Продолжаем начатый некоторое время назад разговор о реактивных ранцах, которые вот уже более века являются основным продуктом научной фантастики. От комиксов 1930-х до возрождения практического интереса в 2000-х это изобретение продолжает захватывать воображение людей. В конце концов, рюкзак, который позволил бы любому человеку подняться в небо, может возбудить интерес у любого.
Реактивная эра
Однако технологические достижения последнего времени оживили идею реактивного ранца. Сейчас даже стало возможным построить реактивный двигатель, маленький и достаточно мощный, чтобы он мог стать индивидуальным транспортным средством.
Это привело к всплеску предпринимателей в начале 21-го века, предлагающих различные высокотехнологичные решения для этого. Воздушно-реактивные двигатели не имеют многих проблем, возникающих при использовании ракет, и они, как правило, менее опасны и нуждаются в меньшем количестве топлива.
Хотя все еще опасность потерять неудачно поставленную ногу пока существует, по крайней мере, теперь время полета не измеряется секундами. Реактивный костюм Gravity Industries, изобретенный Jim Browning и проданный его компанией, может находиться в воздухе от 1 до 5 минут в зависимости от нагрузки, благодаря 5 газотурбинным двигателям, 4 из которых прикреплены к рукам пилота. JB11 Jetpack Aviation с 6 турбореактивными двигателями в более привычной конфигурации рюкзака рекламируется как имеющий возможность работать 10 минут, чего было бы достаточно для полета в ближайший торговый центр в городе средних размеров.
Однако цену за это фантастическое путешествие придется заплатить совсем не маленькими деньгами. Данные последних лет назад показывают стоимость реактивного костюма от Jim Browning в $440 тыс., к JB11 немного дешевле - $340 тыс., что является ценой небольшого частного самолета. Очень мало информации о расходах на техническое обслуживание и эксплуатацию этих устройств, но, учитывая тот факт, что они не производятся массово и требуют некоторых новейших материалов и технологий производства, вполне вероятно, что стоимость обслуживания будет значительно выше, чем у вашей небольшой Cessna.
И технология, и эффективность реактивных двигателей все-таки продолжают совершенствоваться, и массовое производство теоретически может решить вопрос высокой стоимости. Но это создало бы массу других проблем.
Человеческий фактор
Летательные аппараты, как правило, гораздо сложнее контролировать, чем механизмы, которые двигаются по земле. Добавление третьего направления - ‘вверх’ - действительно имеет тенденцию усложнять ситуацию, как и недостаток тяги. Выполнение вертикальной посадки - это совершенно другой уровень управления ранцем.
Еще одна причина, по которой американские военные сбросили Bell Rocket Belt, заключалась в том, что пилоту приходилось использовать обе руки для управления им, что исключало возможность использования какого-либо другого оборудования. Управление ранцем требовало большого мастерства, так как пилот по существу балансировал на двух ракетных соплах.
Вопрос управляемости всегда была главной проблемой, мешающей большинству летательных аппаратов получить массовое распространение. Как и реактивные ранцы, летающие автомобили страдают от этой проблемы, и только недавно, с появлением эффективного искусственного интеллекта, который может заменить человека в управлении, они стали несколько более реалистичными.
Есть признаки того, что то же самое правило относится и к реактивным ранцам, и, не сделав их полностью управляемыми искусственным интеллектом, мы просто не сможем сделать их безопасными. Но компании, которые их производят, не сдаются без боя. И Gravity Industries, и Jetpack Aviation предлагают курсы полета на реактивных ранцах, и обе компании утверждают, что могут научить человека летать в течение нескольких дней. Однако надо признать, что такие полеты носят исключительно развлекательный характер. Делать короткие перелеты в малонаселенной местности - это одно, доверять людям управлять в городской среде тем, что по сути является ракетой - это другое.
Jim Browning не скрывает, что костюм имеет довольно ограниченное применение в реальном мире из-за высокой стоимости и сложности. Его главная цель - армия, у которой есть свой собственный способ научить людей управлять сложной техникой и сделать ее достаточно безопасной. Помимо этого, в настоящее время имеет место гоночные реактивные ранцы Gravity Industries для того, чтобы устройство вошло в мейнстрим, утверждает Jim Browning.
David Mayman, основатель Jetpack Aviation, также скептически относится к реактивным ранцам, используемым непрофессионалами. В то время как его компания продолжает работать над новыми моделями ранцев, она также смотрит на другие виды воздушного транспорта, такие как Speeder, который на рынке известен как "летающий мотоцикл".
“Я не думаю, что в будущем мы увидим реактивные ранцы, на которых люди будут передвигаться по городам, но такие устройства, как Speeder, имеют большое будущее. Так же, как на дороге есть седаны и мотоциклы, я считаю, что будут и большие летающие автомобили, и летающие мотоциклы, перевозящие 1-2 человека”, - сказал David Mayman нашему изданию.
Хотя нет недостатка в компаниях, разрабатывающих подобные концепции, до сих пор неясно, станут ли когда-нибудь широко распространенными видами транспорта летающие автомобили. Однако будущее с летающими автомобилями и мотоциклами кажется гораздо более вероятным, чем будущее с реактивными ранцами.
В таком будущем, продолжает David Mayman, классический реактивный ранец будет похож на моноколесо с двигателем внутреннего сгорания. Несколько впечатляюще, но вряд ли практично.
Однако замена общераспространенного двигателя внутреннего сгорания на электрический может сделать вещи более привлекательными. По словам Jim Browning, такой рынок уже зарождается, и его компания работает над электрической версией реактивного ранца, который также устраняет некоторые опасности, связанные с реактивными ранцами.
“В аккумуляторных технологиях сейчас происходит революция. Представьте себе устройство более холодное, тихое, простое в эксплуатации, где вся энергия для полета в течение 10 минут находится у вас на ладони”, - сказал Jim Browning, признав, что до появления такой установки еще довольно далеко.
Но есть еще один более важный вопрос для обсуждения. Главная привлекательность реактивного ранца - потрясающая индивидуальная мобильность, возможность подняться в небо в любое время и в любом месте. И если пока не хватает "крутости", то это предложат летающие автомобили и мотоциклы.
Итак, где наши реактивные ранцы? Они здесь и впечатляют так же как и предсказывали комиксы. Но они по-прежнему также невероятно опасны и дороги. Более практичные версии пока еще в будущем, но их форма может стать немного другой.
Источник: AeroTime Hub
Перевод: АвиаОбоз
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz
Читайте еще на канале
- Как события в Украине повлияли на длительность авиарейсов
- Что изменилось с тех пор, как доктора Dao сняли с рейса United Airlines?