Найти в Дзене
Сергей Мороз

Мицубиси Ki-46 – серийный выпуск, модификации, боевое применение

Япония, серийный выпуск – 1941…1945 гг. С.Г. Мороз Справочник Поставки и строевая эксплуатация самолета Мицубиси Ki-46 начались летом 1941 г. в оккупированной японскими войсками Маньчжурии у границ с СССР. А начиная со вторжения в Индокитай во второй половине они стали главным источником информации при планировании всех крупных операций на всех театрах военных действий – как континентальных, так и на островах. В этом самолет показывал достаточно высокую эффективность, но лишь до тех пор, пока противники Японии не организовали многочисленную и хорошо оснащенную противовоздушную оборону своих важнейших объектов. Фото: https://ww2aircraft.net/forum/threads/fao-shinpachi-mitsubishi-ki-46-iii.26161/page-2 Ход войны заставил командование ВВС Императорской Армии переключить значительную часть самолетов Ki-46 на решение задач ПВО территории Японии, Кореи и Маньчжурии. Но, несмотря на вполне подходящие для перехватчика летные данные (прежде всего, скорость, дальность продолжительность полета),
Оглавление

Япония, серийный выпуск – 1941…1945 гг.

С.Г. Мороз

Справочник

Поставки и строевая эксплуатация самолета Мицубиси Ki-46 начались летом 1941 г. в оккупированной японскими войсками Маньчжурии у границ с СССР. А начиная со вторжения в Индокитай во второй половине они стали главным источником информации при планировании всех крупных операций на всех театрах военных действий – как континентальных, так и на островах. В этом самолет показывал достаточно высокую эффективность, но лишь до тех пор, пока противники Японии не организовали многочисленную и хорошо оснащенную противовоздушную оборону своих важнейших объектов.

Ki-46-II штабной разведывательный самолет, армейский тип 100 ВВС Армии Японии на аэродроме Лакунаи возле г. Рабаул – Новая Британия. По сведениям в источнике на снимке запечатлен полет экипажа авиации ВМС Японии на армейском самолете
Ki-46-II штабной разведывательный самолет, армейский тип 100 ВВС Армии Японии на аэродроме Лакунаи возле г. Рабаул – Новая Британия. По сведениям в источнике на снимке запечатлен полет экипажа авиации ВМС Японии на армейском самолете

Фото: https://ww2aircraft.net/forum/threads/fao-shinpachi-mitsubishi-ki-46-iii.26161/page-2

Ход войны заставил командование ВВС Императорской Армии переключить значительную часть самолетов Ki-46 на решение задач ПВО территории Японии, Кореи и Маньчжурии. Но, несмотря на вполне подходящие для перехватчика летные данные (прежде всего, скорость, дальность продолжительность полета), особых успехов здесь достигнуто не было. В то же время снизилась эффективность и действий самолетов этого типа как разведчиков.

Хотя самолет был сравнительно прост в пилотировании и не имел (за исключением модификации Ki-46-III с передним баком на взлете) опасных особенностей в этом, но достижение на нем максимальных показателей летных данных (прежде всего, сочетания дальности, скорости и высотности) требовало высокой квалификации летчика и штурмана. А качество подготовки курсантов авиашкол уже в 1943 г. начало ухудшаться и к 1944 г. стало для грамотного использования такого самолета недостаточным.

Но главным фактором, не позволившим даже таким самолетам, как Мицубиси Ki-46, решить исход войны на Азиатско-Тихоокеанском театре, стало многократное превосходство сил ее противников, главными из которых были Соединенные Штаты Америки, Великобритания и Советский Союз. Их совокупная экономическая и военная мощь настолько превышала возможности Японской Империи, что само начало войны с ее стороны было чистой авантюрой, с самого начала обреченной на провал.

Первая часть: Дальний разведчик и перехватчик ПВО Мицубиси Ki-46 – проект и испытания

Серийный самолет Ki‑46‑II

Ki‑46‑II штабной разведывательный самолет, армейский тип 100 серийный, скоростной и высотный дальний разведчик.

По отношению к конструкции и комплектации Ki‑46‑I установочной серии в окончательном виде при запуске в производство КД этой первой крупносерийной и самой массовой модификации самолета введены дальнейшие доработки по результатам испытаний и в связи с внедрением в серийное производство новых усовершенствованных комплектующих изделий:

- установлены новые моторы Мицубиси Ha‑102 с двухскоростным двухступенчатым ПЦН (взлетная мощность по 1080 л.с., номинальная 1050-1055 л.с. на высоте 2800 м, 950 л.с. на 5800 м);

- установлены новые воздушные винты с увеличенным на 200 мм диаметром;

- в связи с заменой моторов изменена конструкция и расположение узлов их рам, капотов, систем запуска, управления, топливопитания, смазки, наддува;

- устранен ряд дефектов оборудования;

- улучшена технологичность многих деталей и узлов (при участии служб серийного завода);

- проведены мероприятия по облегчению конструкции.

