Найти в Дзене

Конюшни Мегиддо: торговля египетскими лошадьми с Ассирийской империей

Оглавление
Реконструкция облика конюшен Мегиддо
Реконструкция облика конюшен Мегиддо

Мегиддо был крупным израильским городом, который был преобразован в центр обучения лошадям с большими конюшнями и аренами там, где когда-то стояли дворцы. Ученые когда-то приписывали эти конюшни Соломону, но на самом деле они относятся к 8 веку до н.э. , построены Иеровоамом II, чтобы обеспечить Ассирийскую империю боевыми лошадьми.

Мегиддо в Библии и истории

Город Мегиддо упоминается в еврейской Библии 11 раз. Он описывается как:

  • Ханаанский город — один из ханаанских городов, чей царь был убит Иисусом Навином (Нав. 12:21), и который остается непокоренным Иисусом Навином и первыми израильтянами (Нав. 17:11, Суд. 1:27), хотя и становится частью территории колена Манассии (1). Хрон 7:29).
  • Израильский город — город был частью Израиля во времена правления Соломона (3 Цар. 4:12), который, как говорят, построил его (3 Цар. 9:15). Царь Охозия пытается избежать убийства, убегая туда, но умер там после удара Ииуя (4 Царств 9:27). Наиболее известно, что именно здесь фараон Нехао убил царя Иосию (4 Царств 23: 29–30).
  • Место сражений — место сражений и смертей в Библии: Варак сражается с Сисарой около מי מגדו, у вод Мегиддо (Суд. 5:19), а Иосия сражается с фараоном Нехо в בקעת מגדו, долине Мегиддо (2 Паралипоменон 35: 22).

Описание великих сражений под Мегиддо — не просто библейская метафора, а историческая реальность. Например, в древние времена фараон Тутмос III сражался против коалиции ханаанских городов-государств возле Мегиддо в 15 веке до нашей эры. В средние века решающее поражение монголов в 1260 г. н.э. египетской династией мамлюков в битве при Айн-Джалуте («Весна Голиафа», מעין חרוד) произошла недалеко от Мегиддо. Стратегическое значение города связано с тем, что он расположен в Изреельской долине, на одном из важнейших, если не самом важном, торговом пути древнего мира, известном как Виа Марис или «Морской путь».

Христианские паломники посещают его потому, что книга Откровения называет его местом последней битвы, когда три злых духа выйдут на всех царей мира: «И собрали их на месте, которое по-еврейски называется Армагеддон» (Откр. 16:16). Армагеддон — это греческая версия הר מגידו, «гора Мегиддо».

Археологическое исследование Мегиддо: хронология

Мегиддо был исследован и раскопан археологами с тех пор, как он был впервые надежно идентифицирован Готлибом Шумахером, который провел первые раскопки в Мегиддо между 1903 и 1905 годами. Шумахер был инженером, ставшим археологом, членом колонии тамплиеров в Хайфе, и его раскопки, хотя и не очень достоверные с научной точки зрения, обнаружили архитектуру и находки, которые можно отнести к периоду еврейской Библии.

Восточный институт Чикаго и Центр в Луксоре

Знание того, что великий библейский город Мегиддо ждет своего открытия, побудило Восточный институт Чикаго начать там крупномасштабные раскопки в 1925 году. Поскольку Восточный институт содержал постоянный центр исследований и раскопок на Ближнем Востоке, а именно в египетском Луксоре, где они добились впечатляющих успехов в открытии чудес Древнего Египта, им было удобно добавить еще одни раскопки. Кроме того, они чувствовали, что раскопки Мегиддо обеспечат их материальными находками, которые могли бы открыть для них мир Библии так же, как их находки в Египте открыли древнеегипетское общество.

Центр собрал группу раскопок под руководством Кларенса Фишера, который, будучи бывшим членом гарвардской группы раскопок в Самарии (שמרון, столица Королевства Израиль), имел ценный опыт раскопок. Фишер привел с собой команду квалифицированных египетских рабочих, которые должны были обучать и контролировать местную, еще неквалифицированную рабочую силу.

