Речь пойдет об основных типах двигателей, которые применяют на мотоциклах. Надеюсь, что получится просто и доступно!
• Самый простой одноцилиндровый двигатель. Не самый мощный, к тому же довольно шумный и сильно вибрирующий. Поэтому чаще всего сегодня такие моторы ставят на кроссовые или китайские (бюджетные) мотоциклы.
Как пример серьезного мотоцикла с одноцилиндровым двигателем рассмотрим Suzuki DR Z-400 (на фото ниже).
Это сугубо специализированное транспортное средство, не предназначенное для поездок по дорогам общего пользования. Скорее даже спортивный снаряд. В этом классе не принято даже говорить о комфорте. Главное — высокий спортивный результат. А для него мотоцикл должен быть максимально легким и с компактным мотором — иначе не удастся обеспечить проходимость на бездорожье.
• Дальше поговорим о рядном двухцилиндровом моторе. Это уже вполне универсальный мотор, который можно встретить на многих классах мотоциклов. Вибраций значительно меньше, а мощность больше. Рабочий объем вполне может доходить до внушительных размеров.
Например городской мотоцикл от компании Kawasaki — модель ER 6N (его часто называют "ершом"). На нем стоит практически такой же, как и на фотографии выше, двухцилиндровый мотор.
Кстати, у этого мотоцикла есть "брат-близнец" — более спортивный байк ER 6F, тоже оснащенный таким же двигателем.
• Идем дальше. Количество цилиндров прибавляется и здесь их уже три. Обратите внимание, как и в предыдущем случае, они расположены в один ряд. Поэтому такие моторы называют "рядными".
Сейчас они все больше и больше набирают популярность, в первую очередь, благодаря возможности получить больший объем сохранив компактные размеры.
Удачно такие моторы прижились на Ямаховских городских моделях со спортивными задатками. На фото ниже Yamaha FZ-09 Ее трехцилиндровый 850-кубовый мотор выдает уже более 100 л.с. Если упаковать этот мотоцикл в пластиковые обтекатели и получится довольно приличный спортбайк.
- Но чаще всего используют все же четырехцилиндровые моторы. Здесь вибрации стремятся к минимуму, и мощность может вплотную подобратся к отметке 200 л.с.
На фото ниже легендарная Yamaha R1— мощный и быстрый мотоцикл класса "суперспорт". Четыре цилиндра, литр, 180 "лошадей".
- Мотоцикл с пятицилиндровым двигателем встретить шансов крайне мало, поэтому перейдем к рядной "шестерке". Шесть цилиндров в ряд расположенных поперек мотоцикла — это впечатляет! Характеристики такого мотора уже вполне автомобильные: объем 1.6 и мощность более 160 сил.
Такой агрегат может быть установлен только на какой-нибудь огромный мотоцикл. Например, на BMW K 1600 GT
— большой туристический мотоцикл, предназначенный для дальних поездок по хорошим дорогам. Здесь использование сложной шестицилиндровый схемы было вызвано желанием получить огромный крутящий момент при очень низких шумах и вибрациях. Получилось. Рядные "шестерки" — самые сбалансированные двигатели.
- Дальше вширь идти уже некуда, поэтому от "рядных" схем построения двигателя перейдем к более редким решениям. На картинке оппозитный двигатель от компании BMW.
Именно такими моторами баварцы и прославились. Цилиндры расположены здесь параллельно и торчат в обе стороны мотоцикла. Поршни в них ходят в разные стороны.
Главное преимущество такой схемы это снижение центра тяжести мотоцикла тем самым повышая его устойчивость на дороге. У BMW первые мотоциклы с такими моторами появились еще до войны.
Пожалуй, самый знаменитый мотоцикл с таким мотором, это "гусь" — большой туристический эндуро BMW R 1200 GS.
Кстати, по такой же схеме построен мотор и нашего отечественного "Урала".
И это не удивительно — за его основу когда-то был взят старый, еще довоенный BMW.
- Добрались и до первой экзотики.
Если взять оппозит от BMW и "наклонить" его цилиндры немного вверх, то получится V-образный двухцилиндровый мотор расположеный поперек.
Cегодня такие двигатели использует в угоду традиций и стиля только итальянская компания Moto Guzzi.
Плюсов у такой конструкции мало, единственное преимущество перед оппозитником — за счет повернутых вверх цилиндров он получается немного уже. А небольшая ширина — довольно важное качество для мотоцикла.
- А теперь представьте: берем поперечный двигатель от Moto Guzzi и поворачиваем его вдоль мотоцикла, потом сводим цилиндры поближе, уменьшая угол между ними и… Получаем классический V-Twin
Двухцилиндровыми V-образными двигателями такого типа оснащаются практически все модели "чопперообразных" мотоциклов.
На фото Harley-Davidson Fat Boy. Его мотор при рабочем объеме 1,6 л. выдает всего 80-85 лошадиных сил. Немного, зато крутящий момент получается как у паровоза. Поэтому любители старой школы и не хотят отказываться от этой схемы.
- И снова включим вооброжение: берем V-Twin, немного разводим его цилиндры в стороны и слегка наклоняем вперед. Получаем так называемый L-образный мотор — главная черта итальянских мотоциклов Ducati.
Мотор, который изображен на фото, устанавливается на супербайк Ducati. Это уже высокотехнологичнвй агрегат! При рабочем объеме — 898 куб. см. его мощность переваливает за 150 л.с.
На фотО Ducati с аналогичным двигателем:
- He пересытились экзотикой? И правда, чего только не придумают инженеры, например, они могут взять типичный V-образный мотор, точнее — два мотора, и поставить их рядом, объединив в один.
Пугающе выглядит?А едет еще страшнее! Это четырехцилиндровый V-образный двигатель Yamaha V-Max(на фото ниже). Объем — 1 700 "кубиков" и мощность — 200 лошадей.
- Напоследок, приведу редкую схему построения двигателя, которую сегодня использует только один производитель. Это оппозитная"шестерка", цилиндры которой лежат горизонтально — три вправо и три влево. До такого додумались инженеры компании Honda.
Такой мотор ставится на их знаменитый круизе Honda Gold Wing.
Огромный крутящий момент и довольно скромная для такого объема (1800 куб. см.) мощность — 120 л.с. Зато двигатель получился практически плоским и центр тяжести мотоцикла очень низким. За счет этого "Голда" приобрела просто феноменальную устойчивость.
На этом считаю можно закончить экскурс в мир мото-двигателей. Всем спасибо за внимание и прошу подписку на канал, здесь много интересного.