Производство начато в 1940 г. на заводе «Мицубиси» №5 в г. Нагоя. Головной самолет сдан заказчику в марте 1941 г.

Самолет стратегической разведки ВВС Императорской Армии Японии Мицубиси Ki-46-II в полете
Самолет стратегической разведки ВВС Императорской Армии Японии Мицубиси Ki-46-II в полете

Фото: http://www.ijaafphotos.com/jbwki463.htm

По ходу выпуска в конструкцию самолета вносились различные изменения, в т.ч. рамочная антенна РПК перенесена под остекление кабины штурмана.

Поставки в строевые части начаты в июле 1941 г.

Производство самолета продолжалось и после запуска в серию модификации Ki‑46‑III, и было прекращено в декабре 1944 г. из-за разрушения завода «Мицубиси» № 5 в г. Нагоя сначала землетрясением, а затем налетом тяжелых бомбардировщиков В‑29 из 20-й ВА США.

Всего было построено 1093 самолета Ki-46-II.

Трофейный Ki-46-II – отремонтированный американцами и подготовленный к летным испытаниям
Трофейный Ki-46-II – отремонтированный американцами и подготовленный к летным испытаниям

Фото: http://www.ijaafphotos.com/jbwki463.htm

Ki‑46‑II‑KAI учебно-тренировочный самолет тип 100 строевой, самолет для обучения полетам по радиомаякам. Было переоборудовано несколько строевых самолетов, на которых:

- снято разведывательное оборудование;

- за основной кабиной пилота установлена еще одна кабина для обучаемого, в которой были смонтированы пульты управления и индикаторы радионавигационного оборудования.

Самолеты были переданы в Школу армейской авиации Симосицу (Shimoshizu Rikugun Hikogakuko).

Самолет Ki-46-II KAI, переоборудованный для обучения полетам по радиомаякам
Самолет Ki-46-II KAI, переоборудованный для обучения полетам по радиомаякам

Фото: http://www.ijaafphotos.com/jbwki462.htm

Виды сбоку общие и местные виды на агрегаты самолета Мицубиси Ki-46 модификаций II, III и III KAI (по версии автора чертежа – III OTSU / HEI)
Виды сбоку общие и местные виды на агрегаты самолета Мицубиси Ki-46 модификаций II, III и III KAI (по версии автора чертежа – III OTSU / HEI)

Источник: чертеж выполнил M. Lebl // http://www.greenmats.club/forums/topic/4392-mitsubishi-ki-46-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C/

Виды сверху, снизу, спереди, сзади общие и местные виды на агрегаты, а также сечения агрегатов самолета Мицубиси Ki-46-II, (штабной разведывательный / ударный самолет, армейский тип 100)
Виды сверху, снизу, спереди, сзади общие и местные виды на агрегаты, а также сечения агрегатов самолета Мицубиси Ki-46-II, (штабной разведывательный / ударный самолет, армейский тип 100)

Источник: чертеж выполнил M. Lebl // http://www.greenmats.club/forums/topic/4392-mitsubishi-ki-46-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C/

Виды сверху, снизу, спереди, сзади общие и местные виды на агрегаты, а также сечения агрегатов самолета Мицубиси Ki-46-III, (штабной разведывательный / ударный самолет, армейский тип 100)
Виды сверху, снизу, спереди, сзади общие и местные виды на агрегаты, а также сечения агрегатов самолета Мицубиси Ki-46-III, (штабной разведывательный / ударный самолет, армейский тип 100)

Источник: чертеж выполнил M. Lebl // http://www.greenmats.club/forums/topic/4392-mitsubishi-ki-46-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C/

Самолет Ki‑46‑III

Ki‑46‑III штабной разведывательный самолет, армейский тип 100 проект, скоростной и высотный дальний разведчик.

В мае 1942 г. фирма «Мицубиси» получила задание создать модификацию самолета Ki‑46‑II с улучшенными тактико-техническими данными:

- скорость должна быть увеличена до 650 км/ч для исключения перехвата существующими истребителями противника и теми, что разрабатываются;

- продолжительность полета увеличена на 1 ч с учетом размеров Тихоокеанского ТВД.

Проектирование модификации в ОКБ отделения самолетов армейской авиации фирмы «Мицубиси» в г. Кагамигахара начато в июле 1942 г. Основные отличия от самолета Ki‑46‑II:

- установлены двигатели Мицубиси Ha‑112‑2 мощностью по 1500 л.с. на взлете, 1250 л.с. на 5800 м с непосредственным впрыском топлива и трехлопастными воздушными винтами постоянных оборотов;

- мотогондолы незначительно увеличены;

- чтобы добиться увеличения продолжительности полета при возросшем расходе топлива, перед кабиной летчика установлен дополнительный бак (общая емкость основной топливной системы выросла с 1675 до 1895 л, центровка на взлете сместилась вперед);

- в фюзеляже установлен дополнительный сбрасываемый топливный бак емкостью 460 л;

- сделана полностью новая сигарообразная НЧФ без выступающей кабины летчика, все агрегаты остекления кабины летчика были также новыми, а открывающаяся часть сдвигалась назад, а не откидывалась вправо;

- во 2-й неподвижной секции остекления кабины летчика сделана поднимающаяся панель для доступа к горловине носового бака;

- для доступа к сливному крану носового бака в НЧФ остался нижний люк, он остался остекленный и по конструкции был таким же, как на Ki-46-II;

- вход в кабину летчика выполнялся через сдвижную назад секцию остекления;

- крепления носового АФА и его командного прибора, а также проводка управления сняты;

- шасси усилены с расчетом на больший вес;

- снята установка подвижного пулемета (она демонтировалась в полевых условиях и с самолетов ранних вариантов).