Из-за плохого состояния здоровья Фишер ушел на пенсию менее чем через два года раскопок. К счастью, быстро нашлась замена, Филип Лангстафф Орде Гай, британский археолог из штата Департамента древностей британского мандата.

4 июня 1928 года с большим волнением Гай отправил телеграмму Джеймсу Генри Брестеду, главе Восточного института:

ПЕРВЫЕ КОРОЛЕВ ДЕВЯТЬ ПЯТНАДЦАТЬ ДО ДЕВЯТНАДЦАТЬ И ДЕСЯТЬ ШЕСТЬ СТОП СТРАТУМ ЧЕТЫРЕ, ЯВНО СООТВЕТСТВУЕТ ТОЧКА

НАШЛИ СОЛОМОНСКИЕ КОНЮШНИ

Брестед ответил телеграммой:

ПОЗДРАВЛЯЮ

Объединение двух отрывков в Kings

Первые стихи, на которые ссылается Гай в своей телеграмме, являются частью описания того, как функционировала налоговая система Соломона:

מלכים א ט: טו וְזֶה דְבַר הַמַּס אֲשֶׁר הֶעֱלָה הַמֶּלֶךְ שְׁלֹמֹה לִבְנוֹת אֶת בֵּית יְ-הוָה וְאֶת בֵּיתוֹ וְאֶת הַמִּלּוֹא וְאֵת חוֹמַת יְרוּשָׁלִָם וְאֶת חָצֹר וְאֶת מְגִדּוֹ וְאֶת גָּזֶר.

3-я Царств 9:15 Вот сведения о подневольных людях, чей труд царь Соломон использовал для строительства дома Господа, своего дворца, укрепления Милло,57 иерусалимской стены, а еще Хацора, Мегиддо и Гезера.

Согласно этому стиху, Соломон вложил средства в строительство города Мегиддо, хотя в этом стихе нет никаких подробностей. Второй описывает огромную коллекцию лошадей Соломона:

מלכים א י: כו וַיֶּאֱסֹף שְׁלֹמֹה רֶכֶב וּפָרָשִׁים וַיְהִי לוֹ אֶלֶף וְאַרְבַּע מֵאוֹת רֶכֶב וּשְׁנֵים עָשָׂר אֶלֶף פָּרָשִׁים וַיַּנְחֵם בְּעָרֵי הָרֶכֶב וְעִם הַמֶּלֶךְ בִּירוּשָׁלִָם.

1 я Царств 10:26 Соломон преумножал количество своих колесниц и коней. У него было тысяча четыреста колесниц и двенадцать тысяч коней,66 которых он держал в колесничных городах и у себя, в Иерусалиме.

В стихе, повествующем о тысячах лошадей Соломона, не говорится, где они находились. Объединив эти два стиха, Гай предположил, что они находились в Мегиддо, и именно поэтому Соломон инвестировал в этот город.

Они Соломоновы?

Однако свидания Гая вскоре были оспорены. В ранний период библейской археологии керамику датировали по зданию, в котором она была найдена, и по ее предполагаемой дате. В этом случае, когда Гай определил конюшни как «конюшни Соломона» на основании его чтения библейских стихов, скудная глиняная посуда, связанная с ними, и два других здания, принадлежащих тому же слою, были отнесены к Соломону и 10 веку до н.э. Однако по мере развития археологии общепринятая практика изменилась, и археологи начали датировать здания по гончарным изделиям, связанным с ними.

Конюшни Ахава?

Когда Игаэль Ядин начал свою серию небольших раскопок в Мегиддо в 1960-х годах, способность датировать керамику с помощью типологии прошла долгий путь. Под некоторыми из еще не раскопанных конюшен в комплексе Северной конюшни (подробнее об этом позже), в слое V, Ядин обнаружил монументальное здание, известное как Дворец 6000. Ядин, используя последние знания о датировании по типологии керамики, сразу же датировал Дворец. 6000 г. до 10 века до н.э. и объявил, что обнаружил дворец, принадлежащий Соломону. Таким образом, конюшни Стратум IV, которые располагались прямо над дворцом 6000, теперь должны быть конюшнями Ахава!

