Нет ни греха, ни добродетели: есть только невежество. Индийский афоризм
«Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись никогда…», – писал Редьярд Киплинг.
Если жители европейских стран, включая Россию, все-таки имеют общие черты — будь то традиции и обычаи, взгляды на жизнь или на устройство общества, — то различий между азиатскими странами куда больше, чем можно себе представить. Пожалуйста, единственное, что объединяет Восток — это уважение и поддержка вековых ценностей, от которых многие страны уже успели отказаться. Именно по этой причине в некоторых восточных странах до сих пор существуют группы людей, чей социальный статус, как и в Средние века, определяется не уровнем дохода, образованием, талантом или трудолюбием, а лишь родословной.
Жемчужина английской короны
Британия оправдывала свое владычество над Индией весьма благородно — англичане якобы взяли на себя миссию просвещать местных дикарей, а тем временем огромные сокровища индийских раджей утекали за море в британскую казну. Пока Англия переживала небывалый подъем экономики и промышленную революцию, порабощенные индийцы тысячами умирали от голода.
Совсем недавно, в 1950 году, Индия, наконец, обрела независимость и приняла демократию. Естественно, 89 лет британского правления оставили огромный след в культуре современных индийцев — например, английский язык здесь признан государственным наряду с хинди, а игра в крикет, появившаяся в Англии в 1500-х годах, стала самым популярным видом спорта. Но, с другой стороны, как и любая восточная страна, Индия сохранила некоторые самобытные черты, которые англичанам так и не удалось искоренить.
Например, индийцы верят в существование божественного начала в каждом человеке, а потому здороваются друг с другом не пожатием рук, а поднимают сложенные ладони на уровень груди, слегка кивают и говорят «намастэ», то есть «Бог во мне приветствует Бога в тебе». И в то же время Индии до сих пор соблюдают определенные правила этикета, которые прямо противоположны понятиям «равенство» и «единство перед Богом».
Касты вчера и сегодня
Слово каста произошло от латинского castus (чистый), но в значении «сословие» пришло к нам из Португалии. В начале XVI века португальские моряки так называли индийские сообщества, казавшиеся им странными. Несмотря на то, что в 1950 году конституция Индии декларировала отмену неравенства своих граждан и запретила использовать слово «касты», древние традиции здесь живут и процветают до сих пор.
Традиционная иерархия включает в себя четыре типа каст (или на санскрите – варн): первые три относятся к «дважды рожденным» (в детстве каждый ребенок из этих каст проходит обряд посвящения – второго рождения), а четвертая – к «одно рожденным».
Выше всех стоят брахманы, которые и в наше время продолжают нести просветительскую миссию, становясь священнослужителями, жрецами при храмах, учителями или, например, поварами, ведь принять еду из рук брахмана может человек любой касты. Самим же брахманам запрещается брать еду из рук человека низшей касты кроме хорошо пропеченных зерновых, поскольку огонь очищает пищу от скверны. Туристы, побывавшие в Индии, подтвердят, что все блюда там очень острые, а делается это по двум причинам — для дезинфекции и как раз для очищения пищи от негатива.
Кстати, руки в Индии очень важно держать в чистоте, потому что едят здесь руками, а именно – правой рукой, а левая считается нечистой. Еду или соусы с тарелки можно брать при помощи хлеба или индийских лепешек чапати. Ближе к концу обеда обязательно убедитесь, что у вас в тарелке осталось немного еды, иначе хозяева сочтут, что плохо вас накормили. Более того, в индийской культуре ноги также считаются нечистыми, и поэтому их лучше прикрывать одеждой, а сидя – поджимать под себя. Сидеть с ногами, направленными в сторону храма, оскорбительно для местных жителей.
Вторая по значимости каста – кшатрии («властный») — во времена Древней Индии состояла из влиятельных воинов. Сам корень слова «кшат» можно также перевести с санскрита как «грех» или «наказание» – только люди этой касты могли проявлять грубую силу, защищая своих подопечных от греха. В наше время кшатрии чаще всего становятся политиками, полицейскими, адвокатами, судьями, военными.
Третья каста — вайшьи — состоит из торговцев и ростовщиков. Исторически к ним также принадлежали свободные скотоводы и земледельцы, но в начале Средневековья из-за системы разделения труда последние стали причисляться к касте прислуги – шудрам.
Шудры — это последняя группа «чистых» каст — нынешние наемные работники низшего звена, а в прошлом — земледельцы, пастухи, ювелиры, кузнецы, плотники.
