Найти тему

Апокалипсис. Ты живешь там, где престол сатаны…

Оглавление

Господь предупреждал о том, что ждет его церковь: предупреждал в Евангелие и продолжает предупреждать в Апокалипсисе. Он обращается ко всей церкви на планете через Иоанна Богослова, который записывает Его слова. Иоанну велено передать эти послания ангелам семи церквей.

Ангелы сослужат литургию, и они любят быть с нами в храмах. У них нет телесных нужд и семей, к которым надо отлучаться. Им нравиться быть в алтарях и превозносить молитвы вместе с нами.

Там, где был храм, ангел может оставаться до страшного суда и продолжать молиться, потому что здесь совершалась Евхаристия. Он знает, что люди построили этот храм, и они же его разрушили. Он остается там и совершает то, что престали делать люди на этом святом месте.

Все семь церквей Апокалипсиса находились на Малоазийском полуострове. Они располагались недалеко друг от друга по неровному кругу. Ангелами семи церквей, по некоторым утверждениям, могут являться епископы. Это главы церквей, выполняющие посредническую функцию. Возможно, что Господь наказывал донести информацию до епископов этих церквей: «Ангелу Смирнской церкви напиши...»

-2

Послание ангелам семи церквей в этих двух главах — наверное самое понятное в этой книге. Здесь нет пугающих образов и картин будущего. Описывается только говорящий Бог и состояние этих церквей. Происходит призыв к покаянию и изменению своей жизни. Христос угрожает им, а после угроз всегда следует вдохновляющее обещание, что ждет тех, кто поступит по Его слову.

На каждой странице Апокалипсиса можно найти любого человека. Мы смотрим в эту книгу, как в зеркало, и многие вещи «бьют» по нашему сердцу.

Ангелу Ефесской церкви напиши: «Так говорит, держащий семь звезд в деснице своей, ходящий посреди семи золотых светильников. Знаю твои дела, и труд твой, и терпение твое и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы.

Эфес — был крупнейшим из городов Апокалипсиса, а когда писалось это послание, — вторым по величине городом римской империи. Здесь два года прожил апостол Павел и основал Эфесскую общину. Тут он написал свои послания: одно к эфессянам и два к своему ученику Тимофею. Он был первым епископом города. Здесь жил и скончался Иоанн Богослов. Есть предание о том, что под его опекой здесь жила и Божья матерь.

Эфес
Эфес

Этот город видел самых горячих учеников Христа и тех, кто себя за них выдавал. Иначе как понять фразу:

...и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы.

Можно привести самый яркий пример: Иуда эскариотский. Христос давал ему те же силы чудотворения, что и другим апостолам, чтобы Иуда творил чудеса и понял, с кем он имеет дело, но это не помогло. То, что он был избран в число апостолов, — не случайно. Это избрание указывало и на будущее церкви. Эфес сегодня — грандиозные руины, а когда-то был домом для 250.000 жителей. Его театр мог вместить 30.000 зрителей, а порт был крупнейшим на Эгейском море. Все дороги в Европу и Рим вели через Эфес. Здесь находилась знаменитая на весь мир библиотека Цельса (сегодня сохранился только ее фасад).

Эфес был центром магических обрядов и второй религиозной столицей языческой империи. Здесь стояли храмы императору и цвел культ богине Артемиде. Именно храм этой богине вошел в число семи чудес света, сожжённый ради славы Герострата. Апостол Павел, проповедуя здесь, лишил заработка тех, кто обогащался за счет этого культа.

Может поэтому Господь сначала хвалит Эфесскую церковь, вынужденную расти и проповедовать в таких условиях:

Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал.
Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.

Вектор христианской жизни может быть разный. Снизу-вверх: последние твои дела лучше первых, а бывает наоборот: «…ты оставил первую любовь твою». Тихон Задонский говорил о духовенстве:

К старости нам пора бы и чудеса творить… а мы к старости становимся только хуже.

Мы постепенно теряем запал и первую влюбленность, устаем от жизни, загружаясь различными попечениями, которые можно и нужно отложить:

Всякое житейское отложи попечение.

Болезни изнашивают человека, и он «гаснет». Лампада становится без елейной.

Христос — светлый маяк, помогающий в тяжелых ситуациях. Именно тогда и стоит вспомнить первую осознанную исповедь и причастие.

