Найти тему
Feel The Flow

«Меньше песен, больше взрывов». Как создавалась диснеевская «Атлантида»

Оглавление

В прошлом году мультипликационному фильму «Атлантида: Затерянный мир» исполнилось 20 лет. Даже спустя столь продолжительное время этот анимационный блокбастер выбивается из привычного сказочного стиля мультфильмов студии Уолта Диснея. Мы решили узнать, как он создавался, а также поразмышлять о том, может ли «Дисней» повторить подобный эксперимент в обозримом будущем.

Кадр из фильма «Атлантида: Затерянный мир» | Walt Disney Pictures / Walt Disney Feature Animation / Buena Vista Pictures
Кадр из фильма «Атлантида: Затерянный мир» | Walt Disney Pictures / Walt Disney Feature Animation / Buena Vista Pictures

Большая часть данной статьи опирается на документальный фильм «Making of Atlantis: The Lost World».

Идея

В 1996 году, сразу после выхода на экраны мультфильма «Горбун из Нотр Дама», продюсер Дон Хан собрал в мексиканском ресторанчике в калифорнийском Бербанке режиссёров Гэри Труздейла, Кирка Уайза и сценариста Тэба Мёрфи, чтобы обсудить с ними дальнейшие проекты, над которыми они могли бы поработать. Поскольку стояла необходимость решить вопрос как можно быстрее и сохранить команду, работавшую над «Горбуном», диснеевский квартет приступил к мозговому штурму прямо на месте, поедая с огромной тарелки начос и чимичанги. Обсуждая популярные фильмы, вроде «Звёздных Войн» и «Индианы Джонса», коллеги начали рассматривать идею адаптации «Путешествия к центру Земли» Жюля Верна, а позже задались вопросом: «Почему бы нам не сделать анимационный фильм, который будет похож на самое настоящее кино?». Именно с этого момента у будущего проекта начали расти ноги реализма.

Кадр из фильма «Атлантида: Затерянный мир» | Walt Disney Pictures / Walt Disney Feature Animation / Buena Vista Pictures
Кадр из фильма «Атлантида: Затерянный мир» | Walt Disney Pictures / Walt Disney Feature Animation / Buena Vista Pictures

Всё об «Атлантиде» было масштабным, начиная со сценария Т.Мёрфи, в котором рассказывалось об эксцентричном благодетеле мистере Уидморе (Джон Махони), который поручает занудному картографу Майло Тэтчу (Майкл Дж.Фокс) и банде морально туманных наёмников во главе с лейтенантом Рурком (Джеймс Гарнер) отыскать затерянный город, населённый технологически продвинутыми туземцами. — выдержка из статьи издания Collider.

Создатели «Атлантиды» вдохновлялись классическими приключенческими лентами 50-х и 60-х. Они понимали, что в анимации ещё не было ничего подобного. При разработке сюжета, в котором исследовательская группа отправляется вглубь земли в поисках древнего города, Атлантида довольно быстро стала приоритетным направлением, ведь она привлекала своими нераскрытыми тайнами, и это давало большой простор для реализации самых необычных идей.

Режиссёры сразу пришли к мысли уйти как можно дальше от диснеевского шаблона. Во время производства команда аниматоров носила футболки с логотипом проекта и слоганом «Меньше песен, больше взрывов».

Кадр из фильма «Атлантида: Затерянный мир» | Walt Disney Pictures / Walt Disney Feature Animation / Buena Vista Pictures
Кадр из фильма «Атлантида: Затерянный мир» | Walt Disney Pictures / Walt Disney Feature Animation / Buena Vista Pictures

Производство

Идея анимационного эксперимента распространялась не только на сюжетную часть, но и на визуальную. Это побудило команду фильма к поиску новых творческих решений за рамками студии. Так они обратили свой взгляд на современные комиксы. Особенное внимание привлёк «Хэллбой». Майк Миньола, создатель комикса, был приглашён на встречу в студию:

Не могу свыкнуться с тем фактом, что эти ребята знали обо мне. И когда я пришёл в студию, там были установлены большие борды со страницами разных комиксов, над которыми я работал, а на них была куча заметок с пояснением того, как рисовать в моём стиле.

С Майком проводилось множество продуктивных встреч, а некоторые из предложенных им идей нашли свою реализацию в финальной версии картины.

