в 50-х носить то, что было. Времена были небогатые, и учителя особо не придирались.

До введения формы многие младшеклассницы ходили в подобных юбках. 1950г. Фото из семейного архива автора.
До введения формы многие младшеклассницы ходили в подобных юбках. 1950г. Фото из семейного архива автора.

Вывод, конечно, логичный: одежда должна быть удобной, продуманной и носиться ребятами с удовольствием. Но до реализации дело так и не дошло...

Судя по фотографиям из семейных альбомов, форма мальчиков была больше парадной, чем повседневной:

1954г. Фото из семейного архива автора.
1954г. Фото из семейного архива автора.

Если посмотреть внимательно на фото - мальчики в основном не в гимнастёрках, а в вельветовых курточках на "молнии". Они не были форменными, но были доступными. А девочки уже в форме. Лямки в 50-е у фартуков широкие, крыльями, как у дореволюционных гимназисток.

1952г. Фото из семейного архива автора.
1952г. Фото из семейного архива автора.

Девочки тоже носили такие вельветовые курточки. если присмотреться, на курточке брошка-птичка на булавке. Увы, не сохранилась.

А вот старшеклассницы в форменном платье:

1956 - 1957 гг. Фото из семейного архива автора.
1956 - 1957 гг. Фото из семейного архива автора.

Вывод: форма, конечно, была. И, наверно, требовалась. Но всё же реальность тоже учитывалась. По воспоминаниям - многие девочки уже после введения формы ходили в школу в чем было. В простых платьях, часто ситцевых. И, как правило, это были девочки, отцы которых не вернулись с войны. Те, у кого осталась только мать, а то и тётка - приобретали форму по возможности.

А у вас сохранились семейные фотографии послевоенной жизни?

#школа #история образования #школьная форма #50-е годы #история ссср #история повседневности