И так вспомни, откуда ты ниспал, и покайся и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.

Это означает, что высота кафедры епископской потерпит некий ущерб. Светильник Эфесской церкви оказался сдвинут сперва в другой город. Уже на шестом вселенском соборе первосвятительскую кафедру перенесли отсюда в Константинополь. Потом светильник Эфеса сдвинулся еще и буквально. Море, которое сделало этот город богатейшим в малой Азии, отодвинулось на несколько километров. Гавань постепенно заполнилась илом из реки. Это ударило по торговле, и люди стали покидать Эфес, переселяясь на близлежащие холмы.

Из камней, опустевших храмов строились новые жилища. В 614 году все это завершилось землетрясением, начались регулярные набеги арабов. В итоге, в 1090 году от некогда большого города осталась небольшая деревня.

Христос может сдвинуть светильник нашего благополучия. Светильник — это наше стояние пред Богом, но иногда он приобретает вид стабильности и благополучия, и люди начинают расслабляться. В этом случае Господь сдвигает светильник и происходит встряска всей церковной жизни и встряска каждого христианина в отдельности.

Сначала этот город сиял святостью и первой любовью, которую он оставил. Здесь проходили вселенские соборы, прославлялись мученики и преподобные. Здесь, в период гонений, семь приговоренных к смерти эфесских юношей уснули в наглухо заложенной пещере и проснулись, спустя 200 лет. Свидетельство об этом событии живет в каждой христианской культуре. Его упоминает даже Коран. О горячей и ревнивой вере этой церкви Господь говорит:

Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которых и Я ненавижу.

В первый раз в Священном писании Христос произносит: «Ненавижу». Это значит, что Он не хочет больше видеть и терпеть, Он отворачивает глаза свои. Есть дела, которые Христос не ненавидит. Поскольку Он любит, он же и ненавидит, т.к. энергия ненависти — это энергия и любви, а противоположное состояние — безразличие.

Есть те грехи и заблуждения, которые чужды Богу и человеку. Это касается тех людей, которые имеют еретические понимания, учения и отводят людей от истины. Поэтому Господь ненавидит ложь, зло и неправду.

Христос — воин. Он изображается с мечом и совершает дело любви с необходимой долей ненависти.

Вставай страна огромная, вставай на смертный бой,
Пусть ярость благородная вскипает как волна.
Идет война народная, священная война.

Это могучая энергия ненависти, направленная в нужное русло. Еще блаженный Августин ввел понятие «Священной войны». Это война ни за деньги, ни за женщин и ни за нефть. Это война против тех, кто посягнул на святое.

Николаиты, которых ненавидят, — это ересь, родившая христиан в первые века. По преданию ей учил Николай антиохиец. Он был одним из семи, которых выбрали 12 апостолов для служения в Иерусалимской церкви. Он отвечал за раздачу пищи и был одним из первых дьяконов церкви.

Николай был из язычников и принял христианство. Он начал связывать его со знакомым по прошлой жизни оккультизмом. Оккультизм там процветал и учение Николаитов расцвело с особой силой. Все смешалось в этой ереси: идолопоклонство, христианство, духовный и физический блуд. Это растление духа неизбежно приводило к некому богословию, что позволило легализовать физические девиации.

Николаиты возникли на греческой почве. Философы тогда размышляли, что тело — темница души, и она не освободится от тела, пока все не испробует. Они считали, что тело необходимо уничижать грехом, чтобы освободилась душа.

Древние историки писали, что Николай был вспыльчив и ревновал свою красавицу-жену. Из-за этого они постоянно ссорились. Когда апостолы осекли его за это, он вывел жену на площадь и предложил ею пользоваться, но никто в этом его не поддержал. Он отрекся от церкви и основал свою секту, где учил, что время Нового завета закончилось, а христианин может блудить с кем угодно. Он убеждал, что этот блуд будет службой Богу.

Все точь-в-точь, как во втором послании Апостола Петра:

Произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении.

Николаиты — это были люди, которые по Евангелию потребляли нашу свободу для скверных дел. Они придумали оправдание греха. Это христианский соблазн, которого нет больше нигде: можно грешить и верить. А когда ты веришь и по этой вере грешишь, — это высшая степень соблазна.

