Найти тему
basilius3

Жорж Санд Царского Села

"Княжна Гедройц, хирург прекрасный,
Но любит почести и лесть,
И нрав имеет грозно властный - 
Ведь и на солнце пятна есть!"

Княжна Вера Игнатьевна Гедройц (1870-1932 гг.) за достижения в области медицины, еще в дореволюционное время, была награждена золотой медалью "За усердие" на Анненской ленте и серебряной - "За храбрость" на Георгиевской ленте, а также знаками отличия Красного Креста всех трех степеней.

-2

Принадлежавшая к старинной литовской княжеской фамилии, она родилась в имении Слободище Брянского уезда  Орловской губернии в 1870 году, хотя некоторые биографы настаивают на другой дате – 1876 год. Отец Веры, князь Игнатий Гедройц, в молодости сочувствовавший польско-литовскому освободительному движению, слыл не только успешным предпринимателем, но и человеком прогрессивных взглядов. С этим Вере, по меркам её времени, несказанно повезло: ей было предоставлено самой выбирать жизненный путь. Волевая и независимая, она с ранней юности презирала традиционные «женские» занятия, зато страстно тянулась к знаниям. Вера  училась сначала в Брянской прогимназии, где одним из ее преподавателей был прославившийся впоследствии писатель Василий Розанов, затем — в гимназии в Орле.
После исключения из орловской  гимназии за сатирическое стихотворение, девушка занялась самообразованием. В Санкт-Петербурге  в возрасте пятнадцати лет, она посещала медицинские курсы Лесгафта, и, верная вольнолюбивым традициям семьи, сблизилась с революционными кругами. В 1892 году Вера Гедройц была арестована жандармерией вместе с группой единомышленников. Вскоре выяснилось, что ее участие в кружке молодых радикалов (кружок Вейуштока) «не представляло реальной опасности для престола», однако со столицей мятежной княжне все же пришлось расстаться: ее выслали в имение отца под надзор полиции. Казалось, все пути к медицинскому образованию оказались отрезаны, но решительная барышня не была намерена сдаваться обстоятельствам. Чтобы получить паспорт для выезда за границу, где женщинам доступен диплом врача, в 1894 году Вера вступает в фиктивный брак с поручиком Николаем Белозеровым,
За участие в революционных студенческих кружках ее выслали под надзор полиции в имение отца. Под  чужим паспортом она бежала в Швейцарию, где в 1898 году с отличием закончила медицинский факультет университета в Лозанне со степенью доктора медицины и хирургии.

-3

В 1900 году княжна возвращается в Россию. В 1902 году она подтверждает свой диплом и степень доктора с успехом выдержав экзамен при Московском университете и получает место хирурга в больнице Мальцовских заводов портландцемента (пос. Людиново Калужской губернии).
Вера Игнатьевна принимает участие в работе губернских медицинских обществ, помещает работы в научных журналах. В 1905 году она была назначена главным хирургом больниц Мальцовских заводов. В то время лишь 3-4% российских врачей были женщинами.

-4

Разразилась русско-японская война, и княжна вызвалась ехать на фронт хирургом санитарного поезда Красного креста. Там она вписала свое имя в историю медицины. 
Княжна Вера оперировала в специально оборудованном железнодорожном вагоне и в палатках, обложенных глиной для защиты от холода. Только за первые 6 дней работы санитарного поезда она сделала 56 сложных операций. Выдающийся хирург-практик, она успешно оперировала легендарного генерала Гурко и пленного японского наследного принца, который впоследствии прислал дары русским монархам и назвал ее "княжной милосердия с руками, дарящими жизнь".

-5

В 1909 году Царица Александра Федоровна вызвала Веру Игнатьевну в Царское Село, где она получает место ординатора Царскосельского Дворцового госпиталя. С тех пор княжна Вера Игнатьевна стала близким человеком в семье последних Романовых и домашним врачом детей царской семьи.
Помимо медицины, Вера Игнатьевна писала стихи, рассказы и воспоминания и публиковала их под псевдонимом Сергей Гедройц, выбранным в память о рано умершем брате. 
Оказавшись в Царском Селе, она знакомится с Н.С.Гумилевым, Р.В.Ивановым Разумником, А.М.Ремизовым,возобновляет знакомство с В.Розановым,позднее с С.Есениным.

