Пилотная серия сериала «Вавилон-5» к ней можно относиться по-разному, кто-то скажет что она скучная и непонятная, а кто-то найдет в ней свое очарование. Но если знать всю предысторию появления сериала «Вавилон-5» на свет, всё становится на свои места. До сих пор неизвестно каким будет новый сериал так или иначе связанный с «Вавилоном-5», но на днях мне попалась книга изданная в 1998 году, которая была посвящена первому сезону сериала «Вавилон-5», можно сказать она является путеводителем по «Вавилону-5», и в ней есть интересные комментарии как актеров так и создателя сериала Дж. Майкла Стражински. Благодаря этому складывается совсем другое впечатление об уже просмотренных сериях.
Как известно от идеи до съемок «Вавилона-5» прошло пять лет, всё это время Стражински пытался найти тех, кто сможет снять и выпустить телесериал в эфир, это отдельная большая история, ведь в то время фантастические сериалы рассматривали как набор единичных серий, связанных между собой только главными действующими персонажами, и что-то большее вызывало непонимание.
Всё это время «Вавилон-5» был всего лишь мечтой создателя Дж. Майкла Стражински, пока он не воплотился в пилотной версии выпущенной в 1993 году под названием «Встречи» или «Сборы» (The Gathering).
«Какой это был творческий порыв», — говорит Питер Юрасик, актер сыгравший роль посла Моллари, персонажу которого был доверено произнести вступительный текст в начальных титрах. Вступление Лондо начинало рассказ истории, которая продлится пять лет. «Все стреляли от бедра. Вспышка цвета здесь и прилив энергии там, и мы просто носились от сцены к сцене. Персонажи просто «появлялись» из-под земли на ваших глазах. Их никогда раньше не создавали, особенно с инопланетянином, которого вы придумываете из цельного куска ткани».
«У меня не было времени познакомиться с персонажем», — соглашается Андреас Катсулас, играющий роль Г’Кара. «Это было похоже на заранее подготовленный брак. У тебя не было ухаживаний, его устроили твои родители, и вот ты: ты должен сочетаться с этим другим человеком, и такова была пилотная серия. Много сцен, которые у меня были, были в зале совета, Г'Кар на пике своей речи, пытался убеждать, спорить и драться, так что это требовало энергии, либо утонешь, либо всплывешь. Я помню первый день, и у меня была серия сцен, в которых не было времени сказать: «Ну, а нельзя ли мне раскрасить это немного по-другому? Нет, это было просто как броситься в пламя пожара».
«Это была первая телевизионная пилотная серия, в которой я когда-либо снимался», — вспоминает Майкл О’Хара, сыгравший Синклера в «Сборе». «Снимать пилотную серию — это особое требование, потому что она предназначена для того, чтобы увидеть, будет ли сериал покупаться [для показа] и будет ли снято множество других серий, всё это вызывало чрезвычайное давление. Я провел много времени, просто лежа в изнеможении на полу в вестибюле, когда я не был перед камерой».
«Я думаю, Джей Лено сказал это лучше всех», — добавляет Джерри Дойл (Гарибальди). «Когда его спросили о том, как он впервые вёл шоу «Сегодня вечером», он сказал, что это было похоже на первый секс. На самом деле все пошло не так, как вы хотели, все закончилось слишком быстро, и вам не терпелось повторить это снова!»
Для писателя Джо Стражински, который, наконец, получил шанс воплотить свое видение в жизнь, это была попытка показать сложный мир «Вавилона-5» новым зрителям. «Это было довольно сложно, и только потом я понял, что пытался впихнуть туда слишком много материала», — говорит он. «Я отчаянно пытался установить мир, а затем двигаться. Вы должны понимать, что теория заключалась в том, что у вас будет пилотная версия, а уже на следующей неделе у вас будут серии. Она никогда не предназначалась для самостоятельного показа. Это как вступление к сериалу. Но вышло так что сначала вышла пилотная серия, а через девять месяцев вышел сам сериал. Если бы я знал, что так всё сложится, я бы написал её совсем по-другому. Я бы потратил немного меньше времени на предысторию и экспозицию и немного больше времени на характеры персонажей и больше уделил бы экшну».