Выполнение конструкторской и технологической документации проекта завершено в конце 1942 г.

Компоновочная схема самолета Мицубиси Ki-46-III, штабной разведывательный самолет, армейский тип 100. Источник: http://aviadejavu.ru/Images6/AN/AN80-11/16-1.jpg
Компоновочная схема самолета Мицубиси Ki-46-III, штабной разведывательный самолет, армейский тип 100. Источник: http://aviadejavu.ru/Images6/AN/AN80-11/16-1.jpg

Ki‑46‑III штабной разведывательный самолет, армейский тип 100 1-й опытный, скоростной и высотный дальний разведчик. Построен заводом «Мицубиси» №5 в г. Нагоя в декабре 1942 г. и в том же месяце совершил первый полет.

Использовался для совместных заводских и официальных испытаний вместе с первой машиной.

Со сместившейся вперед центровкой на взлете противокапотажный угол уменьшился, что требовало повышенного внимания летчика. На остальных режимах значительных изменений в технике пилотирования не выявлено.

С увеличенным объемом кабина стала комфортнее, однако обзор для летчика несколько ухудшился (из-за новой ее компоновки, несмотря на большую площадь остекления).

В то же время испытания показали существенный рост высотно-скоростных данных: максимальная скорость увеличилась с 604 до 630 км/ч на границе высотности 6000 м (была 5800 м). Это было больше, чем у нового стратегического разведчика Tachikawa Ki-70, из-за чего от запуска в серию этого самолета, который должен был сменить Ki-46, отказались.

Прошел испытания с положительной оценкой, но самолет был запущен в серийное производство еще до начала испытаний.

Ki‑46‑III штабной разведывательный самолет, армейский тип 100 2-й опытный, скоростной и высотный дальний разведчик. Построен заводом «Мицубиси» №5 в г. Нагоя в декабре 1942 г.

Использовался для совместных заводских и официальных испытаний вместе с первой машиной.

Дальний разведчик Мицубиси Ki-46-III – предположительно, один из опытных самолетов
Дальний разведчик Мицубиси Ki-46-III – предположительно, один из опытных самолетов

Фото: http://www.ijaafphotos.com/jbwki463.htm

Ki‑46‑III штабной разведывательный самолет, армейский тип 100 серийный, скоростной и высотный дальний разведчик. Головной самолет построен заводом «Мицубиси» № 5 в г. Нагоя в декабре 1942 г. (испытания опытных образцов этой модификации в этом месяце только начались).

В период с апреля 1943 по март 1944 г. производство самолетов Ki-46 достигло пика – было сдано 602 машины всех модификаций.

С весны 1944 г. суточный темп сдачи самолетов еще более увеличился, но в декабре 1944 г. завод был сильно разрушен землетрясением, а затем подвергся налету В‑29 20-й ВА США и производство самолетов Ki‑46‑III было переведен на новый завод в г. Тояма (центр одноименной префектуры, западное побережье о. Хонсю).

Дальний разведчик Мицубиси Ki-46-III штабной разведывательный самолет, армейский тип 100. Наиболее заметное отличие модификации – новый сигарообразный фюзеляж без выступающий надстройки с кабинами экипажа
Дальний разведчик Мицубиси Ki-46-III штабной разведывательный самолет, армейский тип 100. Наиболее заметное отличие модификации – новый сигарообразный фюзеляж без выступающий надстройки с кабинами экипажа

Фото: https://forum.warthunder.com/index.php?/topic/394298-the-mitsubishi-ki-46/

Всего до конца войны построено 609 самолетов Ki‑46‑III всех подвариантов, из них около 100 – на заводе в г. Тояма в 1945 г.

Доработки по ходу выпуска: с конца 1944 г. вместо выхлопных коллекторов устанавливаются индивидуальные выхлопные патрубки (благодаря дополнительной тяге несколько увеличились скорость и дальность).

В эксплуатации был выявлен дефект системы непосредственного впрыска топлива моторов Ha‑112‑2, который постепенно был изжит.

Эксплуатация самолета в строевых частях началась весной 1943 г. и продолжалась до конца войны.

Самолет Ki-46-III был одним из дальних лучших разведчиков II мирровой войны и одним из самых технически совершенных военных самолетов Японии того времени.

