Большинство рассказов начинается со слов: «звонят друзья и говорят, а почему бы не проехать вооон той дорожкой?». Так же и в этот раз, но поехать по рязанским землям я не мог в силу обстоятельств, а друзья не унимались: «Тебе же все равно надо выгуливать новый УАЗ! Давай, подтягивайся 23-го в музей автомобильной техники!».
В УАЗ Пикап ещё ничего не готово к путешествиям, но для вылазки выходного дня много не надо: портативный компрессор, буксирная стропа, динамическая стропа с парой шаклов, фотоаппарат, навигатор и компания друзей.
Целью нашего трипа было посещение музея военной автомобильной техники (ВАТ). Туда же должны были приехать и участники основного заезда. И, кстати, на 23 февраля музей был открыт бесплатно в честь праздника.
На входе нас встречал самый первый УАЗ, точнее последний ГАЗ с которого начался УАЗ. Это ГАЗ-69. Легендарный «Козлик».
ГАЗ-69 стоит в компании с двумя более современными УАЗами. Один из них УАЗ-3152 «Гусар», а второй — обычный армейский УАЗ с необычной судьбой.
УАЗ-3152 «Гусар» представляет собой автомобиль для выполнения различных функций: перевозка личного состава, грузов, буксировка прицепов, а также выполнение оперативных задач, для чего на турель может устанавливаться пулемет или автоматический гранатомет.
«Гусар» — не бронированный автомобиль, однако его силовой агрегат защищен легкой броней. Сам двигатель и трансмиссия с завода устанавливались от а/м Toyota.
Этот УАЗ-3151 в 1998 году в составе автоколонны из двух УАЗ и одного ГАЗ-66 в районе перевала Хурикау (южнее Моздока) попал под обстрел боевиков. Раненые водители УАЗ и ГАЗ-66 смогли выйти из-под обстрела, а второй УАЗ был расстрелян со всеми находящимися внутри: водителем – рядовым Олейниковым В. В. и двумя офицерами – полковником Еремеевым В. В. и полковником Гречиным С. И.
Этот странный автомобиль ЛуАЗ-967М предназначался для работы на переднем крае и мог выполнять различные функции: подвоз боеприпасов и личного состава, вывоз раненых с поля боя. При необходимости мог преодолевать небольшие водные преграды.
Центральное расположение водительского места в ЛуАЗ-967М обусловлено его целевым назначением и развесовкой при преодолении водных преград. По бокам на откидных площадках могли укладываться носилки с ранеными, а все пространство кузова использоваться для перевозки снаряжения или личного состава.
Рядом с трудягой ГАЗ-51 стоит стилизованный под ЗИС-5В, созданный к 60-летию победы в Великой Отечественной Войне. В кузове расположены 20 мягких сидений и на параде победы на этом автомобиле ехали ветераны войны.
Спартанский, но не лишенный лаконичного обаяния салон ГАЗ-51.
Редкий ГАЗ-3301 — опытный образец автомобиля предназначенного сменить на посту ГАЗ-66. Таких автомобилей, по-моему всего три экземпляра и один в музее ВАТ в Рязани.
Интересная особенность ГАЗ-3301 кроется под капотом. Точнее, под кабиной и для нас ее согласились поднять.
ГАЗ-3301 должен был комплектоваться 6-цилиндровым рядным дизелем ГАЗ-542 с !воздушным! охлаждением. Обратите внимание на просматривающиеся ребра охлаждения цилиндров.
Это не кемпер с альковой, а созданная на базе знаменитой «Полуторки» ремонтная мастерская. Рядом автомастерская на базе ГАЗ-66. Низкий кунг предназначен для аэромобильного применения.
Вот в такой мастерской наши деды и прадеды в жару и в мороз осуществляли ремонт военной техники в годы войны. Комфорт уходил далеко на второй план.
Любые механизмы в разрезе представляют интерес не только для детей, но и для врослых «детей». Роман осматривает проходной грузовой мост на предмет возможной инсталляции на пикап Toyota.
8-цилиндровый двигатель ГАЗ-66 на стенде. Наглядное пособие для курсантов военного автомобильного института.
Газотурбинный танковый двигатель ГТД-100ТФ. В своей журналистской практике мне довелось поучиться и водить танк Т-80Б оснащенный такой силовой установкой.
А это уже мой «родной» дизель 5Д20Б устанавливаемый на десантные БМД. Отличается развалом цилиндров на 120 градусов, что позволило уменьшить высоту двигателя и корпуса боевой машины.
Боевая машина БМД-1, закрепленная на платформе и подготовленная к выброске с самолета с использованием многокупольной парашютной системы.
Автомобиль ГАЗ-66 также может быть доставлен к месту назначения с помощью военно-транспортного самолета и парашютной системы.
А это самое интересное — подготовленный к доставке в труднодоступные места планеты автомобиль УАЗ (шутка, не лишенная смысла).
Бронетранспортер ГАЗ-3937 «Водник». Предназначен для мобильных групп особого назначения.
Особенностью ГАЗ-3937 «Водник» являются два съемных независимых отделения — переднее с местом командира, водителя, силовой устновкой и заднее — предназначенное для транспортировки грузов, личного состава, установки легкого вооружения.
К сожалению, множество экспонатов «ушло» из музея с помощью некоторых чиновников Министерства Обороны РФ, в отношении которых сейчас происходят следственные действие. Среди них и уникальные опытные образцы автомобилей УАЗ.
Может быть, мы увидим их снова в стенах рязанского музей военной автомобильной техники, который не просто стоит посетить, а обязательно и крайне необходимо включить в свои планы, путешествуя по Рязанской области.