Стелла Салманасара III
Стелла Салманасара III

Его выбор Ахава был основан на том, что было известно из Курхского монолита царя Ассирии Салманасара III, в котором описывается битва при Каркаре и Ахав Израильский упоминается третьим в списке врагов Ассирии:

Я вышел из Алеппо и подошел к городам Ирулени Хамата… Карар, его царский город, я разрушил, разрушил и сжег. Он взял своих союзников, этих двенадцати царей:
1 200 колесниц, 1 200 всадников, 20 000 воинов Хадад-эзера из Дамаска;
700 колесниц, 700 всадников, 10 000 воинов Ирулени из Хамата;
2000 колесниц, 10000 воинов Ахава Израильского ;
500 воинов Библоса…

Согласно этому, у Израиля было больше колесниц, чем у Арама или Емафа, которые были перечислены до него, в дополнение к его 10 000 пеших воинов.

Конюшни Иеровоама II

Конюшни оставались «конюшнями Ахава» до 2000 года, когда Исраэль Финкельштейн, соруководитель возобновленных раскопок Тель-Авивского университета в Мегиддо, начатых в 1992 году, объявил пересмотренную дату Стратум IV, основываясь на результатах раскопок в другой части участка. Район Н, а также в районе Северного конюшенного комплекса.

Район северных конюшен, Мегиддо Экспедиция Исраэля Финкельштейна (Дворец 6000)
Район северных конюшен, Мегиддо Экспедиция Исраэля Финкельштейна (Дворец 6000)

Керамика из Зоны H прочно указывала на строительство Стратума IV, постоянного города, в начале 8 века до нашей эры . Это означает, что конюшни должны быть датированы правлением Иеровоама II, возможно, самого успешного царя в истории северного царства:

מלכים ב יד: כג בִּשְׁנַת חֲמֵשׁ עֶשְׂרֵה שָׁנָה לַאֲמַצְיָהוּ בֶן יוֹאָשׁ מֶלֶךְ יְהוּדָה מָלַךְ יָרָבְעָם בֶּן יוֹאָשׁ מֶלֶךְ יִשְׂרָאֵל בְּשֹׁמְרוֹן אַרְבָּעִים וְאַחַת שָׁנָה ... יד : כה הוּא הֵשִׁיב אֶת גְּבוּל יִשְׂרָאֵל מִלְּבוֹא חֲמָת עַד יָם הָעֲרָבָה כִּדְבַר יְ-הוָה אֱלֹהֵי יִשְׂרָאֵל ...

2Цар 14:23 В пятнадцатый год царствования Амасии, сына Иоаса, царя Иудейского, воцарился Иеровоам, сын Иоаса, царь Израильский, в Самарии, на сорок один год… 14:25 Он восстановил территорию Израиля от Лево-Хамафа до моря Аравы, по обетованию ЯХВЕ, Бога Израилева…

Теперь, когда мы знаем, кто построил конюшни, мы должны спросить, что мы знаем о них.

Город для лошадей

Гай был наездником и хорошо разбирался в лошадях и уходе за ними, и, таким образом, смог идентифицировать развалины как конюшни. Хотя их идентификация как конюшен на протяжении многих лет подвергалась сомнению археологами, эта идентификация была убедительно подтверждена Деборой Кантрелл — также экспертом по лошадям и доктором философии. в еврейской Библии — в ее книге 2000 года «Всадники Израиля» .

Как показывает Кантрелл, эти области явно были спроектированы для лошадей, а не для людей. Что еще более важно, весь слой IV, похоже, был построен с учетом конюшен, поскольку площадь южного и северного комплексов конюшен вместе покрывает почти половину древнего города!

План слоя IV
План слоя IV

Южный конюшенный комплекс

Более крупной территорией был Южный конюшенный комплекс, занимавший примерно четверть города. Он был построен на вершине огромной искусственной насыпи, которая должна была выровнять и поднять всю территорию, которая по завершению работ возвышалась над остальной частью города.