Самолеты Ki-46 в разведывательных вариантах эксплуатировались в восьми группах (сентай), 12 отдельных разведывательных эскадрильях (докурицу дай сьюго тютай) и в одном отдельном авиаотряде (докурицу хикотай) ВВС Армии Японии – см. табл.

Ki‑46‑III KAI истребитель ПВО, армейский тип 100 проект и опытный самолет, высотный перехватчик ПВО.

Модификация разрабатывалась Армейским авиационно-техническим исследовательским институтом (Rikugun Kokugijutsu Kenkuyjo), который предлагал создание таких модификаций на базе удачных самолетов других типов вместо разработки и производства новых специальных самолетов-перехватчиков. Предварительные проработки необходимых изменений базовой конструкции Ki-46-III для такой модификации начались в июне 1943 г., но активные работы пошли только с мая 1944 г.

В качестве опытного образца был переоборудован серийный самолет Ki‑46‑III (возможно, взятый на стадии постройки с завода «Мицубиси») силами 1-го Армейского авиационного арсенала в г. Тачикава (Dai-Ichi Rikugun Kokusho). При этом были сделаны следующие доработки:

- демонтировано фотооборудование;

- сделана новая НЧФ без бака в ней, с выступающей кабиной пилота и установкой двух пушек Но‑5 калибра 20 мм (внешне НЧФ напоминала таковую на модификации Ki-46-II, но конструкция ее была другой);

- демонтирован средний фюзеляжный бак и на его месте установлена пушка Но‑203 калибра 37 мм, стреляющая вверх-вперед, с боекомплектом 200 снарядов.

Сборка самолета завершена в октябре 1944 г. и видимо в том же месяце или в начале ноября 1944 г. он был облетан

До конца 1944 г. самолет прошел совместные испытания в предельно сжатые сроки и был принят на вооружение.

Ki-46-III штабной разведывательный самолет, армейский тип 100 серийный, скоростной и высотный дальний разведчик на аэродроме в Китае
Ki-46-III штабной разведывательный самолет, армейский тип 100 серийный, скоростной и высотный дальний разведчик на аэродроме в Китае

Фото: http://www.elfnet.hu/haditechnika/repulok/mitsubishiki46.php

Ki‑46‑III Kai истребитель ПВО, армейский тип 100 серийный или строевой, высотный перехватчик.

Задание на выпуск таких самолетов было дано в мае 1944 г., однако к тому времени запускать в серию новую модификацию самолета возможности не было и было решено переоборудовать строящиеся фирмой «Мицубиси» самолеты Ki-46-IIIb силами 1-го Армейского авиационного арсенала в г. Тачикава (они были взяты на стадии постройки на заводах в Нагое и в Тояме).

Тяжелый перехватчик Ki-46-III Kai из 17-й докурицу дай сьюго тютай (отдельной эскадрильи) в ПВО Японии
Тяжелый перехватчик Ki-46-III Kai из 17-й докурицу дай сьюго тютай (отдельной эскадрильи) в ПВО Японии

Фото: http://www.ijaafphotos.com/jbwki462.htm

По данным Р. Франциллона (Francillon Rene J. Japanese Aircraft of the Pacific War. London, UK, Putnam & Co. Ltd., - 1970) было поставлено значительное число самолетов этого типа, однако это не подтверждается снимками и противоречит более поздним исследованиям (есть фото таких самолетов всего в двух строевых частях). По более новым данным поставлено только около 15 таких самолетов.

Головной самолет сдан в ноябре 1944 г. и в том же месяце начались их поставки в ПВО. Самолеты этого типа эксплуатировались с конца 1944 г. и до конца войны в ПВО Японских о-вов в единственной войсковой части – в 106-м сентай.

Строевая эксплуатация выявила недостатки самолета и его вооружения:

- вести прицельную стрельбу вверх сложно;

- для ведения стрельбы из верхней пушки необходимо пройти вдогон под фюзеляжем бомбардировщика, а самолеты В-17, В-24 и В-29 имели сильное оборонительное вооружение в нижней полусфере тоже, их стрелки находились в более выгодном положении;

- самолет имеет недостаточную скороподъемность на средних и больших высотах (хотя она повысилась по сравнению с обычным Ki-46-III – самолет набирал 8000 м за 19 мин., тем не менее, этого не всегда хватало для того, чтобы догнать В-29);

- бронирование слабое, нет протектирования баков.

Воздушный бой над Японией – 1945 г. Перехватчик Мицубиси Ki-46-III Kai пытается пройти под фюзеляжем В-29 из 29-й бомбардировочной группы 20-й Воздушной армии США, чтобы обстрелять его из пушки Но-203 калибра 37 мм. Фото: https://i.imgur.com/VzTVq5A.jpg
Воздушный бой над Японией – 1945 г. Перехватчик Мицубиси Ki-46-III Kai пытается пройти под фюзеляжем В-29 из 29-й бомбардировочной группы 20-й Воздушной армии США, чтобы обстрелять его из пушки Но-203 калибра 37 мм. Фото: https://i.imgur.com/VzTVq5A.jpg

Ki‑46‑IIIа истребитель ПВО, армейский тип 100 опытный переоборудованный, высотный перехватчик.

