О мопеде я мечтал еще в советском детстве. Тогда все подростки мечтали о двух-тактовом мопеде "Дельта" Рижского завода или "Карпаты" Львовского завода. Мечте не удалось сбыться, так как родители были категорически против такой рисковой для жизни техники.
Годы шли. Я водил машину, а о детской мечте совсем забыл, пока не побывал на отдыхе в Таиланде и Вьетнаме, где ездят на мото практически все - от детей до пенсионеров, и также туристы. Поддавшись общей моде, я брал в долгосрочную аренду Ямаху или Хонду и колесил на ней в магазин, на пляж, по горам, джунглям и всем окрестностям, испытывая невероятный восторг и чувство свободы, даже в общем потоке таких же как я мотоциклистов.
В России из-за длинной зимы и холодного климата, и имея комфортную машину, я не задумывался о покупке мото, но переехав в Анталию в марте прошлого года, давняя мечта моя проснулась.
Краткий ликбез (одинаково для России и Турции):
Мопед или мокик - мотосредство с объемом двигателя 50 куб.см. Нужны права категории Б или М. Механическая или полуавтоматическая коробка передач (механика или полуавтомат).
Мотоцикл - мотосредство с объемом двигателя свыше 50 куб.см. Нужны права категории А. Механика или полуавтомат.
Мопед и легкий мотоцикл визуально внешне могут не отличаться, но объем двигателя будет отличаться.
Скутер - мотороллер, с разным объемом двигателя. Автоматическая коробка передач (автомат). Если двигатель менее 50 кубов, то нужны права Б или М, а если больше 50 куб.см, то нужны права категории А.
Различия между РФ и Турцией.
В России мопеды/скутеры до 50 куб.см не ставятся на учет и рег.номера не нужны.
В Турции вся мототехника ставится на учет и дают рег.номера.
У меня права категории Б, а учиться на категорию А сильно мне лень.
В Турции я могу официально ездить только мопеде или скутере до 50 кубов. Но есть лазейка, как имея по документам 50 кубов, получить двигатель 80 кубов, который уже дает хорошую тягу в гору. Технически сделать апгрейд двигателя до 80 кубов можно как у мопеда так и у скутера, без особых заморочек.
Я выбирал между мопедом полу-автоматом и скутером полным автоматом. Цена была примерно одинаковая, но мой выбор пал на мопед-полуавтомат, из-за того, при ножном переключении передач в горах при подъемах можно регулировать тягу двигателя по своему усмотрению. Говорят, автомат тоже неплохо тянет в горах, но мне полуавтомат как то уже более привычен.
Я выбрал следующую мототехнику: Турецкий бренд Yuki, модель Gusto, полуавтомат, с 50 кубовым двигателем 139FMB. Четыре такта. Классический карбюратор, а не инжектор (хотя у инжектора есть свои плюсы). Техника собирается из китайских комплектующих на турецком сборочном заводе в Стамбуле. Это клон легендарного мопеда/мотоцикла Honda Super Cub. В Турции мото до 50 кубов не нуждаются в страховке и тех.осмотре, что радует.
Я отправился на главную мотоциклетную улицу Анталии в центре города за ТЦ Марк Анталия, на которой сосредоточено очень много мото-магазинов. Моя модель была в двух магазинах. В одном из магазинов продавец сразу предложил мне в его цене сделать бесплатный апгрейд двигателя с 50 до 80 кубов. Оплатив полную цену в турецких лирах, примерно 1200 долларов по курсу, мне дали документы на мопед и договор купли-продажи. У нотариуса я сделал перевод загран.паспорта, предоставил турецкий ВНЖ, и он зарегистрировал мопед в базе, выдал сразу ПТС с рег.номером и направил на получение рег. номера. Я съездил в Палату Водителей рядом с городским автовокзалом, и в течение получаса мне на станке изготовили и выдали номер. Иностранцам выдают номера специальной серии с буквами MA или MB. Если на машине или мото стоят такие номера, то за рулем иностранец. По местному закону: Водить такие средства могут сами владельцы-иностранцы и их ближайшие родственники.
Затраты на нотариуса: около 50 долларов.
Затраты на изготовление и получение рег. номера: 5 долларов.
Пока я ездил оформлять документы, мне позвонил продавец и сообщил что апгрейд движка до 80 кубов сделан и я могу забрать свой уже мотоцикл, а не мопед. Апргейд делается следующим образом: снимают головку цилиндра, сам цилиндр с поршнем, и ставят головку большего размера, цилиндр и поршень большего объема. Операция занимает около часа. Технически апгрейд такого двигателя можно сделать максимально до 110 кубов, но в этом случае нужно уже разбирать двигатель и менять коленчатый вал, а это уже сложно.
На следующий день я поехал в магазин и забрал свой мотоцикл (свыше 50 кубов уже считается мотоциклом, хотя по документам проходит как мопед 50 кубов). Купил шлем и антиугонное устройство, блокирующее колесо. Осталось купить чехол и шлем для второго пассажира.
Возможно куплю еще средства для защиты тела, если нужно ехать на дальние расстояния.
Теперь я на коне и могу ездить так высоко в горы как захочу.
Расход бензина: 2 литра на 100, что я считаю вообще бесплатно.
Вот так сбылась моя давняя детская мечта спустя десятилетия.
Мечты сбываются.
Тургут
Подписывайтесь на мой телеграм канал: t.me/tourgut1
Как купить мопед, мотоцикл или скутер в Турции, имея категорию прав "Б"? Увеличение объема двигателя. Мой опыт.
19 апреля 202219 апр 2022
395
4 мин
10