Жертвами редакторских ножниц стали многие экшн-сцены и моменты с проявлением характеров персонажей, и около двадцати минут материала оказались на полу монтажной. «В то время я не привык быть исполнительным продюсером. У меня никогда раньше не было финальной версии», — объясняет Стражински. «В такой ситуации вы можете пойти одним из двух путей: вы можете злоупотребить этим и сойти с ума или вы можете быть осторожным. Я пошел вторым путем».
Когда режиссер вернул свою версию, несмотря на то, что меня многое в этом беспокоило, я не был достаточно уверен в своих навыках редактора или в чем-то еще, чтобы сказать: «Хорошо, я сейчас переделаю это». Меня до сих пор беспокоит, что я не отстаивал то, что, по моему мнению, мы должны сделать».
Некоторые сцены полностью исчезли, а другие были сокращены. Небольшие моменты, раскрывающие персонажей, часто терялись, например, признание Лорел Такашимы в использовании гидропонного сада для выращивания настоящего кофе, привычка, позже переданная Ивановой в сериале, и Синклер, убеждающий человека не заниматься сексом с экзотическим пришельцем, потому что её вид в итоге поедает своих партнеров. Однако наиболее значительными жертвами стали сюжеты любовного увлечения между Деленн и Синклером и Кэролайн Сайкс.
Например, одна из самых ярких сцен в «Сборе», где Синклер рассказывает Кэролин о Битве на рубеже, изначально она была в два раза длиннее. «Это была моя любимая сцена в фильме», — говорит Майкл О’Хара. «С точки зрения актера, характер персонажа — это самое главное, и он проявляется в первую очередь. Сцена, которую вы видите в пилотной серии, — это очень сильно урезанная версия сцены, которая была снята. Одна из проблем при съемке пилотной серии заключается в том, что у вас больше кадров, чем вы используете, и, к сожалению, сцены, которые связаны с характером, другими словами, с более личным взглядом на людей, женщины в его жизни? каков их взгляд на вещи? это то, что вы показываете больше в сериале».
Кэролин изначально должна была встретиться с Деленн и убедить её помочь Синклеру, которого обвиняли в покушении на посла Коша. Деленн сначала отказывается, объясняя это тем, что она находится на станции «Вавилон-5» только в качестве наблюдателя, но позже решает: «Недостаточно просто наблюдать». В финальном столкновении с пришельцем который использовал устройство для изменения облика, в этой сцене, изначально была часть в которой Синклер и Гарибальди оказались в ловушке в инопланетном секторе, который был заполнен чуждым ядовитым воздухом, пока Деленн, с удивительной силой и скоростью, должна была спасать их.
На самом деле многое в Деленн в пилотной версии отличается от того, какой она стала в сериале. Она должна была быть андрогенным инопланетянином, которого играла актриса, но с мужским голосом. «Это действительно помогло бы выделить инопланетянина», — изначально думал Джо Стражински. «У вас мужской персонаж с очень женскими манерами и очень андрогенным взглядом. Тогда Деленн мужского пола вошла бы в «Кризалис» [в конце первого сезона] и стала бы не только частично человеком, но и женщиной. А вот влияние на голос тех технологий, которые у нас тогда были, было не ахти. Это действительно звучало не так. Я чувствовал, что если мы не сможем заставить это работать, мы не будем этого делать, поэтому я вернулся к первоначальному голосу».
Для Миры Фурлан, которая играет Деленн, это был неприятный опыт. «Я помню боль, разочарование и недовольство из-за того, что на меня наложили весь этот грим. Я подумала: «Это конец». Они хотели изменить мой голос и хотели вставить мне в глаза линзы. Это действительно привело меня к стадии, когда я сказала: «Я для этого им нужна? Моё лицо и голос недостаточно хороши? Даже глаза?»
Мира недавно покинула Югославию и оставила на родине успешную карьеру в кино и на сцене. Когда она впервые присоединилась к «Вавилону-5», она всё ещё пыталась приспособиться к жизни в Соединенных Штатах. «В то время это как-то странно согласовывалось с моей жизнью, — размышляет она. «Весь мой мир был разрушен, и таким образом вся моя личность, моя личная личность с языком, с контекстом, со страной, со всем, что я знала, была полностью разрушена, как и с моей актерской личностью. Я была не тем, кем была раньше. Пришлось, как говорится, «изобретать себя заново». Но, с другой стороны, я была очень рада снова найти работу и снова обрести свою профессию… Благодаря этому я определенно многому научилась, но это было болезненно».
