Сегодня материнский опыт передается молодым мамам от таких же молодых мам исключительно через интернет.
И к пеленанию молодые мамы и такие же молодые педиатры относятся скептически.
А вот раньше пеленание считалось необходимым для полноценного развития и роста ребёнка.
Его важность объясняли стремлением распрямить скрюченное тельце, зафиксировать его в прямом положении и защитить младенца от возможных уродств и последствий родовых травм. Считалось, что пеленание делает ребенка спокойнее и обеспечивает хороший сон: младенец не вздрагивает во сне, не пугается, не будит себя, бессознательно царапая щечки. Туго спеленутый ребенок не мог выпасть из колыбели, перевернуться во сне навзничь и задушить себя, его было удобнее и безопаснее носить.
В русской традиции пеленание считалось необходимым для полноценного развития и роста ребенка. Его важность объясняли стремлением распрямить скрюченное тельце, зафиксировать его в прямом положении и защитить младенца от возможных уродств и последствий родовых травм. Считалось, что пеленание делает ребенка спокойнее и обеспечивает хороший сон: младенец не вздрагивает во сне, не пугается, не будит себя, бессознательно царапая щечки. Туго спеленутый ребенок не мог выпасть из колыбели, перевернуться во сне навзничь и задушить себя, его было удобнее и безопаснее носить.
С помощью пеленания младенцу, представлявшемуся мягким, аморфным, старались придать крепость, свойственную взрослому. Ребенок, завернутый в пеленки, из старых ношеных вещей, символически приобщался к культурной среде. Старые вещи воплощали идею преемственности, передачи благополучия от одного поколения другому, способствовали успешной интеграции ребенка в семью, установлению теплых родственных отношений.
Формирующее значение имело использование в качестве пеленок одежды родителей. Наиболее предпочтительной для детей обоего пола считалась отцовская рубаха. Чтобы отец любил и жалел новорожденного, сразу после рождения его хотя бы на минуту заворачивали в отцовскую рубаху. Считалось, что благодаря соприкосновению с нею, ребенок получит защиту от потустороннего мира, станет здоровым и более жизнеспособным.
Там, где традиция предписывала использовать в качестве первой пеленки одежду родителей того же пола, что и новорожденный, пеленание имело целью обеспечить правильное наследование семейных ценностей и половых ролей. Крестьяне верили, что пеленание мальчика в рубаху матери, а девочки в рубаху отца приведет к искажению ролевого поведения. Отклонение от мужского стереотипа проявится в физической слабости, неумелости в работе, а от женского - в бесплодии.
С помощью пеленания тело младенца формировали на протяжении 6 - 18 месяцев. Пеленание прекращали тогда, когда ребенок сам "стряхивал" с себя пеленки, т.е. начинал капризничать и отбиваться во время пеленания. Высвобождение из пеленок, знаменовавшее приобретение необходимой крепости, часто совпадало с обрядами, приуроченными к первой годовщине ребенка, назначением которых было развязать его тело, моторные и интеллектуальные способности.
Происходило пеленание обычно следующим образом. Повитуха, мать или нянька, садились на лавку или на пол, вытянув ноги, и на подушке или прямо на коленях пеленали ребенка. Обычай пеленать на столе вошел в употребление только в ХХ в. В зависимости от возраста младенца и состоятельности родителей при пеленании использовали три, реже две, пеленки: одну для головки ("изголовник"), другую для бедер ("подгузник") и третью, собственно "пеленку"("простынка") - для обертывания тельца, рук и ног. Сначала расстилали свивальник и "простынку", затем укладывали младенца. На головку туго надевался сложенный косынкой "изголовник" или платок, концы которого перекрещивались на груди, подводились под мышки для предохранения от опрелостей и сводились на спине. "Изголовника"использовали обычно до шести недель и, как только ребенок начинал хорошо держать голову, заменяли чепцом или шапочкой. Иногда вместо "изголовника" использовался оборачиваемый вокруг головы край "простынки", на которую ребенка укладывали во весь рост.
Под попку младенца подкладывался "подгузник" - пеленка, сложенная косынкой, боковые концы которой перекрещивались, обводились вокруг ножек и укладывались в паховые складки, а середина подворачивалась из-под ягодиц к пупку. Использование "подгузника" позволяло реже менять большую пеленку. Далее правую ручку ребенка распрямляли вдоль тела и заводили правый край простынки под левую руку, а затем за спину. Уложив прямо левую ручку, оставшийся край простынки заводили за спину с правой стороны и от половины лопаток до таза делали несколько оборотов свивальником. После чего выпрямляли ножки, перекладывали их "простынкой", плотно прижимали одну к другой и заканчивали пеленание свивальником на уровне голеностопного сустава. Широкие и длинные свивальники укладывали сверху вниз последовательными рядами, один поверх другого, и завязывались при помощи пришитых к концу тесемочек.
Чтобы придать необходимую жесткость спеленутой младенцу, короткими свивальниками пеленали очень туго ("едва перст подходит под него"), а ручки ребенка крестообразно складывали на груди. Младенца редко выносили из дома, но если в этом была необходимость, поверх пеленок его укутывали в сшитое из лоскутков, стеганное на вате или кудели одеяльце, заворачивали в шубу или помещали за пазуху, прикрыв полой полушубка (с одной стороны его поддерживал пояс, с другой - рука матери).
Перепеленывание младенца осуществлялось каждый раз как только возникала необходимость в перемене намоченных и грязных пеленок. После купания, ребенок переодевался во все чистое. Белье в колыбели менялось раз в неделю.
Источник: Русский этнографический музей