Южные конюшни
Южные конюшни

Южный конюшенный комплекс имел два больших одинаковых квадратных двора, которые на самом деле были аренами для обучения или демонстрации лошадей, во всех отношениях отвечающими современным требованиям к конной арене. Они оба имели жесткую, равномерно утрамбованную известковую поверхность.

К одной арене (Двор 977) по периметру были прикреплены пять конюшен, а рядом с ее центром - резервуар для воды из сырцового кирпича.

Большая поилка
Большая поилка
Одинарная кормушка
Одинарная кормушка

Утрамбованная известковая поверхность арены непрерывно переходила в центральный проход каждой из пяти конюшен, а по бокам каждого центрального прохода был боковой проход с булыжным полом.

Зерновой силос
Зерновой силос

Другая арена (Двор 1693) имела по периметру большое здание (1616), а со стороны города четырехкамерные ворота (1567 г.), которые обеспечивали доступ в центр города. Рядом с воротами находился большой подземный зернохранилище (1414 г.). Между двумя дворами, по периметру кургана, располагались задние ворота, которые позволяли лошадям выезжать из города пастись. Плотно утрамбованная известковая поверхность простиралась на восток и достигала большого, хорошо построенного здания (338), в котором, возможно, размещалась глава колесничного войска Соломона или даже ассирийский чиновник ( раб-кари) .

Северный конюшенный комплекс

Другой постоянный комплекс располагался к северо-востоку; здесь твердая известковая поверхность переходила в пологую галечную. Этот комплекс состоял из трех или, возможно, четырех зданий с двенадцатью или тринадцатью конюшнями. В двух больших зданиях, расположенных друг напротив друга, было по пять конюшен. Эти здания спускаются ступеньками с востока на запад по мере того, как сам курган постепенно спускается к низине рядом с городскими воротами.

Северные конюшни, как они выглядели при раскопках
Северные конюшни, как они выглядели при раскопках
Реконструкция чертежа Северной конюшни
Реконструкция чертежа Северной конюшни

Непосредственно к востоку от этих двух больших конюшен было еще одно здание с двумя конюшнями немного большего размера. Рядом располагался четвертый комплекс поменьше, возможно более подходящий для ослов. Вместо двора это сооружение имело широкую галечную проезжую часть (368), которая шла от площади Северных конюшен вниз, к городским воротам.

Почему Иеровоам II превратил Мегиддо в конный город?

Лошади, израильтяне и ассирийцы

Самыми дорогими предметами торговли в древнем мире были обученные лошади для колесниц, и северное Израильское царство, в частности Мегиддо, было важным звеном в этой торговле. Великой Ассирийской империи требовались лошади, особенно большие кушитские лошади из Египта, для своих колесничных упряжек.

Как отмечалось выше, Мегиддо находился на торговом пути Виа Марис, международной магистрали, которая облегчала торговлю между Ассирией и Египтом. Торговля была жизненно важна для Ассирии, земли с небольшим количеством природных ресурсов, и ассирийцы поддерживали сеть торговых путей (тулани) и создавали торговые посты (бит каррани) в ключевых местах вдоль маршрута.

Часть факторий находилась на территории независимых государств-клиентов, т. е. государств, плативших дань Ассирии. Израиль во времена Иеровоама II был таким государством-клиентом, сохраняя независимость, но платя ежегодную дань царю Адад-нирари III из Ассирии. Ассирийские торговцы (тамкару), в том числе королевский конный агент (тамкар сисэ), путешествовали по этим маршрутам, чтобы получить все, что нужно ассирийскому царю. Поэтому превращение Мегиддо в центр обучения и торговли лошадьми было экономически выгодно как Израилю, так и Ассирии.

Израиль как государство-клиент Ассирии

Ассирией правил Адад-нирари III с 805 по 783 год до нашей эры и именно во время его правления, согласно Каменной табличке из Калаха, Арам-Дамаск потерпел окончательное поражение в 796 г. до н . э .

Я отправился в Дамаск. Я запер Мари, царя Дамаска, в Дамаске, его царском городе. Устрашающее великолепие бога Ашура, моего господина, поразило его, и он получив, что ему положено, стал моим слугой.

