Интересная старая каменная ломка на побережье Ладожского озера в районе поселка Кузнечный. Интересна она тем, что в ней остались гранитные блоки в процессе транспортировки и со следами деления на части:
Один из блоков установлен на деревянные катки:
В интернете мелькает информация, что проводился забор фрагментов древесины катков для датировки их возраста радио-углеродным методом и что время существования ломки — 18-й век.
Характерно, что на блоках совсем не видно шпуров от бурения. Можно предположить, что их отделяли по существовавшим трещинам методом расклинивания.
Почему-то так повелось у людей, мнящих себя технарями, что любые надрезы или спилы, следы обдира или шлифовки, шпуры от бурения и даже просто прорубленные зубилом канавки для деления блоков на «штуки» (лещадные плиты), приверженцы альтернативной истории называют «пропилами». К примеру, персонаж по имени Исторический Тугодумец Вольнодумец, приехавший посмотреть на подъем затонувших колонн и блоков из бухты Балтиец, заостряет свое внимание на, как он выражается, «пропилах»:
Видимо, блоки для этих лещадок добывали так же откалывая по трещинам, поскольку, бурение для этих целей (получения плоских плит) было экономически не выгодно камнедобытчику. А существующие на блоках «пропилы» — это конечно же, не пропилы и даже не надпилы, а «половинки» канавок, прорубленные каменотесными инструментами для последующего раскалывания (откалывания) при помощи клиньев, чтобы придать блокам необходимую геометрию:
Вот эти целые прорубленные канавки на блоках в каменоломне:
Судя по всему, в такие канавки вставлялись клинья и ударами кувалд, рабочие раскалывали блок на части. В одной из таких «заправок» остался кусок железного клина:
К слову, все вангования Вольнодумца — и то, что колонны вывозят, чтобы спрятать их от него, и то что их не смогут вывезти с побережья, ибо плохая дорога, и то что это не две колонны, а одна, разломанная надвое, конечно же не сбылись. Теперь они, как и блоки, лежат в Выборгском музее и любой желающий может полюбоваться на полуфабрикаты титанического труда наших пращуров.