1. Тон у исламского проповедника, Ахмада Абу Яхьи, уверенный, но философски у него всё так наивно и даже беспомощно, что я бы посочувствовал и выразил искренние соболезнования докладчику о космологическом доказательстве бытия Бога.
Но вот и некоторые возражения по существу.
2. Если нечто имеет причину вне себя, вовсе не обязательно причина сущностно иная, чем порождаемое ею действие. Пример самого докладчика: дети порождены родителями, однако дети не отличны по сущности как материальное от идеального. И дети, и родители — люди. Тем самым снимается аргумент, что мир непременно имеет сущностно иную причину, чем он сам, ежели де мир материален, то причина его нематериальна. То есть идеальна?
3. Мир объявляется докладчиком материальным. С чего он взял, что мир таков? В мире полно идеального. Например, самолёт создан по проекту, который является некоей идеей самолёта. Так что реальный самолёт, который используется на авиалиниях, есть соединение материи (материалов) и идеи. И дерево, и человек, и кристалл соли суть подобные же соединения идеи и материи. Да, в кирпиче меньше идеального, чем в компьютере или том же самолёте, но это лишь значит, что мир состоит из предметов, в которых соединение материи и идеи дано в разных пропорциях. Те, в которых идея превалирует, как в книгах или музыке, мы, для простоты и сокращая, называем идеальными. Те, в которых превалирует материя, например в куче песка или реке, мы, для простоты и сокращая, называем материальными.
4. Аргумент о том, что поскольку мир состоит из материальных вещей, то и в целом он материален, тоже никуда не годен. Простейшая формула воды H2O легко покажет всякому, что система может быть, и в большинстве случаев бывает, отлична от своих элементов. Куча песка — с очень большой натяжкой есть система, хотя даже куча существенно отлична от одной песчинки. Но мир — не куча песка, найдя в нём материальные вещи (мы выше выяснили, что они не целиком материальны), мы не можем отождествить мир с материей. Мир — система, в которой имеются материя и идея. И надо крепко подумать, чего в мире больше: материи или идеи? Максимум, что можно выдоить из космологического доказательства для мира — это то, что мир движется и развивается по каким-то законам, то есть мир не есть чистый хаос, хотя хаотического в нём, судя по моим ощущениям, достаточно.
5. Причину мира совсем, совсем не обязательно помещать вне мира. Если мир — всё, что существует, то нет ничего, кроме мира. И как только мы помыслим что-то вне мира, нам тут же придётся или включить это в состав мира, или расширять мир до того, чтобы это внешнее стало для мира внутренним. В этом случае миру не надо внешней причины, как не надо и Бога. Мир есть причина самого себя. Правда, Б. Спиноза отождествил мир с Богом, как отождествил мир и с природой, так что у него (1) мир, (2) природа и (3) Бог суть одно и то же. Но иудеи, христиане и мусульмане обязаны люто ненавидеть Б. Спинозу за это. А мы и вообще не нуждаемся в доктрине Бога для мира. Довольно того, что, как писал Б. Спиноза, substantia est causa sui, то есть субстанция есть причина самой себя. Вот мир и есть такая субстанция.
6. Чтобы быть, не обязательно быть сотворённым. Нечто может быть вечно существующим, не иметь ни начала, ни конца, аналог — прямая линия в геометрии. Может иметь начало, но не иметь конца, аналог — луч в геометрии. Может не иметь начала, но иметь конец, аналог — тот же луч, в котором концом будет его крайняя точка. А может иметь и начало, и конец, аналог — отрезок прямой.
2022.04.19.