Пролог
Бывали и такие истории. В начале своей карьеры автора на сайте я хотела рассказывать про места в Москве. Мол, Москва крутая, тут не только Кремль, Большой театр и клубы. Пыталась найти интересные истории, выискивала какие-то факты. Конечно, для такого нужно бегать по местам и общаться с людьми, а не искать в интернете.
Вступление
Когда мы говорим о театральном искусстве в России, в частности, в Москве, мы сразу вспоминаем Большой и Малый театры, МХАТ, театр Моссовета… Но в столице гораздо больше интересных мест, где можно посмотреть постановки в неклассическом прочтении. Например, таким культурным заведением является Театр Луны на Малой Ордынке.
Луна, Луна…
Однажды в далеком 1990 году уже известный в то время актер кино и театра Сергей Проханов решил создать коммерческую студию при Союзконцерте, недалеко от театра Моссовета. В этой студии любили фантазировать и выходить за рамки обыденного, поэтому после реставрации помещения она превращается в полноценный театр и открывается пьесой «Византия» по мотивам произведения Н. Гумилева «Отравленная туника» в 1993 году. Работа пошла успешно, и уже в следующем году «Луна» становится государственным заведением. И так она жила целых девять лет, а в 2004 году переезжает в центр Москвы, где находится и сейчас.
Художественным руководителем по-прежнему остается основатель Театра Луны Сергей Проханов. По его инициативе в 2004 году открывается «Маленькая Луна» — детский театральный центр. Его выпускники успешно осваиваются и на большой сцене основного театра, и улетают из родного гнездышка в другие места. Изначально для своих постановок Проханов приглашал ребят из «Непосед», но вскоре понял — у него хватит сил и ресурсов учить и воспитывать юные дарования самостоятельно. В первую очередь, задача детской студии — это развить в молодежи высокий культурный уровень и умение вежливой и тактичной коммуникации; научить их выражать свое мнение корректно и формировать свою гражданскую позицию самостоятельно; раскрывать свой творческий потенциал и собственное мышление. В общем, «Маленькая Луна» делает все то, что должна делать обычная школа, но с чем та давно не справляется. Кстати, у дочки «Луны» свой отдельный репертуар: здесь идут «Алые паруса», «Фанта-Инфанта», «Оскар и Розовая дама» и «Наш 9 «б».
Само название театра в честь ночного светила уже отличает его от большинства привычных нам. В Луне очень много романтики и поэзии. Она светит всегда по-разному — так и зрители воспринимают спектакли, каждый по-своему, похоже, но все рано отлично друг от друга. Но еще Луна ассоциируется с одиночеством, чем-то фантастическим и манящим. Это сразу же создает особую атмосферу внутри. Нет места пафосу и высокопарности. Ты приходишь не в элитное место, созданное аристократией для аристократии, а в камерное пространство, где тебе предлагают погрузиться в мечты и фантазии, мистику и фантастику.
Здание театра также сильно отличается от «классических» и по внешнему виду. Здесь нет помпезных колонн из белого мрамора или длинных лестниц. Скорее, он напоминает современную библиотеку: архитектура в стиле модерн выглядит на фоне остальных свежо и ярко.
Внутри все достаточно скромно: вместо бархатных кресел обычные удобные сидения, а огромные люстры заменяет своего рода длинный плафон, своеобразно имитирующий звездное небо. Зал небольшой, и такого освещения вполне достаточно. Благодаря плоскому плафону с балконов т бельэтажа сцена видна отлично – ее ничто не заслоняет. Интерьеры в театре в какой-то мере минималистичные: здесь нет золотых декораций, большого количества ламп и темных красных ковров. Благодаря этому в залах очень чисто, банально потому что такие помещения проще убирать. Аллергикам на пыль сюда смело можно приходить! Отсутствие большого количества мягкой обивки помогает в проведении влажной чистки. Сцена в зале невелика — соответствует размерам театра. Она невысокая, поэтому можно спокойно брать билеты на передние ряды и смотреть с комфортом, а не задирать голову весь спектакль.
Театр Луны считается экспериментальным неспроста: здесь любят находить интересные решения. Например, в рамках одного представления могут звучать песни на разных языках или музыка из известных современных сериалов. Освещение сцены не только желтое, белое и голубое, но вообще любого цвета — розового, зеленого, фиолетового, оранжевого или микс-градиент. Позади главных героев могут находиться непонятные персонажи, которых нет в оригинальных произведениях, но которые создают особую атмосферу. Так зрители могут сами решить, кто или что это: ангел-хранитель, рок, судьба, проклятие или..?
У театра очень разнообразный репертуар. Много оригинальных постановок, да и классические пересматриваются и обретают новые черты. «Солнышко мое», «Старый новый Фауст», «Королева», «Дориан Грей» — самые разные фломастеры на любой вкус. Известных актеров тоже достаточно: на сцене «Луны» выступают и сам Проханов, получивший звание народного артиста России, и Елена Захарова с Артуром Сопельником, большинству знакомые по некогда популярному сериалу «Кадетство», и многие другие. Раньше в спектаклях принимали участие певица Анастасия Стоцкая и певец Дмитрий Бикбаев. На сайте представлено немало молодых и незаезженных, разнообразных лиц. «Луна» доступна всем.
Привет лунатикам!
У театра много постоянных зрителей. До широкомасштабного распространения социальных сетей в рунете у него был даже собственный официальный фан-клуб «Лунатики» — так называли себя его поклонники. К сожалению, со временем страница перестала функционировать, и последние записи там от 2012 года. Но очень приятно находить такие уже «исторические» форумы и посмотреть, как раньше общалась театральная тусовка, которая была в разы меньше, чем сейчас.
На сторонних ресурсах, собирающих мнения, о «Луне» много хороших отзывов. Даже те, кому не понравились постановки, отмечали многие достоинства театра: особую атмосферу, разнообразную музыку, нестандартный репертуар. Такие зрители так и признают: «Это просто не наш формат, это просто на любителя». Многие возвращаются: что-то все-таки оставляет впечатление, которое хочется осознать в следующие приходы. Камерный театр радует гостей уютом, декорациями и качественной работой актеров и операторов, к которым претензий практически ни у кого не возникает. Это — плата за старание не только выделиться среди прочих, но и попытка воздействовать на аудиторию как-то иначе. Восприятие зрителя не притупляется, и он полагается на свои ощущения не только фрагментарно во время спектакля, но на всем его протяжении.
Конечно, есть и плохие рецензии — всем не угодишь. Закоренелым любителям классики сложно отойти от оригинальных сюжетов и постановочных решений, поэтому они сразу воспринимают новизну в штыки. Каждому свое, и хорошо, что в Москве можно найти спектакли по своим вкусам, предпочтениям и настроению. Но также нельзя забывать, что и сам театр, возможно, где-то перегибает палку и безосновательно креативит слишком много. Но на то это и эксперименты — всегда нужно оценивать свой результат, а всего не предвидишь и не предугадаешь. Для кого-то шутка окажется смешной и остроумной, для кого-то – пошлой и заезжанной, а может, даже недопустимой.
Но Театр Луны светит всем: большим и маленьким, консерваторам и новаторам, старым и молодым, трендам и ретро. Светит и днем, и ночью. Светит круглый год, даже в летний перерыв. И пускай что-то может не получатся, кому-то могут не понравится постановки и интерьер, «Луна» освещена серебристыми лучами на пестром небосводе московской карты.