На небесах русской поэзии живется привольно. На женской половине ее королевствуют три духовные грации – Анна Ахматова, Марина Цветаева и Белла Ахмадуллина.
Можно помечтать, как они в апреле отметят 85 –летний земной юбилей младшей - Беллы, а она ответит стихами о Тарусе:
Пред Окой преклоненность земли и к Тарусе томительный подступ… Медлил в этой глубокой пыли стольких странников горестный посох.
Так сошлись на небе звезды, что Цветаева родилась в малом городке России, Ахмадуллина здесь подолгу жила в Доме творчества и каждый день писала стихи –посвящения природе. Теперь недалеко от станции 101 километр возвысились два памятника, это свидетельство признания их непревзойденного таланта.
Белла Ахатовна Ахмадуллина родилась в Москве в 1937 году, с юности была легкой на подьем, как будто знала свое предназначение – встречать рассветы и писать необыкновенной яркости стихи. Она выбивалась из стаи в школе, в Литературном институте, везде казалась как будто сотканной из воздуха неземной красоты. О хрупком внутреннем мире знали немногие, больше всего, наверное, друзья по цеху. Их великолепная пятерка сложилась бесповоротно в институте и Политехническом музее. В жизни Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Булата Окуджавы и Беллы эти поэтические вечера определяли главную точку отсчета - творчество, свет лирики и любви. Трепетный характер женщины-поэта стал непростой судьбой. Андрей Вознесенский так представлял юную подругу:
Нас много. Нас может быть четверо. Несемся в машине как черти. Оранжеволоса шоферша. И куртка по локоть – для форса… Мы мчимся – а ты божество. И все-таки нас большинство.
Она откликалась сердцем, признаваясь в любви и преданности:
Да будем мы к своим друзьям пристрастны. Да будем думать, что они прекрасны! Терять их страшно, бог не приведи.
У Беллы действительно был свой автомобиль «Москвич», и они своей кампанией ловили долю адреналина по полной. Мы все видели в фильме Марлена Хуциева как выступают поэты в Политехническом музее. К счастью для выступления они могли во время оттепели выбирать стихи сами. Иначе бы не «взорвали» музей и Дворец спорта Лужники, где собиралось по 14 тысяч зрителей. Поэтические вечера стали знаковым культурным явлением и проходили по всей стране. Как мы знаем – до поры до времени. И только в 1995 году мы вновь услышали на вечерах стихи, в том числе «Прощание с Политехническим». Но ликующе –плачущий голос Беллы Ахмадуллиной остался с нами на все времена.
«Сокровище русской поэзии»
Так называл Бэллу Ахмадуллину лауреат Нобелевской премии по литературе Иосиф Бродский. Одни современники отмечали искренность, утонченность и экзальтированную красоту поэзии, другие – странные сцепления слов и мыслей. Сама поэтесса писала в воспоминаниях – «Главное для меня – гармония, верность звуку. Более всего отмечаю «Звук чарующий», перед которым следует и трепетать, и преклоняться. Все-таки звук – повелитель и взять неверную ноту рискованно».
Все 33 сборника стихов (первый сборник «Струна» - 1962г., последний в 2010г.). Ахмадуллиной – это присяга верности необыкновенной музыкальности, где звук – повелитель. Все, кто слышал стихи в ее исполнении, немедленно попадали в число поклонников. В последние годы, когда Бэлла уже была больна, любители поэзии любым способом старались узнать приедет ли она в Переделкино, чтобы выступить. Ее знаковая фигура, чаще в черном одеянии, удивительный хрустальный голос, особая манера чтения уносили в дали небесные, где душа человеческая вне социальных страстей и грехов. Мы помним лучшее, у каждого оно свое, мы поем песни ( «А напоследок я скажу –прощай, любить не обязуюсь») , мы вместе переживаем и мучаемся:
Покаянная так душа слаба, Будто хмурый кто смотрит искоса. Для чего свои сочинять слова – без меня светла слава икоса.
Стихи – это биография Изабеллы, Беллы, Геллы.
Промельк Беллы
Так назвал изданную романтическую хронику отношений и любви ее муж Борис Мессерер. Их совместная жизнь началась в мастерской художника на Поварской, где все 36 совместных лет пронеслись стремительно, но остались стихами на потолке, написанными леди в первые дни встречи. Известный художник и поэт объединили своих друзей и родственников в единое и неразрывное целое, где всем было хорошо. В книге автор часто отдает все лавры жене: «Красота Бэллы, талант человеческий и поэтический, манящая тайна образа в сочетании с прекрасными стихами и удивительной манерой их чтения притягивали людей»
Они много вместе поездили по свету, встречались с великими представителями русской культуры в эмиграции – Владимиром Набоковым, Барышниковым, Мариной Влади, Василием Аксеновым, Иосифом Бродским, выступали на фестивалях поэзии в Кембридже, Роттердаме, Париже. Кстати, у Бэллы в столице Франции был свой поэтический вечер, который прошел с большим успехом, а рекламные портреты русской красавицы еще долго висели по городу. В журнале ВОГ появилась огромная статья о творчестве Бэллы, где Иосиф Бродский саркастически писал: «Она без вреда для себя прошла через Литинститут, где превращают соловьев в попугаев. Ее первая и последующие книги немедленно исчезали из книжных магазинов». В родном СССР и за границей Ахмадуллина больше всего любила выступать вместе с Булатом Окуджавой. Они были неразлучны и крепки перед властными посулами, в Москве даже ходила шутка – только Бэлла и Булат отказались от наград. Если по честному, то госнаграды у них были, но кичиться ими – дурной тон.
Вернемся к книге и прочитаем такие заключительные строки: «Бэлла Ахмадуллина навсегда останется первой поэтической влюбленностью поколения за единство стихов и гордости, бунта и печали». В интервью Борис Мессерер признавался: "Я очень много рисовал Беллу. Памятник решил делать сам. Теперь она стала моей первой скульптурой. Сейчас доволен - Белла похожа на саму себя". Подпишемся под этими строчками и обязательно съездим в Тарусу, чтобы положить цветы к ее памятнику среди холмов и вспомнить загадочно прекрасные стихи «День Рафаэль»:
Пришелец день, не стой на розовом холме!
Не дай, чтобы заря твоим чертам грубила.
Зачем ты снизошел к оврагам и ко мне?
Я узнаю тебя. Ты родом из Урбино.