Ранее Израиль потерял территорию от Дана и дальше на юг до Изреельской долины, до Арам-Дамаска, а теперь благодаря Ассирии она была возвращена Израилю.

Предположительно, именно поэтому Иоас Самарийский отдал дань уважения Адад-нирари III, как записано на современной стеле Телль аль-Римах:

К богу Ададу, величайшему владыке… Адад-Нирари, сильному царю, царю вселенной, царю Ассирии… Я собрал (мои) колесницы, войска и станы и приказал (им) идти в землю Хатти. В один год я покорил к своим ногам землю Амурру и землю Хатти. Я наложил на них налог и дань навеки… Он получил дань Иоаса из Самарии, из (людей) Тира Сидона.

Несколько лет спустя к власти пришел сын Иоаса, Иеровоам II, правивший с ок. 788–747 гг. до н . э.; он продолжал оставаться верным Ассирии, правя своим царством и территорией, возвращенной в результате ассирийского завоевания Арама. Этот период процветания также является периодом, когда пророк Амос нападает на роскошь израильских дворцов и домов из слоновой кости (Амос 3:11–15).

Хорошие дипломатические отношения между Израилем и Ассирией установились в 796 г. до н.э. и продолжались около 50 лет. Именно в этот период, период мира и сотрудничества между Израилем и Ассирией, мог иметь место такой крупный строительный проект, как полная перестройка Мегиддо, превращение его в город лошадей, а не людей.

Ассирийское участие в Мегиддо

Участие Ассирии в Мегиддо очень заметно. Новые строительные технологии, импортированные из Ассирии, впервые появляются в Мегиддо железного века, такие как кладка из тесаного камня с очерченными краями, использование полевых камней с укреплением столбов из тесаного камня и маркировка красными базовыми линиями. Кроме того, популярный ассирийский локоть 0,496 м использовался на городских воротах 2156 и стене 325, а все конюшни были построены с использованием кратных 8, 10, 12, 36, 40, 60 и 120 ассирийским локтям.

Две большие конные арены Южного конюшенного комплекса (Внутренние дворы 1693 и 977) имели размеры 120 x 120 ассирийских локтей каждая, что соответствует измерению ассирийских сельскохозяйственных земель, известному как ику. На самом деле план Южного конюшенного комплекса напоминает небольшой ассирийский арсенал, известный как экал машарти .

Ассирийский арсенал также имел два двора. Одним из них был кисаллу бабану , двор ворот, функционал которого описывается следующим образом:

Чтобы организовать людей, чтобы собрать коней, мулов, верблюдов, колесницы, повозки, повозки, колчаны, луки и стрелы, каждую категорию боевого снаряжения, упряжь лошадей (и мулов которые имеют большую силу [и] сокрушаются под ярмом).

Это был Мегиддо Иеровоама II, гигантский учебный и торговый центр, предназначенный для обучения и продажи сотен лошадей одновременно. Это позволяло формировать крупные эскадроны колесниц из 20 или 50 единиц, (каждый экипаж колесниц требовал 3 лошадей), которые должны были быть обучены вместе и, следовательно, чувствовать себя непринужденно друг с другом, что было необходимо, когда им приходилось идти в бой вместе.

Эти упряжки колесниц из одной и той же конюшни могли быть легко объединены в большие подразделения колесниц израильской и ассирийской армий. Торговля таким ценным товаром, как дрессированные лошади для колесниц, должна была контролироваться ассирийским чиновником (раб-кари), и ассирийские тексты подразумевают, что в Мегиддо жил такой раб-кари.

Мегиддо Иеровоама II: центр обучения лошадям

Сочетание археологических находок с ассирийскими текстами и современными политическими реалиями показывает, что город-конюшня Страт IV в Мегиддо был потрясающим военным и торговым предприятием. Он был построен Иеровоамом II при молчаливом согласии и материально-технической поддержке ассирийцев при Адад-нирари III, примерно через двести лет после того, что, согласно библейской хронологии, было правлением Соломона.