Пермский край богат не только красотами и природными достопримечательностями, но и лицами: здесь вдохновлялись на создание великих произведений многие известные во всем мире писатели.
«У Перми нет своего великого текста, как он есть у Вероны, для которой «Ромео и Джульетта» Шекспира стала своеобразной нефтяной скважиной. Будем считать, что – пока, потому что на рынке, или, вернее, арене русской словесности сейчас самые яркие звезды – это наши люди: Леонид Юзефович, который в 2021 г. получил «Большую книгу» за роман «Филэллин»; Алексей Иванов, коммерчески очень успешный автор со множеством экранизаций и огромной читательской аудиторией; Павел Селуков, который в прошлом году получил очень престижную премию имени Катаева за лучший рассказ. Данте наша земля пока не рождала, но 600 лет нужно, чтобы понять, что это был именно он. Все у нас впереди», — уверена Светлана Федотова, писатель и историк, лектор программы «Пермь культурная» в Школе экскурсоводов Пермь-300.
Каждый писатель, посещавший Пермь, воспринимал город по-своему. Удивительно, что даже у мировых классиков здесь рождались свои истории, случались приключения и запоминающиеся моменты.
Чехов
В июне 1902 года Антон Павлович Чехов гулял по набережной, плавал в Курьинские дачи на правом берегу, напротив пушечных заводов. Зашел Антон Павлович на почту, здание возле дома Мешкова, отправил письма. Посетил Загородный сад, ротонду, посидел на бульваре. Несмотря на недомогание, Чехов не отказался второй раз поехать в Мотовилиху, на пушечные заводы. Летом 1902 года А.П. Чехов останавливался в клубной гостинице Дворянского собрания, одной из лучших гостиниц того времени. Его фраза в письме к Горькому, что действие в пьесе «Три сестры» «происходит в провинциальном городе, вроде Перми», стала основой красивого мифа о Перми – городе трех сестер. Принято считать, что прообразом героинь пьесы, бесконечно стремящихся «В Москву, в Москву!» были сестры Циммерман, учредительницы и педагоги первой частной школы в Перми.
Пастернак
Первый в мире памятник Пастернаку установлен именно в Перми. В доме во Всеволодо-Вильве Борис Пастернак написал свои лучшие стихи: «Урал впервые», «На пароходе». Находящийся в то время в депрессии поэт, оказавшись вне Москвы, в теплой семейной атмосфере дома Збарских просто заново родился. Местные пейзажи привели его в восторг. Он катался на санях и на лыжах, ездил по окрестностям. Полгода, проведенные в Прикамье, запомнились поэту как один из самых лучших периодов его жизни. И в своей прозе он постоянно возвращался к воспоминаниям об Урале. Город раскрывался Пастернаку как книга. Доминанта – собор на вершине прибрежной горы Слудки, по склонам которой спускались вдоль Монастырской улицы уступами одно- и двухэтажные дома. На высоком аттике дома городского общества, где размещалась публичная библиотека, бросился в глаза лепной раскрашенный герб города – в красном поле белый медведь с золотым евангелием на спине, над книгой золотой же крест. Так и осталось в памяти: Пермь – белая медведица.
Достоевский
Федору Михайловичу город Пермь запомнился, хоть и привел его сюда нерадостный повод. На каторгу он проследовал в январе 1850 г., а обратно – в июле 1859 г. Достоевский писал теплые слова о природе Пермского края: «...Великолепные леса пермские и потом вятские — совершенство. В Перми уже мало замечаешь пустырей по дорогам: всё запахано, всё обработано, всё ценится. В один прекрасный вечер, часов в пять пополудни, скитаясь в отрогах Урала, среди лесу, мы набрели наконец на границу Европы и Азии. Превосходный поставлен столб с надписями, и при нем в избе инвалид. Мы вышли из тарантаса, и я перекрестился, что привел наконец Господь увидеть обетованную землю...»
Горький
В ответ на письмо пермских краеведов Горький из Сорренто ответил, что летом 1894 года прожил в Перми около недели: «Приехал с целью пробраться на Урал, в Екатеринбург и дальше. Это не удалось. Потерял – или украли – деньги. А – главное – вывихнул ногу в щиколотке, когда был в Мотовилихе, на заводе». Также известно, что в детстве Алешку Пешкова, будущего писателя М. Горького, его дед звал «пермяк солены уши». Предположительно, потому что отец Горького несколько лет жил в Перми у своего крестного.
Александр Грин
В Пермь будущий писатель попал в феврале 1900 в товарном неотапливаемом вагоне. «У меня были хлеб, колбаса, полбутылки водки, - пишет Грин в автобиографии, - Пока тянулся день, я расхаживал по вагону, мечтал, ел, курил и не зяб, но вечером ударил крепчайший мороз, градусов 20. Всю ночь я провел в борьбе с одолевающим меня сном и морозным окоченением. Эту долгую ночь мне не забыть никогда». Наконец, часов в 7 утра, поезд прикатил в Пермь и Грин побежал на рынок, в чайную. Далее был визит к знакомому отца, который, накормив Александра Грина, дал записку к вагонному мастеру, по ней его и приняли чернорабочим в железнодорожные мастерские, которые сейчас известны как завод Шпагина.
Маяковский
Поэт провел в Перми 3 дня и 2 ночи: приехал 31 января, уехал 2 февраля 1928 года. За это время он сменил две гостиницы и дал три выступления. Два выступления Маяковского проходили в одном из самых больших залов тогдашней Перми, который находился в здании бывшей Мариинской гимназии, на встречу пришло около 700 человек, что вдвое больше, чем вместимость зала. Третье выступление проходило в библиотеке (сейчас - городская библиотека имени Пушкина) также при большом скоплении публики. Очевидцы вспоминают: «В небольшом угловом зале нас, желающих послушать Маяковского, набралось столько, что стояли и сидели на полу, в проходах между рядами, на подоконниках и на сцене. Только маленький пятачок остался для Маяковского, около топчана, покрытого армейским одеялом.
Маяковский читал много. Во время чтения он то садился, то ложился на топчан или ходил по сцене - три шага вперед, три шага обратно, как в клетке, сжатый дружным кольцом слушателей. Одет он на этот раз был не в джемпер, а в желтую шелковую кофту и с расписной деревянной ложкой в нагрудном кармане. Это выглядело нарядно и эффектно на его богатырской фигуре».
Герцен
Свое пребывание в Перми А.И. Герцен описал с первого до последнего момента. «В Перми меня привезли прямо к губернатору. У него был большой съезд, в этот день венчали его дочь с каким-то офицером. Он требовал, чтобы я взошел, и я должен был представиться всему пермскому обществу в замаранном дорожном архалуке, в грязи и пыли». При поиске жилья в Перми Герцена удивило, что за большой дом была плата, «сколько дадут». Его спросили, будет ли он держать корову, на что писатель отреагировал так: «Я пошел домой, думая с ужасом, где я и что я, что меня заподозрили в возможности держать корову».
А вот Александр Сергеевич Пушкин, в честь которого названа улица, установлен памятник и даже создан целый сказочный сквер, в Перми никогда не был, но всегда хотел посетить город.
Какие еще истории вдохновения и впечатлений, которые подарила Пермь писателям, мы не упомянули? Напишите в комментариях.