Чтобы придать «Атлантиде» больше реализма, в команду фрилансеров помимо Майка Миньолы были приглашены специалисты, работавшие в сфере фантастических блокбастеров. Мэтт Кодд принимал участие в работе над «Людьми в Чёрном» и «Парком Юрского Периода»; концепт-дизайнер Джим Мартин работал над фантастическими картинами и сериалами разных масштабов, а художник кино и комиксов Рикардо Дельгадо помогал аниматорам в создании окружения «Атлантиды».

Disney ранее уже использовали в своих фильмах компьютерную графику. Но если до этого вмешательство графики было минимальным, то с данной лентой её масштабы кардинально возросли. Использование CGI было идеальным решением: при создании динамичных сцен от руки художникам приходилось сталкиваться с ограничениями, влияющими на финальный результат. Компьютерные эффекты расширили границы возможного и позволили показать намного больше без визуальных потерь, а ещё это менее затратно, чем рисовка.

«Левиафан», созданный при помощи компьютерной графики | Walt Disney Pictures / Walt Disney Feature Animation / Buena Vista Pictures
«Левиафан», созданный при помощи компьютерной графики | Walt Disney Pictures / Walt Disney Feature Animation / Buena Vista Pictures

Затерянный мир

В целях создать правдоподобный, насколько это возможно, сеттинг, команда «Атлантиды» с головой погрузилась в разработку её легенды, стоявшей на трёх «китах»:

  • Язык

Прежде всего, жителям мифического города был необходим свой язык, на котором можно говорить и писать. К счастью, студии удалось привлечь к работе Марка Окранда, легендарного лингвиста, имя которого знакомо многим фанатам «Звёздного Пути». Именно он является автором функционального клингонского языка, использование которого вышло далеко за рамки популярного сериала. По задумке, язык Атлантиды является первым языком в истории, от которого начали формироваться все остальные (в ход идёт сравнение с мифом о Вавилонской башне). Окранд взял за основу индоевропейские языки, смешав их с языками индейцев и шумеров. Он также использует древнекитайский, библейский иврит, латинский и греческий языки, множество других древних языков и их реконструкции.

-6

Дизайн алфавита разработан художником Джоном Эмерсоном.

  • Окружение

Создание внешнего вида города и мира за его пределами потребовало от аниматоров выбраться из привычной зоны комфорта. Им предстояло детально исследовать тесные помещения подводной лодки USS Torsk в Балтиморе и танки Первой мировой на Абердинском испытательном полигоне в штате Мэриленд, а после спуститься в Карлсбадские пещеры в национальном парке в горах Гуадалупе на юго-востоке штата Нью-Мексико.

Чтобы придать диснеевской версии Атлантиды больше уникальности, художники решили отстраниться от греко-римских мотивов. Они обратились к культуре юго-востока Азии и цивилизации древних Майя. Как и в случае с языком, архитектура города должна была создать впечатление материнской культуры, сформировавшей остальные.

  • Мифология

Для Труздейла, Уайза и Мёрфи создание мифологии вылилось в продолжительное поиски самых разнообразных источников информации — от литературы до глубин интернета начала нулевых. Они исследовали историю Греции и Рима, истории коренных народов и собирали различные теории, начиная от самых научно-обоснованных и заканчивая самыми сумасшедшими. В какой-то момент команда узнала про Эдгара Кейси — американского мистика, медиума и самопровозглашённого целителя. В своей книге он рассказывает про кристаллы, которые питали энергией Атлантиду и имели ментальную связь с её жителями. Идея показалась довольно интересной для дальнейшей её визуализации.

Кристалл | Marcelo Vignali / Walt Disney Feature Animation
Кристалл | Marcelo Vignali / Walt Disney Feature Animation
Нам надо было создать правдоподобную Атлантиду, так что нам пришлось заняться чтением книг, изучать и впитывать всё, что мы могли по теме затерянного континента. — Дон Хан.

Аналогом карты для лингвиста и картографа Майло Тэтча служил «Дневник Пастыря» — древняя книга-путеводитель, история которой описывается за рамками фильма Джеффом Куртти в книге «Мифический мир Атлантиды, от Платона до Диснея».