Один самолет Ki-46-III KAI был переоборудован установкой для стрельбы вперед и вверх двух пушек Но-5 (200 мм) с боекомплектом по 200 снарядов вместо одной Но-203 (37 мм).

Доработка положительных результатов не дала и в серию не внедрялась.

Ki‑46‑IIIb ударный самолет, армейский тип 100 серийный, тяжелый штурмовик по назначению, но фактически – тяжелый перехватчик ПВО.

Модификация самолета Ki‑46‑III с носовой частью по типу Ki‑46‑III KAI с установкой двух пушек Но‑5 (20 мм). Построено в ходе серийного выпуска самолетов Ki-46-III или переоборудовано таким образом из уже сданных в строевые части машин значительное число самолетов Ki‑46‑III.

По данным Р. Франциллона такие самолеты начали поставляться в части армейских ВВС только с марта 1945 г., но это, по всей видимости, является ошибкой, т.к. в приведенном им же списке частей ПВО они значатся уже с июля 1944 г. и все – в частях ПВО. Как штурмовики самолеты Ki-46-IIIb практически не использовались.

В качестве перехватчиков самолеты Ki-46-IIIb применялись до конца войны как минимум в двух группах (сентай), четырех отдельных эскадрильях (докурицу дай сьюго тютай) и одном отдельном отряде (докурицу хикотай) авиации ПВО ВВС Армии Японии.

Мицубиси Ki-46-IIIb ударный самолет, армейский тип 100 – он проектировался как штурмовик, но использовался в качестве перехватчика ПВО
Мицубиси Ki-46-IIIb ударный самолет, армейский тип 100 – он проектировался как штурмовик, но использовался в качестве перехватчика ПВО

Фото: http://www.elfnet.hu/haditechnika/repulok/mitsubishiki46.php

Подготовка к отстрелу вооружения на тяжелом перехватчике Ki-46-IIIb в отдельной эскадрилье ПВО Японии
Подготовка к отстрелу вооружения на тяжелом перехватчике Ki-46-IIIb в отдельной эскадрилье ПВО Японии

Фото: https://www.flickr.com/photos/133697406@N05/albums/with/72157653893254919

Ki‑46‑IIIc ударный самолет, армейский тип 100 проект, тяжелый штурмовик.

Модификация самолета Ki 46 IIIb с тем же вооружением, но предназначенная для действий по наземным целям и имевшая отличия по оборудованию.

Ни один такой самолет построен не был.

Опытный самолет Ki-46-IV

Ki‑46‑IVa штабной разведывательный самолет, армейский тип 100, 1-й опытный, скоростной и высотный дальний разведчик.

Дальнейшее развитие разведывательного варианта самолета Ki-46-III с отличиями:

- установлены двигатели Мицубиси Ha-112-II-Ru с турбокомпрессором Ru 102, промежуточным воздухо-воздушным радиатором и впрыском водоспиртовой смеси (взлетная мощность 1500 л.с., 1250 л.с. на 7400 м, 1100 л.с. на 10200 м);

- установлены новые воздушные винты диаметром 2,750 м (вероятно, высотные или скоростные, но возможно, просто старые под большие обороты мотора – такой диаметр был на первых опытных самолетах и Ki-46-I);

- запас топлива увеличен до 1977 л;

- изменена конструкция МГ в части установки в их хвостовых частях ТК;

- изменена система управления ВМГ.

Самолет имел фюзеляж по типу Ki-46-III с выступающим над обводами носовой части фонарем кабины летчика.

Самолет облетан в феврале 1944 г.

В феврале 1945 г. (предположительно 28.05.45 г.) два первых опытных самолета совершили скоростной перелет из Пекина в Китае на аэродром Йокота западнее Токио, пройдя дистанцию 2300 км за 3 ч 15 мин. со средней скоростью 707 км/ч – благодаря сильному и устойчивому строго попутному ветру. Но это оказалось чисто случайное достижение.

В ходе испытаний ВМГ самолета работала ненадежно. Испытания продолжались более года. Основной проблемой были дефекты силовой установки и прежде всего наддува (дефекты турбокомпрессоров). Их устранить не удалось. На вооружение принят не был, решение о запуске самолета в серию было отменено.