Следом за угрозой Господь дает утешающее обещание:

Имеющий ухо, да слышит, что дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.

Это древо жизни, возможно будет сияющий крест, который манит к себе, чтобы мы поклонились этому орудию спасения. А может быть это небесная пища, вкушая которую, мы будем бессмертны. Это что-то вроде аналога причастия.

Сегодня, вместо потерянного райского древа и жизни в раю, мы имеем крест Господень, который является для нас истинным древом жизни, и через него мы оживаем.

Вторая церковь, к которой обращается господь — Смирнская.

Знаю твои дела, и нищету (впрочем, ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское…

Есть нищета, при которой можно оставаться богатым. Видимой нищетой можно сберечь свое внутреннее богатство. Возможно именно об этом говорится в послании. Такой же нищий был Спиридон Тримифундский, а про блаженную Ксению Петербуржскую сказано, что она нищету свою, как сокровище хранила и боялась с ней расстаться.

Смирна
Смирна

Добровольная нищета — это когда человек желает быть полностью свободным и боится отяготить себя имуществом. Церковь Смирны нищая, но у ней есть широта души и настоящее внутреннее богатство.

Смирна была одним из древнейших городов. Первые поселения датируются шестым тысячелетием до н.э. Здесь родился Гомер. О богатстве города говорит то, что именно здесь был найден самый древний многокомнатный дом на планете (7 век до н.э., 2 этажа и 5 комнат).

Иоанн Богослов жил здесь несколько лет и назначил епископом своего первого ученика святого Вукола, а после его смерти на это место встал другой ученик - святой Поликарп. Его называли вождем всей Азии. В 166 году Поликарп, отказавшийся отречься от Христа, был заживо сожжен, и было ему тогда 86 лет. Это первое подробно описанное мученичество, которое разлетелось по всей церкви, вдохновляя христиан в эту страшную пору.

Царствие Небесное первые три века пополнялось армией мучеников. Тогда было десять жутких имперских атак на христианство. Они гибли на аренах колизеев, в пастях львов, от мечей гладиаторов, на крестах, в огне костров, на дне морей и в сотнях самых изощренных пыток. Много тогда отреклись от Христа под страхом пыток, но лучше помнят тех, кто остался верным.

Вслед за забитым камнями Стефаном гибнут в разных частях света все ученики Христа и другие христиане, не побоявшиеся исповедовать Христа перед властями, несмотря на страх смерти. Еще до этого Господь предупреждает и укрепляет Смирнскую церковь, а через нее всех остальных, говоря следующие слова:

Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять.

Считается, что у древней церкви до Константина было десять гонений, но вряд ли это 10 периодов. Это указание на некую не продолжительную, очерченную норму, потому что у страдания есть норма. Бог мерою располагает наши страдания и надо потерпеть.

Смирну называли в римской империи Смирной Фиделис, что означало «верный». Когда-то она оказала Риму поддержку в борьбе с сирийскими правителями. Она славилась спортивными состязаниями. Здесь было найдена монета с изображением венка — символом спортивных побед.

Поэтому Господь обращается к Смирне через понятные ей образы:

Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни.

Эти слова звучали в ушах мучеников, которые решились на страдания и испили свою чашу до дна. Они пытались быть верными Господу до смерти, чтобы получить венец жизни. Они увенчаны, как и Христос, и будут жить вечно. Это звучит ободряюще для тех, кому приходится терпеть, но сил уже не осталось.

Смирна, как будто награждена этим венком жизни. Это единственный из семи городов Апокалипсиса, который не умер. До 1922 года, когда здесь произошла резня, которую устроили турки, Смирна оставалась преимущественно христианской. Сегодня, выросший из Смирны турецкий Измир — это четырех миллионный мегаполис и второй по величине порт страны.

Имеющий ухо слышать, да слышит, что дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.

Втора смерть — это не просто исчезновение, потому что небытие было бы подарком для грешника. Он просил бы, чтобы его не было. Однако Бог творит иначе: он делает нас вечными, так что смерть вторая — это гораздо страшнее, чем полное исчезновение.

И ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит, Имеющий острый с обеих сторон меч: «Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол станы, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые живет сатана, и где умерщвлён верный свидетель мой Антипа.

