Даже бедняки в день шабата, тем более в Песах, должны чувствовать себя царями: не работать, предаваться беседам и чтению Торы. И обязательно вкусно есть! Пища должна радовать тело и питать душу — а последняя помещена внутри заповедей. Одна из них — хуним — лежит в основе кашрута — предписаний насчет того, что можно и нельзя есть и как готовить.
Как же и на чем готовились яства для Тайной Вечери? Ни канонические книги Нового Завета, ни апокрифы первых веков нашей эры практически ничего об этом не говорят. Зато в Ветхом Завете и талмудической литературе есть немало интересных сведений на сей счет.
Разрешенная еда на столе правоверного — та, что приготовлена по строго определённым правилам из строго определенных продуктов, которые предписывает Тора. Кашрут — в том числе и дозволенность тех или иных яств.
Пища подразделяется на три категории: мясная, молочная и нейтральная — перев. Основной принцип кашрута — разделение питания. Здесь, прежде всего, следует обратить внимание на список запрещенных яств. Он огромен и не всегда понятен. Скажем, нельзя есть вместе мясное и молочное: после первого употреблять второе можно лишь через несколько часов. А вот после молока, прополоскав рот, разрешено сразу кушать мясное. Во время трапезы нельзя из рыбы выбирать кости — это один из 39 запрещенных видов работ. Возбраняется также готовить на сальном жире и вообще использовать свинину, верблюжатину и многих других животных и птиц (например, хищных).
Отсюда практический вывод: следует использовать отдельные наборы кухонной и столовой посуды и раздельные места приготовления мясных и молочных блюд. Приготовлением пищи в библейские времена занимались и мужчины, и женщины. Последние мололи муку, пекли хлеб, варили овощи, готовили масло и сыр и т. п. (I Сам. 8, 13; Быт. 18, 6). Даже царские дочери занимались кухонным делом (II Сам. 13, 8). Представители сильного пола резали скотину, варили и жарили мясо (I Сам. 9, 23). Повара служили только у знатных лиц, и то довольно редко. В эпоху Христа в больших городах появились специальные пекари. С течением времени несложная кухня сделалась более разнообразной. Давайте рассмотрим, как именно делались разные блюда.
И при Аврааме, и при Моисее, и при Соломоне, и при Иисусе из Назарета повседневную пищу израильтян составляли злаки и, как придаток к ним, овощи и плоды. Иудея производила вдоволь все нужное для такого образа жизни и в импорте не нуждалась. Зерно поджаривали в колосьях, не совсем зрелых, на слабом огне. Им обыкновенно питались во время жатвы (Руфь, 2, 14) и в походе (I Сам. 17, 17). В обычное время потребляли хлеб, выпеченный из раздробленного зерна. Это раздробление происходило трояким способом: толчением, растиранием и размалыванием. Первое производилось при помощи песта в ступе из базальтового или гранитного камня. Этот способ употреблялся только для размола свежего, слишком мягкого зерна (Лев. 2, 14) и давал очень грубую муку. Таким же образом получалось крупно измолотое зерно «рифот». Пшеницу предварительно варили (чтобы уменьшить содержание крахмала) и сушили на солнце. Этот субпродукт приготовлялся не каждый день свежим, а сразу большими количествами, примерно на целый год. Из этой крупы делали хлеб и варили нечто вроде каши.
Растирание зерна между двух камней давало более тонкую муку. Размалывание совершалось посредством ручной мельницы, которая в Палестине вошла в употребление раньше, чем даже в Египте, где сирийская мука составляла предмет импорта и где издавна славились палестинские пекари. Ручная мельница состояла из двух различной величины камней, из которых нижний был укреплен неподвижно и имел в середине впадину, куда входила соответствующая выпуклость верхнего камня. Позднее появилась мельница, размерами в диаметре приблизительно 44–48 см, где наоборот, нижний камень имел выпуклую поверхность, а верхний, соответственно, вогнутый, при помощи рукоятки вращался над нижним вокруг оси, укрепленной в середине последнего. Имелись и другие типы, например, представленные ниже на снимке. Ручные мельницы приводили в движение женщины или рабыни, либо пленники (Исх. 11, 5; Ис. 47, 2; Суд. 16, 21).
Другой вид ручной мельницы для размалывания зерна назывался «скачковая». Верхняя часть заполнялась зерном и терлась туда-сюда по каменному или деревянному основанию.
Пшеничная мука, в особенности тонкого размола, считалась, как у всех античных народов, очень ценной, тогда как народная масса питалась ячменной (Суд. 7, 13). Кроме этих злаков применяли также рожь, овес и полбу.
Муку месили вместе с водой в каменной, глиняной или деревянной квашне. В тесто сыпали соль и клали закваску (Исх. 12, 15). Как наследство прежней кочевой жизни остался в большом употреблении и неквашенный хлеб в дороге или когда очень спешили (I Сам. 28, 24). Его использовали в ритуальных целях и в походах. Печение происходило следующим образом: лепешки из теста прилеплялись к внутренним стенкам печки. Она напоминала пчелиный улей и представляла собой круглый свод из толстого слоя глины в форме опрокинутой над камнями чаши, с отверстием и крышкой наверху. Над ней зажигался навоз, а когда камни были достаточно нагреты, на них раскладывались хлебные лепешки. Весь процесс выпечки дрожжевого хлеба с момента добавления в муку воды не должен был превышать 18 минут. Ниже представлены еще два вида печей.
Продолжение - в следующем выпуске.
Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.
Юрий Пульвер
Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk3164/
Предыдущие выпуски можно прочитать здесь.