Отмечая день Светлого Воскресенья, следует задуматься о том, что это означает для твоей жизни. Мы привыкли к разнообразным праздникам, как мирским, так и религиозным. Новый год справляем по двум европейским и по китайскому календарю. Зачастую праздничный день сводится к тому, что есть повод выпить и наесться от пуза. Но разве за тем приходил Иисус в этот мир, чтобы просто дать очередной повод для «веселья»? С некоторых пор человечество стало потребительски относиться ко многим вещам, в том числе к таким, которые веками считались таинством. Зарождение жизни, смерть, сострадание и многое другое рассматриваются сквозь призму меркантильного интереса. Однако стоит вспомнить, что Иисус прогнал торгашей из храма. Этот его поступок означал, что для торгаша закрыт путь в царство божье. Торгаши этого ему не простили и попытались публично унизить и убить его, надеясь тем самым показать, что он был неправ. Однако промысел божий превыше меркантильных интересов. Иисус воскрес, показав тем самым, что путь к бессмертию лежит через любовь к Богу и служение Богу, а не Мамоне.
К сожалению, ситуация сложилась так, что чистое послание божественной любви стало использоваться как политическое средство достижения материальных целей. Ради этого учение Иисуса начали перекраивать и подгонять под «нужные» лекала. Амбиции мирских владык, начиная с Константина Багрянородного, определяли политический заказ для вселенских и тому подобных соборов. А когда политические интересы сталкивались, происходило разделение церкви, отделение новых ответвлений и возникновение вероучений, называющих себя христианскими, но на деле таковыми не являющихся.
История Европы и Руси в период средневековья и Возрождения наполнена военными конфликтами, в том числе и на религиозной основе. Некогда единая церковь делилась в результате появления новых представлений не только в обрядовом смысле, но даже по символу веры. Например, арианский символ веры отличался от ортодоксального одной буквой в написании. Правда, это отличие означало единосущность Святой Троицы в ортодоксальной концепции и подобосущность Троицы в арианстве. Отделение католической церкви сначала произошло на обрядовой основе, но впоследствии по инициативе Карла Великого было внесено изменение в символ веры (филиокве, означавшее, что Святой Дух исходит как от Отца, так и от Сына). Дальше - больше. Эпоха Возрождения ознаменовалось реформами христианства, что вылилось в тридцатилетнюю войну в Европе и в Раскол на Руси. И если кто-то думает, что на Руси основная часть населения была православной, то он глубоко заблуждается.
Если в Европе протестанты и католики в итоге были разделены географическими границами, то в нашем отечестве такого разделения не произошло и сторонникам старого обряда пришлось уйти в подполье, поскольку, несмотря на декларируемую в наше время веротерпимость, победившая сторона, опираясь на административный ресурс, жестоко преследовала противников никонианских новин. Вот пара цитат из двенадцати статей царевны Срфьи:
1. Которые расколщики святой церкви противятся, и хулу возлагают, и в церковь и к церковному пению и к отцам духовным на исповедь не ходят, и святых таин не причащаются, и в дома свои священников со святынею и с церковной потребой не пускают, и меж христианы непристойными своими словами чинят соблазн и мятеж, и стоят в том своем воровстве упорно: и тех воров пытать, от кого они тому научены, и сколь давно, и на кого станут говорить и тех оговорных людей имать и расспрашивать и давать им меж себя очные ставки, а с очных ставок пытать; и которые с пыток учнут в том стоять упорно ж, а покорения святой церкви не принесут, и таких, за такую ересь, по трикратному у казни допросу, буде не покорятся, жечь в срубе и пепел развеять.
5. А которые люди ходили к расколщикам и сами у них перекрещивались, и носили детей своих крещеных, которые в малых летах и в возрасту, перекрещивать, а прежнее святое крещение вменяли в неправое крещение: и тем, которые перекрещивались, буде они в том учнут виниться без всякиe противности, чинить наказание, бить кнутом и отсылать ко арxиереям, кто чьей епархии, и им о исправлении их чинить по правилам святых апостол и святых отец; а которые покорения в том приносить не учнут и станут в той своей прелести стоять упорно и вменять то в истину, а прежнее святое крещение нарицать неправым, и тех казнить смертью.
Документ вполне в духе законов царя Хаммурапи. В итоге образовался фактор, который подогревал противоречия внутри общества – конфессиональный. А поскольку с течением времени правящая прослойка склонялась в идейно-религиозном плане то к католицизму, то к протестантизму (поскольку постоянно ориентировалась на Запад), неприязнь со стороны основной массы народа только усиливалась. Подобное положение не могло сохраняться до бесконечности, и в итоге оно вылилось в мощнейший социальный взрыв – революцию. В советской историографии это ставилось в заслугу партии большевиков. В современной историографии имеется та же тенденция (разве что с негативным оттенком). Однако всё намного сложнее и можно с уверенностью утверждать, что корни 1917 года прорастают до XVII века. Последовавшие затем антицерковные мероприятия не были просто затеяны большевиками. Это шло из глубины народа, для которого церковь из заступника превратилась ещё в одного эксплуататора, который к тому же обеспечивал идеологическую поддержку крепостного права на протяжении почти трёх веков.
