Найти тему
Труд Черноземья

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность (вып. 12). Тайная вечеря. Приготовление пищи. Часть 1.

Реконструкция интерьера кухни древних евреев. Открытые источники.
Реконструкция интерьера кухни древних евреев. Открытые источники.
Ведущий канала Пульвер Ю.Е.
Ведущий канала Пульвер Ю.Е.

Даже бедняки в день шабата, тем более в Песах, должны чувствовать себя царями: не работать, предаваться беседам и чтению Торы. И обязательно вкусно есть! Пища должна радовать тело и питать душу — а последняя помещена внутри заповедей. Одна из них — хуним — лежит в основе кашрута — предписаний насчет того, что можно и нельзя есть и как готовить.

Как же и на чем готовились яства для Тайной Вечери? Ни канонические книги Нового Завета, ни апокрифы первых веков нашей эры практически ничего об этом не говорят. Зато в Ветхом Завете и талмудической литературе есть немало интересных сведений на сей счет.

Разрешенная еда на столе правоверного — та, что приготовлена по строго определённым правилам из строго определенных продуктов, которые предписывает Тора. Кашрут — в том числе и дозволенность тех или иных яств.

Пища подразделяется на три категории: мясная, молочная и нейтральная — перев. Основной принцип кашрута — разделение питания. Здесь, прежде всего, следует обратить внимание на список запрещенных яств. Он огромен и не всегда понятен. Скажем, нельзя есть вместе мясное и молочное: после первого употреблять второе можно лишь через несколько часов. А вот после молока, прополоскав рот, разрешено сразу кушать мясное. Во время трапезы нельзя из рыбы выбирать кости — это один из 39 запрещенных видов работ. Возбраняется также готовить на сальном жире и вообще использовать свинину, верблюжатину и многих других животных и птиц (например, хищных).

Отсюда практический вывод: следует использовать отдельные наборы кухонной и столовой посуды и раздельные места приготовления мясных и молочных блюд. Приготовлением пищи в библейские времена занимались и мужчины, и женщины. Последние мололи муку, пекли хлеб, варили овощи, готовили масло и сыр и т. п. (I Сам. 8, 13; Быт. 18, 6). Даже царские дочери занимались кухонным делом (II Сам. 13, 8). Представители сильного пола резали скотину, варили и жарили мясо (I Сам. 9, 23). Повара служили только у знатных лиц, и то довольно редко. В эпоху Христа в больших городах появились специальные пекари. С течением времени несложная кухня сделалась более разнообразной. Давайте рассмотрим, как именно делались разные блюда.

И при Аврааме, и при Моисее, и при Соломоне, и при Иисусе из Назарета повседневную пищу израильтян составляли злаки и, как придаток к ним, овощи и плоды. Иудея производила вдоволь все нужное для такого образа жизни и в импорте не нуждалась. Зерно поджаривали в колосьях, не совсем зрелых, на слабом огне. Им обыкновенно питались во время жатвы (Руфь, 2, 14) и в походе (I Сам. 17, 17). В обычное время потребляли хлеб, выпеченный из раздробленного зерна. Это раздробление происходило трояким способом: толчением, растиранием и размалыванием. Первое производилось при помощи песта в ступе из базальтового или гранитного камня. Этот способ употреблялся только для размола свежего, слишком мягкого зерна (Лев. 2, 14) и давал очень грубую муку. Таким же образом получалось крупно измолотое зерно «рифот». Пшеницу предварительно варили (чтобы уменьшить содержание крахмала) и сушили на солнце. Этот субпродукт приготовлялся не каждый день свежим, а сразу большими количествами, примерно на целый год. Из этой крупы делали хлеб и варили нечто вроде каши.

