Часто можно видеть, что у ребёнка при произнесении некоторых звуков кончик языка просовывается между зубами. Например, при произнесении звуков С и Сь, З и Зь, Ш, Ж слышатся звуки, похожие на английские [θ, ð]. Но иногда язычок просовывается между зубами и при произнесении других звуков.
Если вы смотрели фильм «Место встречи изменить нельзя», то помните, как разговаривал карманник Кирпич, которого великолепно сыграл С. Садальский. Или мужик из мультфильма «Падал прошлогодний снег», который приговаривал: «Уж послала, так послала!».
Вот это и есть межзубный сигматизм! «Шепелявость» - устаревший термин, который специалистами сейчас не употребляется, поэтому использую его в кавычках.
Взрослые должны понимать, что такое произношение не является нормой для русского языка! Все разговоры о том, что ребёнок будет лучше говорить на английском, поэтому не надо ничего исправлять, - это оправдание непонимания, родительской невнимательности и лени. Межзубное произнесение любых звуков в русском языке считается нарушением звукопроизношения. Логопеды называют это нарушение –межзубный сигматизм. Это нарушение нужно исправлять! И лучше это сделать в дошкольном возрасте, пока ребёнок не начал изучать английский язык.
Это нарушение звукопроизношения является очень коварным. Оно заключается в следующем:
1. Это нарушение звукопроизношения достаточно сложно исправить.
В интернете множество роликов посвящены тому, как за 5 минут исправить это нарушение. Действительно, научить ребёнка правильно произносить звук С можно за 5 минут или за 1-2 занятия. Но это только 1/10 всего, что ещё предстоит сделать. Нужно закрепить правильное произношение. По сути, нужно переучить ребёнка. А переучивание – это самая сложная задача. Вот вы в какой руке телефон держите? Теперь попробуйте пользоваться телефоном, держа его в другой руке. Правда, не очень просто?
2. Для ребёнка разница при восприятии на слух между правильным звуком С и звуком С, похожим на английские звуки [θ, ð], невелика.
Ребёнок считает, что он произносит звук С. Просто произносит так, как у него получается … Это тоже затрудняет закрепление правильного звука в речи.
3. Причины этого нарушения часто не «логопедические», а условно медицинские. Поэтому помощь должна быть комплексная. Но нужно сначала разобраться в причинах этого нарушения. Если этого не сделать, то будете «поправлять» звукопроизношение ребёнка долгое время, пока не доведёте до невроза себя и его. Ведь может же говорить правильно, но не говорит! Не хочет? Издевается?
Основные причины, которые приводят к прокладыванию языка между зубами, и ребёнок начинает «шепелявить».
1. Некоторые считают, что язык высовывается между зубами, когда у ребёнка начинается смена молочных зубов на постоянные. Передние зубы у ребёнка выпадают и язык просовывается между зубами. Потом зубы вырастают, а нарушение остаётся. Но это не совсем верно. Если вы посмотрите на детей, у которых нет передних зубов, то убедитесь, что язык просовывается между зубами далеко не у всех. Дело в том, что язык во рту находится в состоянии физиологического тонуса, т.е. язычок сам себя удерживает во рту. Можно сказать, что язык не отдыхает даже тогда, когда мы молчим! Если тонус мышц языка нормальный, то язык не будет просовываться между зубами! Даже если передних зубов нет.
2. Нарушение тонуса мышц языка. Когда ваш ребёнок был маленький, возможно, врачи что-то говорили, что у малыша были нарушения тонуса в мышцах ручек или ножек. Вы делали массаж, лечебную физкультуру, плавали – и забыли про это. Но язык тоже состоит из большого количества мышц! И тонус этих мышц тоже может быть нарушен (снижен), и язычок начинает просовываться между зубами.
3. Нарушения носового дыхания: аденоиды, хронические риниты и т.п.
Если затруднено носовое дыхание, то формируется целый каскад патологических реакций. Ведь при аденоидах мозг недополучает большое количество кислорода! Вот организм пытается всячески приспособиться к этому и восполнить дефицит. У ребёнка всё время или иногда приоткрыт рот, ослабевают мышцы губ, язык начинает продвигаться вперёд, чтобы увеличить количество воздуха, которое может попасть через рот.
4. Нарушения прикуса.
5. Особенности раннего развития ребёнка: долго сосал соску, отказывался от жевания твёрдой пищи и т.п.
Если у ребёнка, который просовывает язык между зубами при произнесении некоторых звуков, выявлена хоть одна из вышеперечисленных причин, то логопед, скорее всего, сам не справится с этим нарушением. В зависимости от того, какая причина обнаружена, понадобится помощь ЛОР-врача, детского невролога, стоматолога -ортодонта. Медицинские специалисты дадут в случае необходимости свои рекомендации, и если их выполнять, то все нарушения звукопроизношения можно преодолеть!
А что может логопед? Какие упражнения могут выполнять родители, чтобы помочь ребёнку? Об этом буду писать в следующих публикациях.
Более подробно я рассказываю обо всём в видеороликах на своём логопедическом канале в Телеграмм: https://t.me/logopedkosinova
Подписывайтесь! Будет много интересного.
#логопед #логопед-дефектолог#логопед онлайн