Антипа Пергамский назван верным свидетелем. Свидетель означает видеть, а верный свидетель - видеть правильно и говорить о том, что видел. Поколение Иоанна и Антипы — это поколение созерцателей. Это люди, лично видевшие Господа или Его учеников. Антипа погиб незадолго до написания Иоанном Апокалипсиса. Проповедуя, он был схвачен и отказался принести жертву языческим богам. За это его бросили в раскалённого медного вола. Про Пергам Господь говорит:

Это место, где живет сатана и где находится его престол.
Пергам
Пергам

Безусловно, что этот престол — не материальный объект, потому что сесть сатана сможет где захочет, вернее, где Бог ему разрешит. Его престол будет стоять там, где ему никто не сопротивляется. Пергам был столицей легионов. Здесь жил римский проконсул, была огромная библиотека, уступавшая по размерам только Александрийской. Пергамент — вид древней бумаги, которая появилась именно в этом городе. В 29 году здесь был построен первый храм, посвящённый императору Октавиану Августу и богине Роме. Есть версия, что именно эти храмы Апокалипсис называет престолом сатаны.

Здесь, в храме врачевания имени Асклепия держали живого змея. Колонны этого храма украшены змеями. Они стали символом современной медицины, и их можно увидеть на логотипах всех аптек мира.

-6

В самом начале обращения к Пергамской церкви Господь напоминает, что у Него: «Острый с обоих сторон меч».

Меч слова Божьего. Христос - сам слово, а слово у слова — это наточенный с двух сторон меч. Меч у Христа может быть скальпелем, который режет на пользу человека. Христос Апокалипсиса - это не Христос Евангелия, скорей всего — это Христос Павла, которому Он явился по дороге в Дамаск. Это прославленный Христос. Здесь Он уже не в благости и кротости, а с мечом и воинствует.

Кроме концентрации нечистых сил, в Пергаме одерживают победу Ереси:

Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил вводить в соблазн сынов израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. У тебя есть держащиеся учения Николаитов, которые Я ненавижу.

Учение Валаама, которое процветало в Пергаме, описано в Ветхозаветной книге чисел. Когда то прорицатель Валаама посоветовал врагам израилитян послать к ним блудниц, а те, соблудив, лишились защиты Бога, и враг победил их.

Блуд бывает и духовным. Он свойственен тем людям, которые, найдя истину, все равно продолжают поиски, потому что эта истина их не устроила. А тот, кто это делает, тот ищет ложь. В христианстве есть такое понятие, как целомудрие веры. Те, кто нарушает это целомудрие, называются духовными блудниками. Они становятся таковыми под влиянием лжепророков.

Покайся; а если не так, скорой приду к тебе и сражусь с ними мечом уст моих.

Николаиты находились внутри церкви, поэтому их надо было вырезать мечом из тела церкви, т.е. Христос, как хирург вырезал скальпелем Николаитов из церковной общины. Он говорит с нарастанием голоса:

Покайся, покайся, покайся, покайся.

Вокруг начинают сгущаться тучи и начинаешь чувствовать настоящий страх наказания. Это уже крик Христов. Господь вырезает из нас суету, т.к. современный человек вращается в суете. И чтобы ее остановить, необходима болезнь. Это будет точкой остановки. В больнице люди уже не думают о славе и тряпках, зависти и блуде. Там он может только надеяться на благоприятный исход и на Бога, если он верующий.

Побеждающему дам вкушать сокровенную манну и дам ему белый камень, и на камне написанное новое имя.

Белый Камень — это Христос, а новое имя- это имя, соответствующее сущности человека. Господь назовет нас новыми именами, которые будут соответствовать нашему состоянию. Например, Андрей в переводе — мужественный и, чтобы получить это имя в царствии Божьем, необходимо быть таковым. Петр должен быть камнем, а Павел — смиренным. Господь уже знает наши истинные имена, а значит Он знает, какими мы должны быть.

Мало кто знает, что манна в переводе означает: «Что это? ». Евреи задавались этим же вопросом, когда впервые ее увидели. По сути, это хлеб с таким названием. А вот сокровенная манна — это тело Христово и благодать причастия, и возможно древо жизни, к которому мы будем допущены. Это таинственная еда, без которой мы не сможем жить.