Пшеничные зерна. Открытые источники.
Пшеничные зерна. Открытые источники.
Ступа и пестик. Living in the time of Jesus of Nazareth. Peter Connolly. Israeli editions 1983
Ступа и пестик. Living in the time of Jesus of Nazareth. Peter Connolly. Israeli editions 1983

Растирание зерна между двух камней давало более тонкую муку. Размалывание совершалось посредством ручной мельницы, которая в Палестине вошла в употребление раньше, чем даже в Египте, где сирийская мука составляла предмет импорта и где издавна славились палестинские пекари. Ручная мельница состояла из двух различной величины камней, из которых нижний был укреплен неподвижно и имел в середине впадину, куда входила соответствующая выпуклость верхнего камня. Позднее появилась мельница, размерами в диаметре приблизительно 44–48 см, где наоборот, нижний камень имел выпуклую поверхность, а верхний, соответственно, вогнутый, при помощи рукоятки вращался над нижним вокруг оси, укрепленной в середине последнего. Имелись и другие типы, например, представленные ниже на снимке. Ручные мельницы приводили в движение женщины или рабыни, либо пленники (Исх. 11, 5; Ис. 47, 2; Суд. 16, 21).

Ручная мельница, вверху ее разрез. Living in the time of Jesus of Nazareth. Peter Connolly. Israeli editions 1983
Ручная мельница, вверху ее разрез. Living in the time of Jesus of Nazareth. Peter Connolly. Israeli editions 1983

Другой вид ручной мельницы для размалывания зерна назывался «скачковая». Верхняя часть заполнялась зерном и терлась туда-сюда по каменному или деревянному основанию.

Скачковая ручная мельница и ее разрез. Living in the time of Jesus of Nazareth. Peter Connolly. Israeli editions 1983
Скачковая ручная мельница и ее разрез. Living in the time of Jesus of Nazareth. Peter Connolly. Israeli editions 1983

Пшеничная мука, в особенности тонкого размола, считалась, как у всех античных народов, очень ценной, тогда как народная масса питалась ячменной (Суд. 7, 13). Кроме этих злаков применяли также рожь, овес и полбу.

Зерна ржи. Открытые источники.
Зерна ржи. Открытые источники.
Зерна овса. Открытые источники.
Зерна овса. Открытые источники.
Полба. Открытые источники.
Полба. Открытые источники.

Муку месили вместе с водой в каменной, глиняной или деревянной квашне. В тесто сыпали соль и клали закваску (Исх. 12, 15). Как наследство прежней кочевой жизни остался в большом употреблении и неквашенный хлеб в дороге или когда очень спешили (I Сам. 28, 24). Его использовали в ритуальных целях и в походах. Печение происходило следующим образом: лепешки из теста прилеплялись к внутренним стенкам печки. Она напоминала пчелиный улей и представляла собой круглый свод из толстого слоя глины в форме опрокинутой над камнями чаши, с отверстием и крышкой наверху. Над ней зажигался навоз, а когда камни были достаточно нагреты, на них раскладывались хлебные лепешки. Весь процесс выпечки дрожжевого хлеба с момента добавления в муку воды не должен был превышать 18 минут. Ниже представлены еще два вида печей.

1. Вид одной из печей в разрезе. 2. Цилиндрическая печка — тоже из Масады. На ней пекли хлеб. Не все такие печки имели внизу отверстие для вытяжки.  Некоторые были рассчитаны сразу аж на шесть горшков. 2а. Разрез цилиндрической печки. Living in the time of Jesus of Nazareth. Peter Connolly. Israeli editions 1983
1. Вид одной из печей в разрезе. 2. Цилиндрическая печка — тоже из Масады. На ней пекли хлеб. Не все такие печки имели внизу отверстие для вытяжки. Некоторые были рассчитаны сразу аж на шесть горшков. 2а. Разрез цилиндрической печки. Living in the time of Jesus of Nazareth. Peter Connolly. Israeli editions 1983

Продолжение - в следующем выпуске.

Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.

Юрий Пульвер

Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk3164/

Предыдущие выпуски можно прочитать здесь.