К творчеству Сергея Павлова я всегда относился с огромным уважением и любовью, а его дилогия о «мягких зеркалах» навсегда заняла в моем сердце место одного из лучших когда-либо прочитанных фантастических произведений.
Сегодняшнюю статью я хочу посвятить повести Павлова «Чердак Вселенной». Иногда ее называют «прологом» к дилогии о «мягких зеркалах», и в каком-то смысле это справедливо, потому что общие черты есть (и даже есть один общий персонаж — Калантаров). Конечно, истину знал только Сергей Иванович, а у него мы уже, увы, спросить не можем.
На мой взгляд, «Чердак Вселенной» все же лучше рассматривать как отдельное самостоятельное произведение, не впадая в ересь литературных обобщений. Прежде всего потому, что посвящено оно совсем другим проблемам и вопросам. Если «Лунная радуга» заставляет задуматься о том, готово ли человечество выходить за пределы своего уютного голубого шарика, да не просто делать вылазки, а даже пытаться обживать и эксплуатировать пространство, изначально совершенно не приспособленное для существования вида homo sapiens, то в «Чердаке Вселенной» речь идет о другом.
Прежде всего эта повесть отдает дань классической (и одной из старейших) теме научной фантастики — романтике научного поиска. Герои «Лунной радуги» - космодесантники, суровые первопроходцы Пространства. Повесть же Павлов населил почти исключительно учеными — гениями и рядовыми трудягами, энтузиастами, рвущимися к новым знаниями или, напротив, разочаровавшимися в выбранном пути. Но это именно ученые. Больше всего они напомнили мне «смерть-планетчиков» из «Стажеров» Стругацких (не могу отделаться от ощущения, что на написание повести Павлова вдохновил именно эпизод об ученых на Эйномии).
Конечно, повесть — не роман, сам формат не позволяет настолько глубоко погрузиться во все философские аспекты идеи, лежащей в основе произведения, как Павлов сделал это в «Лунной радуге», но все же это уже настоящий, знакомый нам Сергей Павлов, а не автор довольно наивных дебютных рассказов и повестей, писатель со своим сформировавшимся стилем и взглядами.
В относительно небольшой повести Павлов сумел затронуть сразу несколько аспектов науки и жизни и психологии тех, кто эту науку, собственно, двигает вперед. Тут и проблема так называемого «негативного результата»: как известно в науке важны все исследования, даже те, что закончились тупиком, вот только почему-то ученые не очень любят, когда эти «важные тупики» выпадают именно на их долю. Тут и проблема нескоординированности различных научных областей (а ведь об этом писал еще Ван Вогт чуть ли не в тридцатых годах!), у Павлова доведенная почти до абсурда. Да и про личную жизнь ученых забывать не стоит — это же живые люди, а не «сферические физики в вакууме».
Мне отдельно понравилась сюжетная линия, в которой Калантаров (тот самый, который потом мельком упоминается в «Лунной радуге») пытается «растормошить» своего разочаровавшегося и уставшего коллегу и ученика, пускаясь на всякие психологические трюки вплоть до довольно сомнительной провокации.
Ну и для юмора место нашлось, конечно. Перепуганная горилла, громящая космическую научную станцию — это вам не мелочь какая-то. Кроме того, я, как ни старался, так и не смог себе вообразить ни гориллу, одетую в скафандр (и нет, даже иллюстрации не помогли), и даже подробно описанный процесс одевания гориллы в этот самый скафандр. Господи, я коту ошейник от блох нацепить не могу без получасовой гонки по квартире, ибо он воспринимает это как личное оскорбление, а тут — горилла в надувном белье. Ладно, спишем на то, что на космической станции были очень умные гориллы.
Подытоживая же написанное — повесть отличная, и если вам нравится проза Павлова, то «Чердак Вселенной» надо обязательно прочитать. Не хочется спойлерить, поэтому просто скажу: концовка повести неожиданно сильная и оставляет пространство для домысливания читателем. Кому как, но для меня это — безусловный плюс.
Одним словом, еще одно классическое произведение от мастера советской научной фантастики Сергея Павлова. Жаль, что он так и не раскрыл в других произведениях историю проекта «Зенит-Дипстар».