Виды слева и сверху (частично) самолета Мицубиси Ki-46-IV (штабной разведывательный самолет, армейский тип 100)
Виды слева и сверху (частично) самолета Мицубиси Ki-46-IV (штабной разведывательный самолет, армейский тип 100)

Источник: альбом Mitsubishi Ki-46 Modelling Manual – Koku Fan // https://forum.warthunder.com/index.php?/topic/185336-ki-46-attackerfighter-variants/

Компоновка кабины летчика самолета Мицубиси Ki-46-IV (штабной разведывательный самолет, армейский тип 100) и расположение приборов и органов управления на главной приборной панели
Компоновка кабины летчика самолета Мицубиси Ki-46-IV (штабной разведывательный самолет, армейский тип 100) и расположение приборов и органов управления на главной приборной панели

Источник: альбом Mitsubishi Ki-46 Modelling Manual – Koku Fan // https://forum.warthunder.com/index.php?/topic/185336-ki-46-attackerfighter-variants/

Виды снизу, спереди и сверху (частично) самолета Мицубиси Ki-46-IV (штабной разведывательный самолет, армейский тип 100)
Виды снизу, спереди и сверху (частично) самолета Мицубиси Ki-46-IV (штабной разведывательный самолет, армейский тип 100)

Источник: альбом Mitsubishi Ki-46 Modelling Manual – Koku Fan // https://forum.warthunder.com/index.php?/topic/185336-ki-46-attackerfighter-variants/

Фюзеляж самолета Мицубиси Ki-46-IV (штабной разведывательный самолет, армейский тип 100)
Фюзеляж самолета Мицубиси Ki-46-IV (штабной разведывательный самолет, армейский тип 100)

Источник: альбом Mitsubishi Ki-46 Modelling Manual – Koku Fan // https://forum.warthunder.com/index.php?/topic/185336-ki-46-attackerfighter-variants/

Крыло, мотогондола и расположение крыльевых баков самолета Мицубиси Ki-46-IV (штабной разведывательный самолет, армейский тип 100)
Крыло, мотогондола и расположение крыльевых баков самолета Мицубиси Ki-46-IV (штабной разведывательный самолет, армейский тип 100)

Источник: альбом Mitsubishi Ki-46 Modelling Manual – Koku Fan // https://forum.warthunder.com/index.php?/topic/185336-ki-46-attackerfighter-variants/

Моторама, выхлопной коллектор и крепление турбокомпрессора в мотогондоле самолета Мицубиси Ki-46-IV (штабной разведывательный самолет, армейский тип 100)
Моторама, выхлопной коллектор и крепление турбокомпрессора в мотогондоле самолета Мицубиси Ki-46-IV (штабной разведывательный самолет, армейский тип 100)

Источник: альбом Mitsubishi Ki-46 Modelling Manual – Koku Fan // https://forum.warthunder.com/index.php?/topic/185336-ki-46-attackerfighter-variants/

Маслосистема, система впрыска воды и установка турбокомпрессора в мотогондоле самолета Мицубиси Ki-46-IV (штабной разведывательный самолет, армейский тип 100)
Маслосистема, система впрыска воды и установка турбокомпрессора в мотогондоле самолета Мицубиси Ki-46-IV (штабной разведывательный самолет, армейский тип 100)

Источник: альбом Mitsubishi Ki-46 Modelling Manual – Koku Fan // https://forum.warthunder.com/index.php?/topic/185336-ki-46-attackerfighter-variants/

Ki‑46‑IVa штабной разведывательный самолет, армейский тип 100, 2-й опытный, скоростной и высотный дальний разведчик.

Построен и облетан в феврале 1944 г. практически одновременно с 1-м самолетом и по конструкции от него вероятно не отличался.

Ki‑46‑IVa штабной разведывательный самолет, армейский тип 100, 3-й опытный, скоростной и высотный дальний разведчик.

Построен и облетан в 1944 г. Проходил испытания.

Ki‑46‑IVa штабной разведывательный самолет, армейский тип 100, 4-й опытный, скоростной и высотный дальний разведчик.

Построен и облетан в 1944 г. Проходил испытания.

Ki‑46‑IVа штабной разведывательный самолет, армейский тип 100 Модель 4А предполагаемый серийный, скоростной и высотный дальний разведчик.

Решение о запуске самолета в серию было принято еще в начале 1944 г., до первого полета опытного образца. Но устранить все опасные дефекты его ВМГ не удалось и оно было отменено. К тому же к 1945 г. основной завод «Мицубиси» в Нагое был разрушен землетрясением и бомбардировкой.

Ki‑46‑IVb проект, истребитель-перехватчик ПВО.

Дальнейшее развитие варианта самолета для ПВО вероятно с теми же отличиями по ВМГ, что и на самолете Ki‑46‑IVa, но без переделки топливной системы. Все вооружение установлено в НЧФ.

Самолет построен не был.

Всего построено 1742 самолета Ki-46 всех модификаций.

-23
-24
-25
Эксплуатация самолета в составе ВВС Императорской Армии Японии и общая оценка
Эксплуатация самолета в составе ВВС Императорской Армии Японии и общая оценка
-27
-28
-29
Эксплуатация самолета в составе ВВС Императорской Армии Японии и общая оценка
Эксплуатация самолета в составе ВВС Императорской Армии Японии и общая оценка
-31

Эксплуатация самолета в составе ВВС Императорской Армии Японии и общая оценка

Первыми самолеты Ki-46-II получили части ВВС Квантунской армии в Маньчжурии в июле 1941 г. Самолеты применялись для полетов вдоль границ СССР и в прилегающих водах. В СССР они получили условное обозначение «Р-100».