Дхарма
Жизнь индийцев из перечисленных каст в идеале делится на четыре периода, каждый со своей дхармой (религиозными обязанностями).
Первый период брахмачарья («ученик брахмана») начинается в возрасте 6-ти лет и длится до 10 у брахманов, у остальных каст – немного дольше. В прежние времена ученики переезжали в дом своего учителя, чтобы изучать священные писания и традиционные науки. По окончании обучения, гуру благословлял тех, кто успешно прошел через все испытания, и отправлял домой, где начинался второй период жизни бывших учеников – создание собственной семьи.
Свадебный обряд Виваха является самым важный событием в жизни индийцев, связывающий не только две жизни, но и две души. И в наше время свадебные церемонии длятся несколько дней и ночей и стоят огромных денег. По традиции, невеста надевает красное сари (белый — цвет траура и скорби, а черный ассоциируется с невежеством), а на лбу ей ставят красную точку бинди — символ замужней женщины.
С этого момента индиец становится грихастхой (хозяином дома) и навсегда отказывается от воздержания. Кроме того, грихастха теперь в состоянии поддерживать храмы, что очень важно для общества и требует финансовых вложений.
С появлением первого внука начинается третий этап жизни — индиец становится ванапрастха ашрам (лесным жителем). Когда-то пожилые пары действительно уходили в лесные домики, где родственники могли по желанию их навещать, но сейчас этот ритуал имеет более символический характер — отец передает свой бизнес сыновьям, а невестки становятся хозяйками в доме.
Четвертый и последний этап называется санньяса. Индийцы разрывают все кармические связи и отношения и начинают поиск убежища для своей души. «Спасение» для них — это не рай, а освобождение от всего, что связывает их с текущим воплощением на Земле. Пожилые индийцы отправляются в пустыню, в горы или на берег реки Ганг, чтобы обрести мир со своим прошлым и богами.
Смерть в Индии — не трагедия, а праздник, знаменующий переход в лучшую жизнь. Поэтому на похоронах никто не плачет. Индийцы верят, что освобождение от жизненной кармы даруется огнем, и каждый, независимо от статуса, мечтает быть сожженным на берегу священной реки Ганг. Траурным цветом в Индии считается белый, и в течение десяти дней семья умершего носит белые одежды. Тело покойного заворачивают в саван, посыпают рисом (земной пищей) и украшают цветами, а по окончании ритуала прах бросают в священные воды, в последний раз благословляя путь покойного в иной мир.
Не прикасайтесь
Помимо четырех основных каст, существует социальная группа, члены которой не признаются полноценными личностями — «неприкасаемые» или далиты. Правила жизни общества на них не распространяются, но фактически это же самое общество не способно без них существовать. Это люди, чья работа связана с грязью и нечистотами (кожевники, рыболовы, чистильщики труб, прачки, сжигатели трупов, уборщики и так далее).
Сложно представить, чтобы простому человеку, как мы с вами, запрещалось свободно посещать общественные места просто потому, что он родился в определенной семье. «Неприкасаемые» составляют около 18% населения Индии – а это 200 миллионов человек, которые не имеют права осквернять других людей своими прикосновениями, ходить в храм и пить из общих чашек в кафе. До недавнего времени им запрещалось даже становиться на тень человека из высшей касты.
Многие далиты пытаются выйти за рамки своей группы: например, сейчас в Индии живет 30 миллионеров-далитов. Однако самый простой способ для большинства – это не идти против течения, а просто сменить религию, что автоматически вычеркивает их из кастовой системы. Последняя массовая церемония прошла в 2007 году в Мумбаи, когда буддистами стали 50 тысяч индийцев.
Очевидно, что индийский этикет напрямую зависит от принципов древней кастовой системы, которая умудряется существовать наравне с официальными законами, запрещающими даже использовать в речи слово «касты». Разрываясь между собственными традиционными ценностями и демократической политикой западных стран, индийское общество постоянно сталкивается со сложными, иногда противоречивыми ситуациями. С 1980-х годов противостояние между кастами начало затрагивать даже сферу политики.
Но, несмотря на все противоречия, индийцы не спешат отказываться от традиционных правил поведения. Это открытый, дружелюбный и любознательный народ, который с огромным уважением относится не только к собственной культуре, но и к традициям других стран. Конечно, нам, как иностранцам, всегда сделают исключение: местные жители не будут ругать за нарушение каких-либо правил этикета, которые нам непонятны или о которых мы не знали. Но и нам самим будет полезно поучиться у индийского народа некоторым чертам, которых порой не хватает западному обществу: терпению, отзывчивости, уважению к предкам и любви к каждому живому существу.