Благотворительный фонд «Цветная планета» записали интервью с президентом Ассоциация альтернативной коммуникации (АДК) Ирины Николаевной Текоцской.
-Ирина что такое АДК?
-АДК-это альтернативная дополнительная коммуникация, средства, которые дополняют или заменяют устную речь. Это могут быть графические символы, различные изображения, это может быть язык жестов, язык тела, язык не говорящего человека.
-Когда и почему стоит вводить АДК ребёнку?
-Альтернативная дополнительная коммуникация необходима если речь ребенка не развивается в соответствии с возрастом, если он находится в группе риска, если у него есть особенности развития, при которых часто речь может развиваться недостаточно хорошо. Стоит вводить АДК как можно раньше и желательно это делать в раннем возрасте. АДК может помочь людям любого возрастав, если они оказались во временной или постоянной сложной ситуации - потеряли способность говорить. Например, после операционный период, после травмы различных нарушений. Бывает времена, когда человек не может говорить в течении какого-то времени и очень важно в этот момент человеку научится коммуницировать с внешним миром и родными людьми.
-Ирина Николаевна, а какие виды АДК существует?
-Альтернативная дополнительная коммуникация может быть очень разной, могут применятся графические символы, могут быть жесты, электронные устройства. Прежде всего разделяют АДК со вспомогательными средствами и без них. АДК со вспомогательными средствами бывают низко технологичные, средне технологичные и высокотехнологичные. Ребёнок может использовать компьютер, но не всегда электронное устройства доступно, не всегда подходит с точки зрения возможности человека. В случаи отсутствия компьютера существует огромное количество различных баз символов. Очень важно, чтобы каждый символ был понятным и применялся в зависимости от особенностей человека. Символы могут быть похожи на реальные предметы обычной жизни. Например, если человек хочет пить может обозначать с помощью кружки, если хочет играть с помощью мячика. Не всегда нужно для коммуникации вспомогательные средства, есть коммуникация без вспомогательных средств, которая реализуется с помощью жестов, языка тела, мимики. Считается, что такой вид коммуникации наиболее доступен для человека. Но на самом деле все коммуникации индивидуальны, уникальны и конечно зависят от человека.
-С чего начинается внедрение АДК в жизнь ребёнка?
-Внедрения данных коммуникаций начинается с общения, мы пытаемся услышать и увидеть ребенка, понять где он сейчас, увидеть каким образом он коммуницирует с людьми в данное время. Для того, чтобы способствовать развитию языка ребенка, для того, чтобы возникла потребность в использование символов, для того чтобы, АДК не стала просто набором картинок, которые особо не нужны ребенку, необходимо ребенка научить пользоваться АДК. Введение АДК важно общение одного человека с другим, важно не только задавать вопросы ребенку, но и дать ему возможность самому спросить, тем способом, который ему доступен. Главное не превращать жизнь ребенка в сплошное тестирование, нужно задавать вопросы, которые являются очевидными, где вам и так понятен ответ. Если говорить более детально, когда появляется символ, то как правило есть несколько разных подходов. Начинаем общение с ребенком с небольшого количества символов, знакомится с ними нужно потихоньку, потому что в введение в АДК можно сравнить с изучением иностранного языка. Когда взрослый указывает на символы, в тот момент, когда говорит свои собственные слова, ребенок понимает, что АДК это тот общий язык, который связывается взрослого и ребенка.
-Где учат АДК?
-Для специалистов из семей это «Социальная школа Каритас», где мы проводим курсы, консультации, семинары и вебинары. Сейчас уже разработан курс для родителей, где в доступной форме изложены основные принципы и основные стратегии АДК, которые помогут ребенку освоить язык. Конечно очень важно, чтобы работал специалист, логопед. АДК, как язык, в целом формируется в семье, так как занятий в двух раз в неделю со специалистом не хватит. Очень важно чтобы и родители, и специалисты вместе помогали ребенку осваивать язык.
-Какие есть преимущества при использовании АДК?
-АДК это для людей, которые не могут общаться с помощью устной речи. Устная речь эта высшая форма коммуникации и АДК не пытается ее изменить, наоборот- эта методика способствует развитию устной речи. До сих пор есть люди, которые лишены общения, АДК- это как очки для человека, который плохо видит. Это тот инструмент, который позволяет обрести голос людям, которые в силу физиологическим причин его лишены.
-Ирина Николаевна расскажите, как пришла идея создать ассоциацию АДК?
-Идея родилась очень давно, еще в 2012 году на конференции по АДК. Конференция была обучающая и это было то время, когда возникла огромная потребность в большом количестве специалистов, которые загорелись данной темой. Даже были составлены первые списки, но к сожалению, дальше дело не пошло. Практически каждую конференцию регулярно всплывал вопрос и говорили о том, как важно объединится со специалистами, родителями и с пользователями АДК. В 2018 году удалось зарегистрировать юридическое лицо АДК. Изначально создание Ассоциации АДК зародилась как проект «Социальной школы Каритас» и благодаря тому, что этот проект был создан, была большая общественная поддержка. Сейчас ассоциация участвует активно в разработке конференции по АДК. В этом году был разработан замечательный сайт (https://www.rus-aac.ru/). Некая ресурсная база, которая помогает специалистам и родителям находить материалы, которые там размещены. Также на сайте есть прекрасный раздел «Задай вопрос специалисту», где можно задать вопрос разным специалистам из России и любые другие вопросы по работе с АДК.
Проект «Открыто» реализуется при поддержке фонда президентских грантов, фонда «Абсолют-помощь».