Также они применялись в Китае.

Пилот самолета Мицубиси Ki-46-II ВВС Императорской Армии Японии передает свой меч самурая механику, который встречает его после возвращения из боевого вылета
Пилот самолета Мицубиси Ki-46-II ВВС Императорской Армии Японии передает свой меч самурая механику, который встречает его после возвращения из боевого вылета

Фото: http://waralbum.ru/233000/

Самолеты этого типа вели разведку всей территории Индокитая перед его оккупацией в конце 1941 г., в т.ч. над Таиландом полностью безнаказанно. Для этого ТВД дальности им полностью хватало.

Осенью 1941 г. начались полеты этих самолетов над Тихим океаном в районе колоний стран Европы и заморских владений США вплоть до Новой Гвинеи и северного побережья Австралии.

Со вступлением Японии во II мировую войну самолеты-разведчики Ki-46-II и Ki-46-III действовали в основном на следующих ТВД:

- Маньчжурия;

- Малайя;

- Бирма;

- Тихий океан – все р-ны, где действовала Армия Японии;

- Индийский океан.

Сведения об эксплуатации самолетов Мицубиси Ki-46 в ВВС Императорской Армии Японии можно посмотреть в таблице:

-33

На самолете совершали отдельные полеты экипажи авиации ВМС Японии, но в их части самолеты Ki-46 на постоянной основе не передавались и обозначение ВМС им не присваивалось.

В целом самолет получил положительную оценку, имел нормальную устойчивость и управляемость. Однако ряд недостатков, выявленных еще на испытаниях, оказался не изжит.

На первом этапе эксплуатации в условиях влажного тропического климата начались отказы моторов. Использование бензина с октановым числом 92 улучшило надежность работы СУ во влажных тропических условиях. Это было подтверждено специальными испытаниями, проведенными в июне 1941 г. на о. Формоза. Самолет получил ряд дополнительных доработок по опыту эксплуатации Ki‑46‑I, в т.ч. была изменена прокладка топливопроводов в мотоотсеках (для исключения скопления воды и улучшения надежности работы СУ во влажных тропических условиях).

Стратегический разведчик Мицубиси Ki-46-II из отдельной эскадрильи 18 докурицу дай сьюго тютай в Индокитае
Стратегический разведчик Мицубиси Ki-46-II из отдельной эскадрильи 18 докурицу дай сьюго тютай в Индокитае

Фото: https://www.flickr.com/photos/133697406@N05/albums/with/72157653893254919

Кроме того, на начальной стадии эксплуатации самолета был выявлен ряд других дефектов:

- перегрев масла при длительной работе двигателей не номинальном режиме для набора рабочей высоты полета (вертикальная скорость уменьшена, время набора рабочей высоты возросло);

- замедленная реакция на отклонение элеронов;

- недостаточная эффективность РН;

- частые отказы кислородного оборудования при длительном использовании в полетах на большую дальность;

- поломки шасси на посадке (случаи повторяющиеся, как правило, заканчивались аварией с разрушением самолета или катастрофой) – были введены дополнительные силовые элементы, однако этот дефект не был изжит до конца эксплуатации Ki‑46.

Самолет Ki-46-II из 2-го тютай 81-го сентай ВВС Императорской Армии Японии – 81-я авиагруппа действовала в Китае, Индокитае, на Малайе, Суматре и Яве, а также в Бирме
Самолет Ki-46-II из 2-го тютай 81-го сентай ВВС Императорской Армии Японии – 81-я авиагруппа действовала в Китае, Индокитае, на Малайе, Суматре и Яве, а также в Бирме

Хотя самолеты Ki-46, особенно Ki-46-III, имели достаточно высокие данные, успешность их использования сильно зависела от тактической ситуации и особенно от выучки экипажей. В неблагоприятных обстоятельствах они несли большие потери в т.ч. от не обладавших особо высокими высотно-скоростными данными самолетов Grumman F6F Hellcat и Яковлев Як-9.

Оборонительное вооружение и боевая живучесть самолета оказались недостаточными.

-36

На общем невысоком уровне боеготовности самолетов Ki-46 сказались как указанные выше дефекты, так и трудности со снабжением комплектующими и запчастями, низкое качество ГСМ, а с 1943 г. – и ухудшение выучки летного и технического состава, прибывавшего на восполнение убыли.

Стратегический разведчик Мицубиси Ki-46-II – машина очевидно в небоеготовом состоянии, амортизатор левой опоры шасси потерял давление и просел до упора
Стратегический разведчик Мицубиси Ki-46-II – машина очевидно в небоеготовом состоянии, амортизатор левой опоры шасси потерял давление и просел до упора

Фото: https://www.flickr.com/photos/133697406@N05/albums/with/72157653893254919

Хотя были попытки приспособить самолет для решения ударных задач, в чем также нуждались перешедшие к обороне японские войска на островах, этому препятствовало отсутствие бронирования и других мер пассивной защиты, тогда как малокалиберная зенитная артиллерия противника значительно усилилась. Потому штурмовые модификации самолета практического применения в японской авиации не нашли.

