Краткая теория Я, темная сторона самоописания.

Привет. Сегодня я коротко опишу, что такое наше Я, как оно создается, какие функции имеет, какие плюсы и минусы могут отсюда вытекать, а также рассмотрю направления для работы с "темной" стороной самоидентификации.

Итак, мы начинаем. Давай постепенно продвигаться от более простых базовых вещей к более сложным. Как ты думаешь можно ли обучить невербальных существ, например, голубей давать самоотчет о своем поведении? На самом деле да.

Возьмем эксперимент, где голубь учится совершать определенную деятельность за какое-то время, и если он укладывается в это время, то он нажимает зеленую кнопку, а если нет, то красную. В результате мы имеем существо, которое совершает некоторую рефлексию относительно своего поведения. Мы можем сказать, что у голубя есть некоторая степень начального самосознания, если под самосознанием понимать возможность реагировать на собственное поведение.

Ну, действительно - существо как будто может понимать, что оно совершает и сообщать об этом. Но это самоописание, не смотря на его наличие, не влечет за собой возможности что-либо изменить голубю в своем поведении, т.е. сохраняется негибкая модель поведения, которая не добавляет ничего, помимо самой себя.

Чем же отличаемся мы - люди в нашем восприятии? Вот чем:
мы не только реагируем на собственное поведение, но и ведем себя вербально в отношении нашего поведения. Сейчас разберем. Вербальное (словесное, символическое) описание своего поведения может быть полезно для изменения этого самого поведения.

Например, тест с отсроченным подкреплением, где ребенку предлагают одну конфету сейчас или две через несколько минут. Если ребенок уже вербально развит, то он может понимать тип отношений "если-то" и "больше/меньше" и соотносить, что если ждать, то получит больше, если не ждать, то меньше, чем мог бы. Способность этого ребенка описывать свое собственное поведение и сравнивать его с альтернативным результатом (“Я не стал ждать, и теперь у меня меньше конфет, чем могло бы быть”), может уменьшить удовлетворение от конфеты сейчас, а также помочь реализовать в следующий раз поведение "ждать", и получить больше конфет.

Как видишь, в отличие от невербальных существ, человеческие вербальные существа, т.е. мы, можем не только давать реакцию на собственное поведение (никуда не ведущую, не гибкую), но и, используя вербальные типы отношений, менять поведение.

Темная сторона создания правил и концепций относительно своего поведения заключается в том, что сталкиваясь с болезненным опытом в прошлом и, создав на основе этого опыта определенные вербальные выводы, мы можем потерять гибкость в реагировании на текущий контекст. Мы можем ощущать себя какими-то сейчас так, как будто это действительность и продолжать укреплять это самоощущение. Языковые сети стремятся к согласованности, и выход за пределы устоявшегося поведения может организовывать сеть таким образом, чтобы она снова соответствовала представлению о себе. В этом случае происходит самоподдерживающийся цикл.

И еще небольшая демонстрация.

Посмотри на картинку ниже. Видишь ли ты белый треугольник в центре? Да. Но, как ты можешь заметить, он не нарисован, а создается за счет других фигур. Именно так создается наше ощущение "я". Можно ли сказать, что "я" нет? Можно, потому что его нельзя ухватить, как белый треугольник внутри. При этом мы можем его видеть как отношения с другими событиями, и в этом аспекте можно сказать, что этот эффект есть.

Привет.

Точно также наше ощущение себя может являться полезным, когда самоописания способствуют гибкости, контакту с контекстом и эффективности, и неполезным, когда наша привязанность к нему делает нас застревающими, оторванными от контекста и неэффективными.

Если тебе потребуется помощь конкретно по твоей ситуации – записывайся на консультации. Психолог Кирилл Крыжановский