Несмотря на некоторые оговорки, пилотный проект был успешным во многих отношениях. Прежде всего, он был достаточно сильным, чтобы обеспечить продолжение сериала, но, кроме того, он установил предысторию, окружающую среду и внешний вид «Вавилона-5». Он также установил главную загадку, Коша и то, что находилось внутри его скафандра. На тот момент это был секрет, который Джо Стражински держал почти полностью при себе. «Это было довольно удивительно», — говорит Патрисия Таллман, которой пришлось сканировать Коша исполняя роль первого телепата на станции «Вавилон-5» Литу Александер. — Джо рассказал мне о ворлонцах то, чего никто не узнает следующие четыре года. Он сказал мне: «Ты видишь Бога, ты тронут Богом, ты становишься учеником». А я никому ничего не говорила».
После вынужденного перерыва мы снова встретились с некоторыми героями уже в первом сезоне сериала «Вавилон-5». Время не стоит на месте и это привело к множествам изменений в актёрском составе, некоторые актёры уже не могли сниматься в продолжении, поэтому первую серию тоже можно назвать отчасти пилотной.
«Я хотел раскрыть сериал больше, чем раньше», — говорит Джо Стражински, — вывести его в космос, показать истребители «Старфьюри», которые небыли известны в пилотной версии, не было времени, и мы не были готовы, и компенсировали это, добавив немного больше персонажей и экшн. Многие люди хорошо отреагировали на эти изменения».
Одним из таких людей был Питер Юрасик, который увидел, как его персонаж Лондо расширился в некоторых эмоциональных направлениях, которых не было в пилотной версии. «Что было здорово, так это то, что он начал получать доступ к некоторым более тяжелым тонам в характере персонажа, которого было замечательно играть», — говорит он. «Комедийные штучки всегда были под рукой или на лице, для Лондо это было наслаждением. Это была зацепка персонажа; ты как бы хотел пойти с ним на вечеринку. Но что было замечательно в этом, так это то, что Джо очень рано закладывал семена для более тяжелых тонов». Все это проявится намного позже.
Вторжение Нарнов на центаврианскую колонию Рагеш-3 впервые заставило Г’Кара и Лондо вцепиться друг другу в глотки. «Нет ничего лучше, чем обвить руками старую нарнскую шею!» говорит Питер. «В этом было какое-то отчаяние. Джо любит рукопашный бой, а мне очень нравится любой сценарий, в котором я могу обхватить шею Нарна».
«Рагеш-3 положил начало конфликту между Нарном и Центавром, который в значительной степени развивался на протяжении всех серий», — говорит Джо. «Я хотел запустить эту нить. Я хотел показать, что речь идет не только о станции: это место является связующим звеном между множеством разных мест, что это история на большом холсте. В самом первом эпизоде рассказывается о политических выборах на Земле, и мы будем играть в них до конца сезона, кульминацией которого станет последний эпизод с убийством президента Сантьяго».
Первый эпизод также принес немало изменений. Лорел Такашима исчезла, как и доктор Бенджамин Кайл и Лита Александер. Внешность Деленн и в некоторой степени её характер тоже претерпели изменения. После того, как Джо решил, что женщина, играющая андрогенного инопланетянина с мужским голосом, не сработает, Деленн стала более женственной, а её макияж смягчился, к большому облегчению актрисы. «У меня было гораздо больше свободы», — говорит Мира Фурлан. «Это был совершенно другой опыт, и он мне очень понравился. Мне нравилось что у меня свой рот, нос, щеки, шея. С этим еще нужно было разобраться, но это каким-то образом приводило меня к самой себе».
Изменения оказали существенное влияние на сюжетную линию, особенно на потерю сюжетных арок некоторых персонажей, когда исчезли сами персонажи. Но никогда не было мысли начать все заново и притвориться, что пилотной серии не было. «Я чувствую, что вымысел, как и жизнь, открыт для изменений, и давайте использовать это в наших интересах», — говорит Джо Стражински. «Я просто чувствовал, что мы могли бы использовать его в качестве боеприпасов. Итак, мы обратились ко всем персонажам, которых больше не было в разные моменты истории, и я сделал несколько изменений тут и там. Изначально Такашима должна была быть тем, кто выстрелит Гарибальди в спину [в серии «Кризалис»] или была замешана в этом заговоре. Это была потеря, но я просто подумал: «Давайте воспользуемся этим».