Кадр из фильма «Атлантида: Затерянный мир» | Walt Disney Pictures / Walt Disney Feature Animation / Buena Vista Pictures
Кадр из фильма «Атлантида: Затерянный мир» | Walt Disney Pictures / Walt Disney Feature Animation / Buena Vista Pictures

Музыка и звук

Атмосферное кино редко может существовать без атмосферного и запоминающегося саундтрека. Композитор Джеймс Ньютон Ховард понимает это, как никто другой. Работа, проделанная им для «Атлантиды», сегодня по праву может считаться одним из самых уникальных саундтреков к диснеевской анимации. Следуя общей концепции, он разделяет музыкальные стили на две основные фазы: путь к городу и пребывание в нём. Первая фаза представляет из себя по большей части приключенческие мотивы, подобные которым звучат в экшн-фильмах, вторая — этнические:

Я пытаюсь установить разницу между поверхностным миром и миром Атлантов. Есть несколько способов сделать это. Наш способ отсылает нас к гамелану (традиционному индонезийскому оркестру и виду инструментального музицирования — прим.ред.) в отдалённой степени. Он состоит из множества мелодичных перезвонов, колокольчиков и гонгов. Это замечательная богатая традиционная музыка.

Созданием звуков для фильма занимался Гари Ридстром — легендарный саунд-дизайнер и обладатель семи премий «Оскар» за звуковое сопровождение к лентам Джеймса Кэмерона и Стивена Спилберга. Так как «Атлантиде» была нужна большая палитра нестандартных звуков, в ход шли керамика, бокалы для шампанского, звуки грузовика, ирригатор и даже крышка унитаза.

Провал и возрождение

Перед тем как перейти к причинам провала фильма в прокате, мы бы хотели рассказать, почему настолько нестандартный и взрослый проект вообще появился в коллекции сказочной анимации.

Прежде всего, выход «Атлантиды» на экраны произошёл в момент заката так называемого Ренессанса «Диснея» — периода с 1989 по 1999, во время которого студия выпустила ряд коммерчески успешных анимационных фильмов. Согласно ранее упомянутой статье Collider, получить разрешение на такого рода эксперимент было довольно легко. В компании, возглавляемой на тот момент Майклом Айснером, поддерживавшим Труздейла и Уайза, развернулась настоящая борьба за власть, ослабившая пристальное внимание топ-менеджеров студии над проектами в разработке, чем и воспользовались режиссёры. Сложно сказать, смогли бы они получить зелёный свет в иных условиях или нет.

Концепт | Walt Disney Feature Animation
Концепт | Walt Disney Feature Animation

Первой из причин провала фильма в прокате можно назвать период развития компьютерной графики, пришедший на смену традиционной рисовке. «История Игрушек» — первый трёхмерный фильм от студии Pixar, выпущенный «Диснеем» в 1995 году, произвёл революцию и поспособствовал продолжительному переходу анимационного кинематографа в данный формат и ускоренному падению интереса к художественной графике. За несколько месяцев до «Атлантиды» на экраны вышел первый «Шрек», произведя ещё один громкий успех в сторону 3D. У «Затерянного мира» уже не было никаких шансов изменить положение на рынке.

Второй причиной является старательный уход от классической формулы, на которой строились диснеевские фильмы предыдущие десять лет. Это кино, к большому сожалению, не подошло той аудитории, на которую рассчитывала студия.

Кадр из фильма «Атлантида: Затерянный мир» | Walt Disney Pictures / Walt Disney Feature Animation / Buena Vista Pictures
Кадр из фильма «Атлантида: Затерянный мир» | Walt Disney Pictures / Walt Disney Feature Animation / Buena Vista Pictures

Несмотря на провал в прокате, «Атлантида: Затерянный Мир» позже станет настоящим хитом среди тех, кто на ней вырос. Лента обрела и продолжает обретать популярность и культовый статус наряду с «Планетой Сокровищ», которую на большом экране постигла та же участь.

Так может ли «Дисней» решиться на подобный эксперимент в обозримом будущем? И да и нет. Эпоха традиционного стиля для компании закончилась в 2011-м году на «Медвежонке Винни». Это не значит, что возвращения к художественной рисовке не произойдёт. Возможно, через какое-то время студии захочется вспомнить былое и она выпустит одну-две картины, но о массовом производстве речи пока не идёт.

Касательно самой «Атлантиды», если говорить о возвращении франшизы, то в формате живого кино это вполне возможно, учитывая нынешнюю любовь Голливуда к ремейкам и сиквелам. А пока «Затерянный мир» по прежнему затерян в пучине океана трёхмерных мультфильмов.

-13