Тяжелый перехватчик Ki-46-III-KAI – 16-й докурицу дай сьюго тютай (отдельной эскадрильи) в ПВО Японии. На месте фюзеляжного бака установлена 37-мм пушка Но-203, которой предполагалось обстреливать самолеты противника снизу – проходя под ними
Тяжелый перехватчик Ki-46-III-KAI – 16-й докурицу дай сьюго тютай (отдельной эскадрильи) в ПВО Японии. На месте фюзеляжного бака установлена 37-мм пушка Но-203, которой предполагалось обстреливать самолеты противника снизу – проходя под ними

Фото: http://www.ijaafphotos.com/jbwki462.htm

Обломки самолета Ki-46-II на захваченном американцами аэродроме
Обломки самолета Ki-46-II на захваченном американцами аэродроме

Фото: http://arawasi-wildeagles.blogspot.com/2016/07/mitsubishi-ki-46-model-ii-dinah-video_17.html

Эксплуатация самолета за пределами Японии

Великобритания. Как трофеи 2 самолета этого типа.

Самолет Ki-46-III сер. № 5439 принадлежал 3-му тютай 81-го сентай, захвачен в нелетном состоянии на а/д Kahan в Малайе. Самолет был изучен, сфотографирован, было решение его отремонтировать, но не нашли необходимых комплектующих. 25.03.46 г. вышло решение поместить его в музей, но оно было выполнено только в 1963 г. Ныне находится в Музее Королевских ВВС Великобритании в г. Cosford.

Данных о 2-м самолете Ki-46 в Великобритании нет.

Германия. В 1942-1943 гг. велись переговоры о поставках самолета Ki-46-II для частей разведывательной авиации Люфтваффе, но осуществить это оказалось невозможно из-за блокирования Союзниками морского сообщения между Японией и Германией (ходили только транспортные подлодки, а они такие большие самолеты доставлять не могли).

Китайская Народная Республика. Были захвачены как трофеи два самолета Ki-46-IIIb в летном состоянии частями НОАК. Они эксплуатировались как штурмовики до начала 1950-х гг., став последними летающими самолетами этого типа.

Нидерланды. Один самолет Ki-46-III захвачен в летном состоянии на а/д Менадо (Menado о. Целебес, Малайя). На самолет были нанесены опознавательные знаки «зеленый крест» (как на трофейный). Не известно, эксплуатировался ли он или хотя бы испытывался в ВВС Нидерландов.

Соединенные Штаты Америки. В США самолет получил условное наименование «Дина» (Dinah), которое использовалось для его опознавания также в других странах антияпонской коалиции (в СССР – только в переводной литературе).

По меньшей мере, один самолет Ki-46-II был захвачен в летном состоянии и был передан в Центр технической разведки ВВС Армии США (Technical Air Intelligence Center). Там он проходил испытания, получив бортовой номер «10 белый».

Ki-46-II штабной разведывательный самолет, армейский тип 100 серийный на испытаниях в США
Ki-46-II штабной разведывательный самолет, армейский тип 100 серийный на испытаниях в США

Фото: https://ww2aircraft.net/forum/threads/fao-shinpachi-mitsubishi-ki-46-iii.26161/page-2

Франция. Как минимум один самолет был захвачен в исправном состоянии в 1945 г. на территории французских колоний в Индокитае. Сведений о его летной эксплуатации нет.

Использованные источники:

1. Chant, Chris. Aircraft of World War II: 300 of the World's Greatest Aircraft 1939–1945. New York, USA, New York: Metro Books, - 2015

2. Francillon Rene J. Japanese Aircraft of the Pacific War. London, UK, Putnam & Co. Ltd., - 1970

3. Francillon Rene J. Mitsubishi Ki-46. Aircraft Profile No. 82. Windsor, UK, Profile Books Ltd., - 1966

4. http://arawasi-wildeagles.blogspot.com/2013/09/mitsubishi-ki-46-dinah.html

5. Mitsubishi Ki-46 Modelling Manual – Koku Fan // https://forum.warthunder.com/index.php?/topic/185336-ki-46-attackerfighter-variants/

6. World War II in the Air. The Pacific. Ed. by James F. Sunderman. New York, USA, Bramhall House

Тяжелый перехватчик Ki-46-IIIb авиации ПВО Японии готов к взлету
Тяжелый перехватчик Ki-46-IIIb авиации ПВО Японии готов к взлету

Фото: https://www.flickr.com/photos/133697406@N05/albums/with/72157653893254919

Смысл использованных в статье и таблицах определений, понятий и сокращений можно узнать, открыв наш краткий словарь по авиации и ракетной технике

Этот раздел Справочника был впервые опубликован на сайте Наука и Техника, здесь он приведен с уточнениями и дополнениями по тексту и новыми иллюстрациями

Послесловие не в тему: а теперь настало время переключиться на умный, познавательный и интересный канал Кот-ученый, где каждый может найти то, что ему будет по душе