«Полночь на линии огня» всегда задумывалась как первая трансляция сериала, но на самом деле она была снята четвертой. В отличие от более поздних сезонов, многие эпизоды первого сезона были сняты не по порядку, чтобы вовремя закончить спецэффекты или, в случае с «Полночью», собрать декорации.
Однако для Андреа Томпсон, которая присоединилась к «Вавилону-5» в роли нового телепата на станции «Вавилон-5», это действительно были первые съемки в сериале. «Я помню, как вышла на съемочную площадку, в главный коридор, и у меня просто пробежали мурашки по спине», — говорит она. «Я всегда была поклонником научной фантастики. Я выросла на неё и очень любила её. Это был просто волшебный опыт, и я чувствовала, что являюсь частью чего-то действительно важного, чего-то действительно большого».
Она признается, что немного нервничала в своей первой сцене, представляя себя Ивановой (Клавдия Кристиан) в смотровом куполе. «Это был первый день съемок, и я хотела хорошо выступить, и это было немного пугающе. Даже актеры иногда впадают в ступор, и я была поражена идеей работать над этим научно-фантастическим сериалом. Итак, они сняли первый дубль, я выхожу и говорю: «Я Талия Уинтерс, лицензированный коммерческий психопат». Клаудия просто взревела и расхохоталась. Это сделала вся съемочная группа, и мне пришлось присоединиться к ним, потому что это было действительно забавно. Это действительно растопило лёд, и мы продолжили снимать сцену. Я была очень близка с Клаудией. После этого мы много дней пили шампанское».
Кульминацией представления Талии является финальная сцена, где она, наконец, разговаривает с Ивановой в баре казино. Это помогает немного больше рассказать о телепатах, Пси-корпусе и законах, применимых к людям с экстрасенсорными способностями. Это привлекает внимание к трениям между двумя персонажами, поскольку Иванова рассказывает, как её мать пострадала от рук Пси-корпуса, организации, которую представляет Талия.
«Это был первый раз, когда вы увидели еще одну черту характера, кроме скованности и стандартного милитаризма», — говорит Клаудия Кристиан (Иванова). «Я думаю, что было хорошо показать очень жесткую внешность, которая медленно стирается этим человеком, так настойчиво разговаривающим с ней. Это был один из самых приятных моментов в «Вавилоне-5», один из самых нежных. И когда мы снимали, он был сильно пропитан сексуальным подтекстом, потому что мы с Андреа так много шутили об этом».
За этой сценой (после рекламной паузы) последовал Гарибальди, показывающий Деленн свою вторую любимую вещь во вселенной. Оказывается, это классический мультфильм «Дак Доджерс в 24 веке», обладающий дополнительным бонусом в виде того, что он принадлежит Warner Bros., что позволяет избежать выплаты гонораров за показ кадров.
«[Это показало] совершенно новый элемент в характере Деленн, который появляется не часто», — говорит Мира Фурлан. «Во всем сериале есть пара таких сцен, их можно пересчитать по пальцам одной руки, так называемые смешные сцены. Мне это очень понравилось, и я хотела бы делать больше подобных вещей».
«Я думал, что Мира хороша в этом», — говорит Джерри Дойл. «Я помню, как мы сидели и смотрели на пустой экран, а нам не показывали мультфильм; они заложили это позже, и когда мы ели попкорн, я помню, как она взяла зернышко попкорна и посмотрела на него. Другой актер мог бы взять немного попкорна и начать есть, но она [Деленн] никогда раньше не видела попкорн, поэтому ее заинтриговало, что это за еда. Тогда я рассмеялся из-за того, что она сделала. То, что она сделала, сделало это реальным для меня в тот момент, и когда я смеялся, это было больше над ней и её игрой в этой сцене, чем над мультфильмом».
Все эти комментарии были описаны в книге Babylon 5: Signs and portents by Jane Killick (1998), и на мой взгляд сейчас являются достаточно интересным фактами о съемках «Вавилон-5», которые раскрывают «Вавилон-5» по-новому.
Данный материал любезно предоставлен сайтом babylon5.ru.
#вавилон 5 #фантастика #сериал #стражинский #мира фурлан #космоопера