На самом деле фраза: «Религия – опиум для народа», на которую ссылаются атеисты, вырвана из контекста. В оригинале у Маркса она выглядит так: «Религия — это воздух угнетенной твари, сердце бессердечного мира, а так же душа бездушной ситуации. Подобно тому, как она — дух бездушных порядков, религия — есть опиум для людей!»... То есть, это своего рода обезболивающее средство в мире мучительных страданий. Так оно должно быть в идеале. К сожалению, в современном мире всё поставлено с ног на голову. Вместо слов утешения и надежды на божественную любовь людям предлагают отраву в форме настоящего опиума или алкоголя. Вместо божественных образов предлагают поклоняться живым идолам в виде популярных певцов, киноактёров, политиков и т.п. В этом мутном потоке ложных ценностей и подобной дезинформации человеку очень трудно оставаться Человеком, а не превратиться в двуногое животное. Ценность Человека в том, что он создан по образу и подобию Бога, и именно ему дано вырваться из плена материальной иллюзии. Неспроста такие великие подвижники как Сергий Радонежский и Серафим Саровский уходили в отшельничество, чтобы обрести духовное просветление. Они старались отрешиться от мирской суеты, царившей в церковном официозе. Поэтому при жизни церковная верхушка не хотела признавать их как святых. Преподобный Серафим, например, был канонизирован почти сто лет спустя по настоянию Николая II. Синод этому противился и неудивительно. Можно вспомнить афоризм одного древнеиндийского мудреца Чанакйи Пандита: «Дети, друзья и родственники отворачиваются от преданного Господа, однако, те, кто последует за ним, приносят благо своим семьям через свою преданность.» (Нити-шастра, 4.2)
В великом трактате древнеиндийской философии Бхагавад-гите(7.3) говорится: «Из многих тысяч людей едва ли один стремится к совершенству, а среди достигших совершенства едва ли один воистину познал Меня». Почему так происходит? Потому что материальный мир изначально тёмен и блуждающие во тьме души привлекаются блестящими приманками так называемого успеха: богатством, славой, властью. Рот этом не понимая, что всё это – дары смерти. Увлекаясь погоней за этими вещами они не находят времени, чтобы подумать о вечном. В итоге, когда приходит смерть, они теряют всё, к чему стремились. Напротив, тот, кто достигает духовного просветления, обретает весь мир и достигает бессмертия, поскольку восстанавливает свои вечные отношения с Богом и возвращается в Его обитель. Те же, кто одержим материализмом, продолжают скитания во тьме иллюзии. Что это за иллюзия? Это надежда, что материальные приобретения могут принести счастье и умиротворение. Но этим надеждам не суждено сбыться. Рыба, которую вытащили из воды, не будет счастлива, пока её не отпустят обратно в воду.
Человек тем отличается от животного, что с помощью дарованного ему разума может оценить своё положение и постараться изменить его к лучшему. Поэтому, когда Господь воплощается в материальном мире, Он в первую очередь обращается к людям, призывая их совершенствоваться духовно. Он либо приходит Сам, либо посылает Своего представителя. И необязательно это будет а Палестине. Он может появиться в любом месте и дать послание, соответствующее складу ума и уровню людей, к которым оно обращено. Но принцип остаётся одним и тем же. Бог призывает Человека на путь любви.
Первая заповедь, данная Иисусом, гласит: Возлюби Бога своего всем сердцем своим, всей душою своею и всем разуменьем своим. Это основополагающий принцип всех этических норм. Ведь если ты действительно возлюбил Бога, то ты будешь любить и Его творение, а значит, не будешь ни убивать, ни воровать, ни прелюбодействовать, ни лжесвидетельствовать и так далее. Именно такой образ мысли и практической жизни достоин Человека. Все прочие соображения от Лукавого, но не от некоего типа с рогами и копытами, а от того, что сидит в сердце каждого и склоняет на путь раба, ведущий в никуда. Быть Человеком, с одной стороны, очень просто – нужно лишь стараться жить по правилам, данным писаниями. Но с другой стороны это непросто, поскольку вокруг множество соблазнов и апологетов греха, которые свободно вещают с экранов телевизоров, и это преподносится как проявление прогресса. Порой бывает так, что даже религиозные лидеры попадают под влияние тьмы и становятся проводниками ложных ценностей. Поэтому нужна большая решимость, чтобы в подобной ситуации оставаться Человеком. Мне хотелось бы закончить свои размышление коротким стихотворением, написанным моим ныне покойным отцом. Он не был профессиональным поэтом, он был учёным, но иногда в минуты раздумий сочинял хорошие и глубокие стихи.
Иисус пронёс свой крест и к казни был готов.
«Распни его!» - кричал народ, беснуясь,
Но он был Божий Сын и знал: в конце концов,
Господь его посадит одесную.
Я знанье добывал из потаённых мест,
Чтоб Человек был жив не только хлебом.
Но сам не ведаю, неся свой тяжкий крест,
Распнут меня, иль вознесут на небо.
* * *