К причастию мы идем со сложенными крест на крест руками. В таком же положении мы ляжем и в гроб. Каждый раз, причащаясь, мы, как будто идем на смерть, а в гробу это будет нашим последним крестным знамением, и мы пойдем таким образом в царствие Божье, чтобы вкушать там благодать.

И ангелу Фиатирской церкви напиши: «Так говорит Сын Божий, у которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану».

Фиотир находился в 60 км восточнее Пергама. Он стоял на перекрестке ключевых дорог и славился ремесленными мастерскими. Фиотирский пурпур веками ценился во всем мире. До XIX века здесь хранилась уникальная технология покраски ткани. Здесь некогда Лидия торговала багряницею и приняла крещение от апостолов. Эта была первая европейская женщина-христианка. Фиотирской церкви посвящено самое длинное послание.

Знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых.
Фиотир
Фиотир

Это может быть лучшая похвала. Например, священник начинает свое служение в огне, а к старости он скептик, циник и уставший от жизни старик. Вопрос не в том, как ты начинал, а в том, как ты закончил. Поэтому древние греки говорили: «До смерти никого не хвали, потому что не известно, как умрет человек, и какое будет его последнее слово».

Однако, хваля Фиотирскую церковь, Он указывает, что и здесь есть ростки ереси:

Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов моих, любодействовать и есть идоложертвенное.

Иезавель — это женщина при власти, развратная и мистично настроенная. Она ненавидит святых. Нам стоит бояться таких женщин, т.к. они берут в голову идеи превосходства и желают мстить мужской цивилизации. Дьявол может придумать им столько причин для этого, что мы за голову возьмемся.

Иезавель - блудливая жена царя Охава, которая убедила его построить храм богу Ваалу. Здесь она ввела храмовую проституцию и лютой ненавистью ненавидела пророка Илию и хотела убить его. Сейчас мы живем в эпоху Иезавели, и она снова распоясалась, выставляя счета мужской цивилизации, но полной власти она пока не имеет: Илия ей мешает.

Иезавель
Иезавель

Дух Иезавели учит, что можно оставаться христианином и при этом быть как все. Не нужно разбираться, где истина, а где ложь. И от этого Иоанн пытается предостеречь, резко обличая ее.

Однако Господь и успокаивает Фиотирскую церковь:

Но имею немного против тебя...

Видимо Он подразумевает, что Иезавель - сильный противник и с ней не так легко справиться.

Рядом с Фиотирой находилось языческое капище богине Сивиле. Некоторые толкователи утверждали, что в Апокалипсисе под Изавелью понимают именно эту богиню.

Я дал ей время покаяться, в любодеянии ее, но она не покаялась.

Если бы Господь хотел бы уловить нас на грехе, то кара настигала бы нас мгновенно при более-менее тяжком проступке, но Он дает нам время. И даже этой женщине Он дал время одуматься.

Вот я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим. Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения, и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени; только то, что имеете, держите, пока приду.

Нельзя уменьшаться в благодати и святости. Выше можно, но ниже нельзя:

«…держи, что имеешь…» и ниже не опускайся. Но для этого нужно поднять ум и воскресить сердце. И тем, кто будет так поступать, Господь обещает:

Я дам ему звезду утреннюю…

Это двойной образ, который может трактоваться по-разному. В положительном смысле – это Господь, но есть трактовка, что это лукавый, подражающий Господу.

Кто побеждает и соблюдает дела мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся…

Пока народ верен Христу и у них все будет нормально. Например, Англия в свое время владела половиной мира, что дано было для христианизации мира. Они использовали этот дар частично для христианизации, а частично для себя, и получилась вавилонская смесь. Когда их состояние начало меняться не в лучшую сторону, то и влияние постепенно ограничивалось.

Все, что есть великого в мире, родилось в христианской среде, потому что открывать великие тайны дозволено только смиренному человеку, и тому, кто не использует их во зло. К сожалению, христиане перестали быть смиренными, и тайны начали заканчиваться. Сегодня христиане не владеют миром и отдают свои позиции.

Журналист Борис Корчевников

Протоиерей Андрей Ткачев

Протоиерей Олег Стеняев

Профессор, доктор Богословия, Алексей Осипов

Метрополит Павел (Лебедь)

Кандидат Богословия, библеист, Вероника Андросова

Начало

Глава III