-6

Ее произведения помещают в журналы, в 1910 году Вера Гедройц издает свой первый сборник «Стихи и сказки» (СПб).
В конце 1911-го или 1912 году она была принята в «Цех поэтов» и оказала ему неоценимую услугу, внеся половину необходимой суммы при основании журнала «Гиперборей», в котором также печатала стихи (№ 1, 6, 9-10). Она посещала собрания «Цеха поэтов» в Царском Селе, проходивших в доме Николая Гумилева и Анны Ахматовой и под его издательской маркой  выпустила свою вторую книгу стихов «Вег» (СПб., 1913). 
Рецензии на ее сочинения (а о ней писали и Н.Гумилев, и С.Городецкий, и Георгий Иванов) были  отрицательные, хотя в них и проглядывает уважение к личности и характеру автора. 
В 1912 году Вера Игнатьевна успешно защищает докторскую диссертацию при московском университете. В 1914 году она издает книгу "Беседы о хирургии для сестер и врачей", где обобщает свой опыт, полученный во время русско-японской войны.

-7

С началом Первой мировой войны В.И.Гедройц в должности главного врача Царскосельского Дворцового госпиталя работает над его переоборудованием, подготавливает этот и другие госпиталя к приему раненых,  и приступает к многочисленным операциям раненых, которые доставлялись в Царское Село с фронта с помощью сети санитарных поездов. 
Она обучает императрицу и ее дочерей работе медицинской сестры. Получив диплом сестер милосердия, Царица и Великие княжны ассистировали Вере Игнатьевне при операциях в качестве рядовых хирургических сестер и без всяких скидок на Августейшую кровь.
Княжна Гедройц много курила, имела низкий голос и крутой нрав.
К "великому старцу" Григорию Распутину княжна Вера относилась отрицательно и без почтения. В 1915 году она осматривала любимую фрейлину ее Величества Анну Вырубову, которая получила тяжелые травмы при аварии поезда, шедшего из Царского Села в Петербург.  В это время  в палате находился, навещавший Анну,Григорий Распутин. 
"Видя что Распутин не собирается выйти, княжна Вера взяла его за плечи и вытолкнула в коридор, хлопнув дверью перед его носом".

-8

Вместе с тем к Царской семье княжна Гедройц относилась с любовью и уважением. Узнав о приходе Февральской революции и отречении царя: "Вера Игнатьевна рыдала, как дитя беспомощное".  Как могла, она старалась спасти царскосельский лазарет от разорения в период всеобщей неразберихи и ломки устоев.
В это смутное время у Веры Игнатьевны объявилось немало недоброжелателей, припомнивших ей близкие отношения с августейшей семьей и другие "промахи".

-9

После упразднения Дворцового Медицинского Ведомства Гедройц прекратили выплату жалованья из Дворцового госпиталя, мотивируя тем, что она работает в другом лечебном учреждении. Все это заставило В.И.Гедройц покинуть госпиталь и Царское Село. 
В мае 1917 года она едет на фронт, где становится корпусным хирургом 6-й Сибирской стрелковой дивизии. После ранения была эвакуирована в Киев ( январь 1918 г.), где  после выздоровления работала в детской поликлинике, а с 1921 года — в факультетской хирургической клинике Киевского мединститута. 
Когда в  клинику по поводу осложненного аппендицита поступила Надежда Хазина -  жена поэта Осипа Мандельштама, её спасла княжна Гедройц.

-10

Прокатившаяся по стране первая волна сталинских репрессий не обошла стороной и известную женщину-хирурга, которая имела мужество не открещиваться от своего прошлого. В 1930 году она была уволена из университета без права на пенсию, однако арестовать ее у киевских чекистов не поднялась рука: слишком многие вокруг были обязаны ей жизнью и здоровьем.
Вера Игнатьевна купила дом в пригороде Киева, почти оставила хирургическую деятельность и стала заниматься писательской, задумав издание цикла полуавтобиографических повестей под общим названием «Жизнь».
Княжна Вера Игнатьевна Гедройц скончалась от рака в 1932 году и была похоронена на Спасо-Преображенском (ныне Корчеватском) кладбище в Киеве.
Над ее могилой был поставлен скромный крест с жестяной табличкой.
Внутри ограды находится еще одна могила – архиепископа Ермогена. Некогда, будучи молодым священником, он смертельно заболел, вторая жизнь была дарована ему руками чудесной женщины-хирурга Веры Игнатьевны Гедройц. После ее кончины он преданно ухаживал за ее могилой и завещал похоронить себя рядом с ней...

-11